Анна Борисовна СТЕПАНОВА, заместитель главного врача ГБУЗ «Ржевская ЦРБ»: ПОЛИКЛИНИКА ДОЛЖНАЯ БЫТЬ «БЕРЕЖЛИВОЙ»

— Анна Борисовна, к сожалению, повод для нашего разговора не очень приятный. Пациенты жалу­ются на сложности, которые воз­никают практически на всех эта­пах процесса обращения в поли­клинику. К нам в редакцию учас­тились жалобы на очереди в реги­стратуру, к узким специалис­там и даже к участковым терапев­там. Почему это происходит?

— Ну, начать стоит, наверное, с электронной очереди. До декабря про­шлого года она производилась на ре­гиональном электронном портале «Тверьмобимед». Система достаточ­но хорошо работала, и проблем с элек­тронной записью к врачам поликли­ники не возникало. С этого года вся область централизованно перешла на программу «Барс». Ее особенность в том, что пациент, которого еще нет в базе данных, самостоятельно записать­ся на прием не может. Поэтому сна­чала нужно обратиться в регистрату­ру поликлиники с пакетом докумен­тов — паспортом, полисом медицинс­кого страхования и пенсионной кар­точкой СНИЛС. Регистратор заносит пациента в базу данных, после чего он может записываться на прием са­мостоятельно. При этом подчеркну, что можно принести документы всех чле­нов семьи, близких людей, знакомых. Не обязательно личное обращение каждого пациента.

— Но на сегодняшний день оче­реди выстраиваются даже к регист­ратору.

— В определенном смысле это объяс­нимо. Занесение в базу такого боль­шого количества пациентов требует времени. Могу сказать, что отчасти эти очереди объясняются невысокой ком­пьютерной грамотностью многих паци­ентов, особенно пожилых, которые во­обще не имеют дома компьютера. А поэтому многие из них приходят по­вторно, даже после занесения в базу данных, для того, чтобы записаться на прием с помощью наших регистрато­ров. Именно поэтому самые большие и шумные очереди возникают по по­недельникам, когда начинается запись к врачам-специалистам.

— То есть, чем больше пожилых пациентов смогут, скажем, «осво­ить Интернет», тем быстрее удаст­ся справиться с этой проблемой?

— Это важный момент. Тем более что в самых ближайших планах — уве­личение квоты приема по электронной очереди — 70-75 процентов приема. Сей­час для электронной записи выделено относительно небольшое количество мест. Остальная запись по-прежнему производится по «живой очереди» в регистратуре. По этому вопросу суще­ствует принципиальная позиция Мини­стерства здравоохранения Тверской области. Хотя 25 процентов приема мы все равно должны оставить под «жи­вую» очередь», так как ситуации быва­ют разные — люди приезжают из села или из других районов, выписывают­ся из стационара и должны попасть на прием именно в этот день. Но проще и удобнее будет записаться по электронной очереди.

— Человек записался дистан­ционно или взял в регистратуре талон и к назначенному сроку пришел на прием. Есть гарантия того, что он попадет к доктору в назначенное время? Люди жалу­ются на очереди, в которых при­ходится просиживать часами.

— Электронная очередь по прави­лам является приоритетной, и мы долж­ны принимать пациентов в строго оп­ределенное время. Именно поэтому выходит медицинская сестра и их при­глашает пофамильно. Это, безусловно, вызывает раздражение, непонимание и недовольство сидящих в «живой очереди», ведь многие из них подхо­дят к кабинету врача заранее, порой задолго до начала приема. Но иногда приходится сдвигать и электронную очередь. Например, из-за пациентов, нуждающихся в неотложной помощи — при болях в животе, в сердце, при высокой температуре, с гипертоничес­кими кризами и т.д. Тем более что точно рассчитать время, которое мо­жет понадобиться доктору на такого пациента, не всегда возможно. Также есть большая и многочисленная кате­гория льготных граждан, имеющих пра­во проходить вне общей очереди. И это не только ветераны и инвалиды войны, которых в поликлинике теперь встретишь не так уж часто. Правом внеочередного обслуживания пользу­ются, например, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АС, беременные женщины, социальные работники, при­шедшие в поликлинику в интересах сво­их подопечных. И порой получается так, что образуется внушительная оче­редь из пациентов, которые должны идти без очереди.

— Анна Борисовна, но ведь в этом нет ничего нового. Так было всегда. Почему проблема обостри­лась именно сейчас? В чем при­чина? Ведь сложно попасть даже к участковому терапевту.

-Главная причина в том, что по­ликлиника испытывает серьезнейший дефицит кадров. И если с узкими спе­циалистами ситуация достаточно ста­бильна, то в первичном звене она, не побоюсь этого слова, близка к катаст­рофической. На сегодняшний день на двадцати участках у нас работают всего десять терапевтов, при этом восемь из них — пенсионного возраста. На каждого врача приходится до пяти тысяч пациентов, при нормативе в 1700, норматив превышается почти в три раза. Соответственно, объемы по­сещений у врачей на приеме и вызо­вах превышены примерно на столько же. По нормативу терапевт должен принять 16 пациентов за четыре часа, но фактически эта цифра доходит до 40-50 за прием. Вызовы на дом об­служивают всего 7-8 терапевтов. И вместо положенных 5-6 вызовов вра­чу приходится обслуживать по 15.

— Некоторые ваши пациенты го­ворят, что им предлагают платный прием у терапевта. Это правда?

— Прием на платной основе в по­ликлинике проводится только для па­циентов, не застрахованных в систе­ме ОМС, то есть, не имеющих страхо­вого медицинского полиса, граждан без документов или иностранных граж­дан, не имеющих полиса (их сейчас достаточно много), а также по жела­нию самого пациента. Причем, под­черкну, что на платной основе осуще­ствляется только плановый прием, прием при неотложных и экстренных состояниях осуществляется безотлага­тельно и бесплатно, независимо от наличия документов. Когда участко­вых терапевтов у нас было достаточ­но и участки были укомплектованы, то никаких талонов на прием не вво­дилось. Принимали всех до последне­го пациента. Сейчас нам пришлось ввести талонную систему. Это вынуж­денная мера, призванная, в том чис­ле, защитить наших пациентов, мини­мизировать время, проведенное в очереди у кабинета в ожидании при­ема. Но надо отдать должное нашим докторам, они продолжают принимать пациентов и без талонов, кто пришел выписать лекарство, например, жиз­ненно важный инсулин. В помощи мы по-прежнему стараемся не отказывать, делая, как я считаю, все возможное.

— Но ведь должно же быть най­дено какое-то решение? Как изме­нить ситуацию?

— Самой ближайшей мерой, кото­рую мы намерены предпринять — вве­дение электронной записи практически на полный прием. Это должно как-то стабилизировать ситуацию, упорядо­чить очередь, так как пациенты пой­дут к определенному времени. Сей­час же мы можем наблюдать макси­мальный приток к 8 часам утра. Именно в это время и формируются эти очереди в регистратуру и у каби­нетов, которые редеют к обеду и прак­тически исчезают во второй полови­не дня. В вечерние часы поликлини­ка практически пустеет.

Но как я уже сказала, все равно будут пациенты, которые по разным причинам не пользуются электронной записью. Так что, полностью эта мера проблему не решит.

— Сегодня человек здоров, и ему не нужен прием, а на следующий день он заболел, а талона к тера­певту уже не взять.

— У нас есть кабинет доврачебно­го приема, где пациенту измерят дав­ление, температуру, при необходимо­сти дадут лекарство для купирования приступа. В случае же реальной не­обходимости медсестра буквально за руку, вне очереди, проведет пациента к врачу. Либо к участковому, либо к дежурному терапевту по неотложной помощи, либо к кардиологу, который принимает абсолютно всех нуждаю­щихся в его помощи пациентов. В первой половине дня в поликлинике всегда есть хирург, готовый оказать хирургическую помощь, без записи, в порядке живой очереди, а в экстрен­ных случаях — и вне очереди.

— То есть, с узкими специалис­тами, как Вы уже упомянули, про­блем нет?

— На данный момент, например, больные сахарным диабетом испыты­вают некоторые неудобства в связи с тем, что наш эндокринолог нахо­дится в декретном отпуске, а нагруз­ка по выписке им лекарств опять же легла на плечи участковых терапев­тов. Но эти трудности временные.

— В детской поликлинике для ра­боты на участках достаточно успеш­но привлекают фельдшеров. Вы не планируете последовать их примеру?

— Именно в таком виде — нет. Здесь нужно учитывать специфику. Ведь пациенты педиатра, в основном, это здоровые дети. Осмотры до года, диспансеризация, патронаж, лечение простудных заболеваний — то, с чем может справиться опытный фельдшер. Пациенты взрослой поликлиники чаще всего люди с целым «букетом» хро­нических заболеваний, инвалиды, ма­ломобильные. Для работы с ними ну­жен врач достаточно высокой квали­фикации. Сейчас мы рассматриваем возможность создания постоянного «сестринского поста». Такие посты ус­пешно работают, например, в столи­це. Это медсестры, которых привле­кают для «бумажной» работы — оформ­ление выписок, справок, санаторно­курортных карт, направлений на об­следования, в некоторых случаях даже рецептов для пациентов, не нуждающихся в коррекции терапии. Тем самым и врача удастся разгру­зить, и время пациента сэкономить. Кстати, эту форму работы мы уже практиковали в период отпусков. И наши медсестры достаточно эффек­тивно отработали, «оттянув» на себя пациентов, которым не нужен обяза­тельный осмотр врача.

— Наверное, здесь уместно вспомнить о проекте «Бережливая поликлиника».

— Главная задача проекта — макси­мально сберечь время, которое па­циент должен затратить на посеще­ние поликлиники. Кстати, подобные проекты планируется реализовать во многих сферах, например, в образо­вании, местном самоуправлении. В этом году мы приступаем к реализа­ции первого этапа — оптимизации процесса диспансеризации.

— Что именно в рамках програм­мы можно сделать для улучшения обсуждаемой проблемы?

— Основная идея, суть проекта — оптимизация работы всех подразде­лений поликлиники. Но, как я уже ска­зала, это процесс поэтапный. Напри­мер, мы планируем разделить потоки пациентов, нуждающихся в медицинс­кой помощи, и тех, кто собирается пройти диспансеризацию, для того, чтобы минимизировать время, затра­ченное на прохождение осмотров. Уже открыт кабинет диспансеризации, в который можно попасть, минуя регист­ратуру. Как вы понимаете, это долж­но положительно сказаться на общем сокращении очередей. Ведь до этого времени те, кто проходит диспансери­зацию и профилактические осмотры, шли общим потоком.

— То есть, даже в таких сложных условиях коллектив поликлиники делает все возможное для реше­ния возникшей проблемы?

— Конечно. Пользуясь случаем, хочу обратиться и к нашим пациентам. Мы стараемся делать все возможное, но многое зависит и от самих пациен­тов. Все чаще мы сталкиваемся с тем, что люди идут в поликлинику с багажом негатива, готовностью к какой-то борьбе. А ведь наша общая задача — постараться сохранить хотя бы те ресурсы, что у нас сейчас есть. Врачи, особенно терапевты, работа­ют на пределе своих физических воз­можностей. Далеко не все зависит и от администрации больницы. И в этом положении взаимная вежливость, по­зитивный настрой могут сделать ваш визит в поликлинику гораздо более комфортным. Жалобы ради жалоб, без понимания обстоятельств, вряд ли из­менят ситуацию к лучшему, но могут ее значительно ухудшить.

— Спасибо за интервью!

Беседовала Ольга ДАБУЛЬ

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *