ТЕАТР — ТВОРЧЕСТВО, КОТОРОЕ ЗАТЯГИВАЕТ

Мы ничего не знаем о том, когда и какие сюрпризы может преподнести нам жизнь. Где и когда встретим свою любовь, всегда ли будем работать по профессии, кто подтолкнет сделать шаг к тому, что с годами станет если не смыслом всей жизни, то ответственной и одновременно с этим увлекательной ее частью, без которой сложно представить настоящее.

В марте в областной столице губернатор Тверской области вручал награды работникам культуры. Среди лауреатов премии в номинации «За достижения в области культурно-досуговой деятельности» — директор Сандовского дома культуры, режиссер народного театра Владимир Финагин и художественный руководитель клуба железнодорожников, режиссер театрального коллектива «Улей» Наталья Андреева. Два творческих, увлеченных своим делом человека, оба живут и работают в Тверском крае…

Но не только это связывает Владимира Алексеевича и Наталью Евгеньевну. В 1989 году девятнадцатилетняя выпускница Ржевского музыкального училища приехала по распределению в Сандово и приступила к работе преподавателя и концертмейстера в музыкальной школе. И надо ж такому случиться, что в то самое время местный театральный коллектив должен был защищать звание «народного» перед тверской комиссией. Но для постановки, которую задумал режиссер Финагин, не хватало актеров. Наташе предложили роль:

— Я была скромной девушкой, не имеющей опыта выступления на большой публике, и предложение меня, признаюсь, пугало. Но отказ не принимался. Попала под девиз: «Кто, если не вы?». Спектакль назывался «Алька». Я играла деревенскую бабку. Соответственно образу должна была себя вести и говорить. У кого училась? Все получилось как-то само собой. После спектакля игру похвалили. Для меня это была новость, я — такая скромняга, а тут вдруг такой успех. Но и мне выступление на театральных подмостках понравилось. Следующим был мюзикл «Дочь русского актера».

Но после успешно сыгранных ролей Наташе пришлось театр оставить. К тому времени она уже отработала в Сандово два года, вернулась в Ржев, вышла замуж, родила сына. Перерыв в творчестве был продолжительным, пришлось сменить несколько профессий. И все же Наталья нашла место, где могла применить свои творческие способности — это был клуб железнодорожников. В 1997 году она пришла туда работать заведующей детским сектором.

— Худруком тогда была преподаватель детской школы искусств N№ 2 Валентина Николаевна Гусева. У нас с ней был творческий тандем. Работали увлеченно, продуктивно и весело, — вспоминает Наташа.

Очередной раз театр вошел в ее жизнь через пару лет, когда она как зритель пошла в Дом культуры РМЗ на спектакль Екатерины Лобановой «Ведьма». А потом была роль Понсии в постановке «Дом Бернарды Альбы». Партнерами по сцене стали Татьяна Смирнова, Марина Веселова, Анжела Миняева.

Наташа получила дружеское прозвище по имени своей героини — Понсия. Влилась в коллектив и с радостью принялась творить вместе с ними. Согласитесь, здорово, когда тебя окружают единомышленники, интересы которых совпадают, люди, с кем ты можешь разговаривать на одном языке, языке искусства. Тогда процесс творения окрыляет, дает силы, помогает переживать бытовые неурядицы.

Наталья играла сваху (за что получила специальный приз, тогда уже театр Лобановой подтверждал статус народного), корову, тридцатилетнюю девственницу…

— Очень смешная и интересная роль. У моей героини было навязчивое ощущение, что все мужчины смотрят и обращаются к ней с подтекстом, поэтому она всех сторонилась. Старалась передать ее поведение и реплики как можно правдоподобнее. Во время этого спектакля ко мне пришло осознание момента, когда актер, чувствуя зал, держит его внимание и контролирует ситуацию, может протянуть секунды до взрыва публики от смеха.

На мой вопрос, какая из ролей была для Натальи Евгеньевны самой сложной, она отвечает, что все играла легко и весело, и уточняет:

— Возможно, потому что роли доставались не драматические.

Сама актриса сопоставила даты не сразу, а ведь если она впервые сыграла в Ржевском театре в 1999 году, то этот год для нее получается юбилейным — 20 лет на ржевской театральной сцене.

Театральная труппа, где режиссером была Екатерина Лобанова, при клубе железнодорожников сложилась в 2012 году, Андреева уже была художественным руководителем. Думаю, именно благодаря Наталье Андреевой коллектив после отъезда Лобановой не распался. Поступившее предложение возглавить самодеятельный театр Наталья Евгень-евна приняла не сразу. Сомнения были еще и по причине отсутствия режиссерского образования. Помогло доверие и поддержка коллег-актеров. Организация есть — названия нет. В коллективном диспуте стали над этим думать…

— Вариантов было много, обсуждали рьяно. Все гудят, аргументируют свои предложения, развивают тему, обстановка, словно в улье. И вдруг кто-то говорит, что мы сейчас на улей похожи. Так название «Улей» и прижилось.

Актерский состав: это и старожилы — Михаил Струнин, Марина Веселова, Татьяна Смирнова, Марина Кульнева, и новички. Должности костюмера в «Улье» нет. Все, во что будут одеты герои каждого спектакля, сообща обсуждается, потом перетряхиваются личные гардеробы и гардеробы знакомых. С оформлением сцены, с костюмами помогают Татьяны Орлова и Елена Думанская. По мнению руководителя, актеры «Улья» товарищи очень самокритичные и звездная болезнь им не свойственна. Отрадно, что театром увлечены и мужчины.

— В постановку беру пьесы, исходя из количества мужчин и женщин. Роли распределяю не по схожести характеров, а на сопротивление. Считаю, так интереснее. Не так важен текст, как способность его преподнести, обыграть сцену. Добиться от актера уместной импровизации — великое дело. Я не диктатор, предлагаю свое видение образа, затем вместе вносим корректировки, обсуждаем, кто как «видит» и понимает того или иного героя, так, с учетом имеющегося опыта, творим совместно, — открывает тайны закулисья Наталья Андреева.

Руководитель театра в постановках не занята, разве что недавно (как режиссер Эльдар Рязанов в эпизодической роли своего фильма «Гараж») в «Шутке Купидона» заведующей бюро ЗАГСа выступила. Актерствовать, конечно, хочется, но играть самой и следить за другими сложно. Нет-нет, на репетициях Наталья и показывает, как лучше сыграть, и получает от своих актеров заслуженные аплодисменты.

Крылатую фразу известного театрального реформатора Станиславского помните? Спрашиваю у Натальи Евгеньевны, часто ли говорит «не верю» актерам? Она смеется:

— Я говорю по-другому: вон из искусства!

— А аплодисменты во время спектакля не мешают? На Ваших постановках они звучат очень часто.

— Конечно, нет. Аплодисменты — лучший подарок для любого актера, они подбадривают. Актеру главное — уметь на них реагировать, выждать, когда стихнут. «Белый цветок» для зрителя играли четыре раза, и всякий раз в конце спектакля люди в зале вставали. Это непередаваемые ощущения для всех нас. Зрительское признание, это так здорово! Для непрофессионального актера такая благодарность ценнее многократно. После отыгранных спектаклей чувствуешь опустошение, усталость. Но такого, чтобы кто-то сыграл и насовсем ушел из театра — редкость. Адреналин не отпускает.

Если вы, уважаемые читатели, бывали на спектаклях театра «Улей», то, наверняка, удивлялись мастерству самодеятельных актеров. Возможно, кто-то из вас не против принять участие в спектакле. Случаи, когда зритель становился актером, имеют место и в истории коллектива «Улей». Со вторым мужем Наталья примерно так и познакомилась. Сейчас Сергей Андреев не только помощник при подготовке постановок, но и колоритный актер, друг и единомышленник. На театральные премьеры, мероприятия, которые она ведет, всегда приходит мама Галина Семеновна, тетя Раиса Семеновна, родственники и подруги.

Добрым словом вспоминает моя визави Тамару Борисовну Воронкову и Павла Яковлевича Скороходова, супружескую пару актеров, которые несколько лет жили в деревне Зайцево:

— Эти люди мне помогли морально. Я, бывает, сокрушалась, что нет специального образования, не знаю, как что-то сделать при постановке спектакля. А они как профессионалы сказали так: тебя учить — только калечить. Главное, есть внутренне чутье, им пользуйся. Это мне помогало и помогает верить, что я на правильном пути. Многое зависит от внутреннего состояния, можно ведь выучиться на режиссера, но им не стать.

Когда живешь в творчестве, скучать и хандрить некогда. Время года, а иногда и суток, значения в творческом процессе не имеют. Выходные у Натальи Евгеньевны — редкость. Проведение в клубе городских мероприятий, подготовка документов, сценариев, реквизита, репетиции — все на ней.

2019 год в стране объявлен Годом театра, и Ржев это подтверждает. 17 марта в клубе железнодорожников с большим успехом прошел фестиваль «Ржев театральный». Событие можно назвать историческим, ведь на одной сцене собрались все городские театральные коллективы. И наперед у клуба ЖД и Натальи Андреевой планов громадье: осенью фестиваль «Гори, гори, моя звезда», посвященный Павлу Немирову, выездной литературный микрофон на Советской площади, театральный фестиваль детских садов…

— «Улей» тоже хотел бы поставить пьесу для детей… Вот бы успеть, — рассуждает она. — А мечты? Стандартные, как у многих провинциальных театралов. Чтобы были интересные пьесы, свобода в воплощении творчества и финансовая свобода.

Вот такая история обычной, казалось бы, ржевитянки, которая видит свое призвание в том, чтобы дарить людям улыбки, поддерживать и открывать таланты, развивать театральную историю Ржева.

Ольга Жданова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *