АКВАРЕЛЬНЫЙ ДУЭТ

Так называется новая выставка, которая начала свою работу 14 июня в Выставочном зале Ржева. В экспозиции представлены произведения двух замечательных художников — Геннадия Ореликова и Веры Поляковой, творчество которых — пример безграничной и бескорыстной любви к родной земле.

Трудно найти художника, который сделал бы так много для зримого восприятия истории и культуры Тверского края, как Геннадий Ореликов. Он участвовал в создании практически всех музейных экспозиций Калининской области в 1970-80-е годы. Был одним из художников, создававших в нашем краеведческом музее в 1983 экспозицию «Ржевский край в годы Великой Отечественной войны».

Геннадий Ореликов, заслуженный работник культуры РФ, член Союза художников, родился 16 июля 1938 года в Новгородской области на небольшой станции Волхово. После окончания школы поступил в Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище, а потом — на художественно-графический факультет пединститута имени Герцена. По окончании института в 1965 году переехал в Калинин. С 1967 года занимался музейной работой.

Несомненно, основной вклад Геннадия Ореликова в историю русского изобразительного искусства — это неповторимые пейзажи новгородской и тверской земли, выполненные в различных графических техниках.

В экспозиции, что сейчас открыта в Выставочном зале, представлены акварели конца 1970-90-х и 2010-х годов, которые экспонировались на персональных выставках в Москве, Санкт-Петербурге и городах Тверской области, а также датированные 2018 годом («Утро», «Берег детства», «Снег сошел»). Пейзажи конца 70-х, такие, как «Золотой туман», «Шторм на озере», «Розовый вечер», живописные виды Старицы, отличаются более тщательной прорисовкой деталей и композиционным равновесием. Внимание к деталям, а также тонкий лиризм и поэтика, находят отражение в названиях произведений: «Воздух весны», «Берег детства» и звучат, как строки из песен. Рассматривая восхитительные пейзажи Геннадия Ореликова, невозможно не вспомнить знаменитые поэтические строки Федора Тютчева о сущности природы:

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Настоящая находка художника — акватипии, фантастические по своей красоте импровизации на тему цветового пятна. (Акватипия — техника рисования водяными красками. Принцип такого изобразительного действия сводится к получению рисунка в виде размытого отпечатка на специальной бумаге. Рисунок, полученный таким необычным способом, больше смахивает на чудное цветастое пятно, которое можно и даже нужно дорисовать, а можно оставить как есть.) Эта техника оказалась особенно созвучна художественному мировосприятию Геннадия Ореликова. Тонкие переливы волшебного цвета играют в «Листопаде», «Автопортрете», картине «После снегопада».

Удивительно, как из расплывчатой кляксы художнику удается создать образ загадочной девушки в «Морозном утре» или «Зимней улыбке», а также изобразить вдохновенное лицо художника («Художник»).

Его работы, бесспорно, обладают художественными достоинствами и вызывают интерес, притягивая зрителя теплотой и особой поэтикой.

За плечами мастера порядка тридцати персональных выставок, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге. Г.Н. Ореликов награждён дипломом ВТОО «Союз художников России» (2008 г.), золотой медалью ВТОО «Союз художников России» «Духовность. Традиции. Мастерство» (2013 г.).

Большой интерес зрителей вызвали и работы другого мастера кисти — смоленской художницы Веры Поляковой.

Вера Ивановна Полякова, художник-график, родилась в Сычевке. Уже с третьего класса девочка знала, что станет художником. После окончания Московского художественно-промышленного училища им. М.И. Калинина по специальности «декоративно-прикладное искусство и ковроткачество» работала художником по текстилю и ворсовым коврам на Ржевском комбинате жаккардового ткачества. В настоящее время Вера Ивановна — преподаватель отделения «Живопись» Сычевской детской школы искусств.

Художница много и плодотворно работает, участвует в выставках и пленэрах в Смоленске, Вязьме, Ржеве, Гагарине, Сычевке, с. Новодугино. Постоянная участница выставок в Вязьме.

Её пейзажи покоряют зрителя удивительной чистотой и искренностью. Художница призывает своим творчеством любить Родину, дорожить природой, восхищаться ее красотой. Таковы картины: «Вознесенский собор в Ржеве», «Вязьма. Церковь Петра и Павла», «Новодугинский пруд», «Осень наступает», «Сычевка. Крест на месте Казанского монастыря» и другие.

Акварели Веры Поляковой полны нежности и очарования. Богатство цветовой палитры неисчерпаемо: от глубокого насыщенного чистого цвета до множества различных оттенков. Образы, созданные художницей в таких жанрах, как пейзаж, натюрморт выразительны и неповторимы. Веру Полякову вдохновляют виды русской деревни, окружающего мира, уютных храмов и церквушек. А изображения полевых цветов в натюрморте освещают дом, словно светящиеся пушистые шары, к которым так и хочется прикоснуться.

Не секрет, что творческие люди видят окружающий мир в иных красках. Наши серые будни они наполняют яркими мотивами, звуками, словами. Вера Ивановна Полякова пишет картины, с любовью изображая красоту родной природы, исторические места, храмы, памятники, улочки тех городов, в которых бывает на пленэрах. Солнечные акварели Веры Поляковой — это гимн красоте родной природы, которая вызывает восхищение и радость. Ее пейзажи покоряют зрителя удивительной чистотой и искренностью.

«Картина — песнь без слов», — говорил народный художник СССР, доктор искусствоведения Константин Юон, утверждая, что искусство существует для широких зрительских масс. Уверена, что прекрасный акварельный дуэт — Ореликов-Полякова — будет понятен каждому зрителю, потому что произведения этих художников живые, правдивые и бесконечно глубокие по своему содержанию.

Эти работы лучше смотреть самим, внимательно, не торопясь. Экспозиция продлится до 20 июля.

Подготовила Елена Сооляттэ

Фото Елены БЕЛЯЕВОЙ и Елены Ивановой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *