Как живет водопровод?

Интервью с главой администрации сельского поселения Есинка Александром Шестопаловым

— Александр Викторович, начнем с приятной новости. Есинке удалось войти в областную программу софинансирования расходов по капитальному ремонту систем тепло— и водоснабжения.

— Новость действительно долгожданная. Готовиться к участию в этой программе мы начали еще зимой. Подготовили необходимую проектно-сметную документацию по ремонту водопровода птицефабрика-Есинка и отправили в июле в Министерство ЖКХ области на рассмотрение. Однако комиссия отдала предпочтение проектам капремонта теплоснабжения. Кстати, с/п Успенское как раз и получило средства на капремонт теплосети.

Но по итогам всех торгов на выполнение строительных работ, которые состоялись в августе, получилась некоторая экономия бюджетных средств, и тогда Есинка, при поддержке районной власти, подала заявку с просьбой повторно рассмотреть проект капремонта водопроводной сети.

Не так давно на заседании бюджетной комиссии было принято положительное решение о выделении средств из регионального бюджета. Общая стоимость проекта 3 млн. 200 тыс. рублей. По условиям программы участие регионального бюджета должно быть 90 процентов. Сельского поселения — 10. Но так как областных средств было чуть меньше, наша доля софинансирования увеличилась до 20 процентов. И даже на таких условиях сельское поселение готово участвовать, чтобы заменить этот проблемный участок водопроводной сети. Думаю, что в октябре подрядная организация уже приступит к работам.

— Какова протяженность этого участка?

— 1 км600 метров. Водная трасса протянется от водозабора птицефабрики до котельной поселка Есинка. Объем работ предстоит очень большой. Сейчас это один из самых проблемных участков водопроводной сети поселения. Водопровод построен в 1980 году, положение усугубляется тем, что проходит в болотистом месте — в 13-ти метрах от дороги. Плюс ко всему водопровод — чугунная труба диаметром 225 мм, которую сейчас практически не выпускают. Все это создает огромные проблемы во время ремонта порывов. Например, чтобы техника добралась до нужного места, необходимо первоначально привезти ПГС, чтобы сделать проезд до места порыва, иначе техника утонет в болоте. Затем непосредственно раскопки. И ремонт в итоге затягивается на 2-3 дня. Сейчас примерно в пяти местах есть небольшие порывы. Летом они не представляют особых проблем. Но если в отопительный период, особенно в морозы, произойдет порыв, Есинка рискует остаться без воды надолго. Ведь в поселке нет альтернативного источника водоснабжения.

— Насколько помню, в Есинке предпринимали попытки пробурить собственную скважину?

8_1— В 2006 году скважина была пробурена, но воды в ней не оказалось. В нынешнем году приезжали специалисты, снимали все оборудование, вытаскивали трубы, проводили чистку ствола скважины. Пять минут насос работает — вода кончается. Но будем все равно пытаться входить с этим проектом в областные и федеральные программы. Поселку нужен альтернативный источник водоснабжения.

Пока самый оптимальный вариант — водозабор птицефабрики. Помимо замены водовода, будет установлен прибор учета потребления воды. С ним мы, возможно, даже будем платить меньше за водопотребление. В Есинке в основном многоквартирное жилье и объекты соцсферы. Водопроводную воду на полив огородов не тратят.

— Примерно год назад мы с Вами говорили о водоснабжении населенных пунктов сельского поселения Есинка. Какие водопроводные задачи удалось решить за этот период?

— Прожили водопровод по деревне Турбаево 1200 метров. В Домашино в прошлом и нынешнем году — 1600 метров и еще километр предстоит менять в Домашино и Абрамково. В Толстиково поменяли 200 метров чугунной водопроводной трубы на пластиковую от скважины до деревни.

Вложение средств себя оправдывает. Допустим, по Есинке: сейчас водозабор птицефабрики дает давление воды 3,5 атмосфер, а в поселок из-за порывов приходит уже 2,5 атмосфер. С новым водопроводом давления в 2,5 в первоначальной точке будет уже достаточно. В Толстиково в результате замены водопровода произошла экономия электроэнергии на водонапорной башне. Раньше ее объема хватало на сутки, теперь в три раза дольше. Когда поставим новую водонапорную башню в Абрамково, экономия бюджетных расходов на электричество тоже будет значительная. Сейчас насос качает напрямую из скважины, давление доходит до 5 атмосфер, и это неизбежно приводит к тому, что в слабых местах старые сети рвутся. Водонапорную башню, стоимостью 280 тыс. рублей, в самое ближайшее время привезут, а устанавливать ее будем силами МУПа и местных жителей. Еще одна задача на нынешнюю осень — добраться до водоносного слоя в Быховой Слободе, чтобы построить там колодец. Это единственная деревня, где пока нет нормального водоснабжения. Попытки уже делали — глубина скважины была достаточная, но препятствием стала известковая плита. На этот раз, надеюсь, все получится, и в деревне будет колодец.

Останется заменить 2700 метров водопроводной сети в сельском поселении плюс замена внутрипоселковых сетей в Есинке — и о проблеме с водопроводом можно будет забыть на долгие годы.

— Что касается Есинки, для замены водопровода здесь потребуются серьезные финансовые вложения, не так ли?

— Да, поэтому будем пытаться войти в соответствующую программу федерального уровня. Хотя для сельского населенного пункта это весьма и весьма непросто. Конкурсные комиссии, рассматривая заявки от муниципалитетов, отдают предпочтение крупным городам. Как, например, с программой финансирования установки приборов учета тепла. Наша заявка на участие в программе осталась за бортом, несмотря на то, что указали в ней даже готовность софинансирования со стороны населения. Бюджетные средства (10 млн. рублей) получил город, который, насколько мне известно, до сих пор так и не освоил их.

— Раз уж заговорили о приборах учета. Будут ли устанавливать счетчики на воду, особенно этот вопрос волнует жителей частных домов?

— Мы все равно придем к тому, что приборы учета водопотребления придется устанавливать. Не сегодня-завтра система оплаты водопотребления претерпит изменения: предполагается ввести дифференцированную оплату до определенной нормы и сверх нее. Рассматривают вопрос и об использовании водопроводной воды на полив огородов. Я считаю, что установка приборов учета водопотребления — оптимальное решение, чтобы не возникало споров об оплате. Допустим, как с электроэнергией, газом. Ведь мы платим за их потребление именно по счетчику. И это резонно, сколько потратил — столько и заплатил.

— Приборы учета люди будут устанавливать за свои средства?

— Да, за свои. Закон уже принят, все обязаны уже в этом году устанавливать приборы учета водопотребления. Но у нас народ обычно ждет до последнего, пока в дом не постучатся с проверкой.

— Александр Викторович, водопроводные порывы в населенных пунктах обычно происходят в местах врезки — там, где домовладения подключаются к магистральному водоводу.

— Да, чаще всего именно там. Поэтому, если раньше врезка в водопровод была хаотичной (захотел, прокопал, врезался), то теперь закон обязывает в месте врезки ставить отдельный колодец, в идеале — со счетчиком. Обслуживание водопровода осуществляет муниципальное предприятие до врезки (до колодца), дальше — домовладелец. По нормам во всех местах врезки должны быть установлены колодцы. Но представляете, если в деревне 30 домов и будет 30 колодцев вдоль дороги? Это неразумно. Если на 3-4 дома — еще куда ни шло. К тому же, не будем же мы сейчас раскапывать все врезки и на каждую ставить колодец? Другое дело, если идет новое строительство, когда домовладение впервые подключается к водопроводу — колодец устанавливать обязательно.

Систему водоснабжения в сельских населенных пунктах необходимо приводить к одному знаменателю. Что постепенно и происходит. Это будет законно, прозрачной и определенной станет оплата за водопотребление, к тому же, разграничатся полномочия и ответственность за водопроводную сеть. Когда система, в данном случае водопроводная, работает по отлаженной схеме, удобно всем.

— Благодарю Вас за интервью.

Беседовала
Светлана Кудрявцева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *