ХОТЕЛ КАК ЛУЧШЕ, ПОЛУЧИЛОСЬ… НАВСЕГДА

Выбор имени ребенку — дело для всех родителей ответственное и подхода требует основательного. Считается ведь как, не просто имя, а судьбу человеку выбираем.

Когда в семье Ткумовых родился сын, на семейный совет собрались все многочисленные родственники. Имена для мальчиков считаются в Узбекистане теми заклинаниями, которые должны одарить их силой, удачей, материальным благополучием, бесстрашием.

Вариантов было много, узбеки поощряют заимствования из других культур, которые обогащают их язык, делают его более «сочным». Фарход — умный, Бахтиер — счастливый, Сардор — предводитель… Сошлись на Шавкат, что значит добрый, славный. Таким парнишка и рос. Как старший ребенок в семье, получил среднее образование, по округе работал на благосостояние семьи, набирался опыта в механике, в строительстве. Когда смог себе позволить, привел домой молодую жену.

Многие дальние родственники и знакомые Ткумовых ездили на заработки в Россию. Не минула эта участь и Шавката. Устраивались туда, где можно получить «быстрые» деньги без дополнительного обучения: стройка, пассажирские либо грузовые перевозки, сфера услуг. Почему именно к нам? Для путешествия в РФ не нужна выездная виза. Миграция узбеков в Россию происходит не только из-за низких зарплат и безработицы. Их жизнь на родине усложняет «черный рынок» валюты и дефицит товаров. «У вас достаточно работы, легко менять валюту и много чего можно купить», — считают граждане Узбекистана. Стоит сказать и о том, что контроль за приезжими в нашей большой многонациональной стране не столь суров, как, например, в Китае. В крупных городах рабочие руки всегда нужны, заработки побольше, но в провинции поспокойнее, на жилье тратиться не надо, в той же устроенной и теплой бытовке спокойно можно перекантоваться.

Можно сказать, что Шавкату повезло: с первого своего приезда в Россию он работал на одном месте — на частной пилораме. Полгода работает, месяц-полтора дома. Жене, конечно, столь длительные отъезды не нравились, но без вынужденных расставаний они не могли бы себе позволить откладывать на образование детей, покупку машины и другие необходимые для удобства семьи мелочи. Вместе с ним на пилораме трудились еще пара-тройка человек, все выходцы из его района, а Умид Умраев вообще из одной с ним деревни. Он с братом Темиром посменно работал, на родину по очереди уезжали.

В России Темир работал чуть меньше соплеменника, но за несколько лет поменял несколько мест, искал, где лучше условия, где больше платят; в Узбекистане его ждали жена и трое ребятишек.

Отношения между работниками были приятельскими, серьезных конфликтных ситуаций никогда не возникало, спиртным они не злоупотребляли. Понимали, что имеют дело с предметами повышенной опасности. Каждый добросовестно выполнял свои обязанности, стремился подзаработать, чтобы отвезти семье побольше денег. Без дела сидеть не привыкли, поэтому, даже когда работы не было, старались находить себе занятие на территории, наводили порядок. За её пределы выходили по необходимости, разве что в магазин за продуктами да кой-какой одеждой. В дни простоя станков, особенно осенью и снежной зимой, всегда были мелкие текущие дела. И трудолюбивые работники за них брались без лишних напоминаний начальства, порой проявляя личную инициативу.

Так было и в начале февраля. За ночь выпало много снега. Прочищенные на выходных вручную дорожки замело так, будто за них не брались несколько дней. Проснувшись, Шавкат решил взяться за лопату и как следует пройтись по территории. Соплеменники вызвались составить ему компанию.

Выйдя во двор, он обратил внимание на стоящий у бытовки трактор-трелевочник. «А почему бы не воспользоваться техникой, чего простаивает без дела, — подумал работник. — У трактора передняя лопата, так будет сподручнее и чище, а что останется, лопатами догребем». До этого за руль спецмашины Шавкат не садился, прав на управление гусеничной техникой не имел, вождению на ней не обучался. Но примерный принцип, как его завести, он знал — раньше учился по специальности «водитель-механик» и имел водительское удостоверение категорий «В» и «С».

Подошел к машине, залез в кабину, завел двигатель, опустил ковш и поехал от бытовки, оставляя позади себя ровную расчищенную дорожку. Проехал туда-обратно несколько раз, потом слез с трактора и вместе с Умидом и Темиром принялся подчищать оставшийся снег лопатой.

— Эй, Темир, мы здесь сами справимся, может, пойдешь обед готовить, а, друг? — предложил Ткумов. Тот кивнул, взял лопату и, как показалось Шавкату, ушел. Тогда он снова сел в кабину работающего трактора. Для расчистки снега нужен был только передний ковш, и на заднюю платформу он внимания не обращал. Но вмешалась роковая случайность.

Не зная принципов работы устройства обслуживаемой им самоходной машины, Шавкат задел рычаг, отвечающий за движение погрузочного щита, находящегося сзади. Темир ничего не успел понять и услышать, отскочить от опасной машины молодой мужчина тоже не успел… Железный щит резко опустился ему на голову… Не убедившись в отсутствии людей в опасной зоне, ничего не подозревающий горе-водитель дал задний ход и между гусениц, на снегу, увидел Темира, который лежал на спине. Голова Умраева была разбита…

Инженер-инспектор Гостехнадзора, в должностные обязанности которого входит надзор за техническим состоянием самоходных машин и прицепов к ним, дал пояснения: самостоятельно платформа, зафиксированная ручником лебедки, без воздействия на рычаг управления опуститься не может, даже при условии гидравлики. При осмотре трактора ручник лебедки был в исправном состоянии. Было установлено, что на него произведено воздействие, предназначенное для опускания платформы. А так как в кабине в это время находился только Шавкат, только он мог ее опустить.

Ткумов не подумал, что ТДТ-55-А является источником повышенной опасности и, сев за управление, проявил преступную небрежность, в результате которой погиб человек.

Движимый благими намерениями и сам того не желая, Шавкат совершил преступление, предусмотренное ч.1 ст.109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). Предусмотренное по данной статье наказание: исправительные работы на срок до двух лет, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок.

Имена героев изменены по этическим соображениям. Все совпадения случайны. Публикация подготовлена по материалам Ржевского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета России по Тверской области.

Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *