ГОРОД НА ВОЛГЕ

Ржев — первый город на Волге. В краеведческом музее проходит выставка под этим названием. В неё вошло 16 картин. Половина — из фондов музея, другие — работы ржевских художников: И. Аввакумовой, Р. Бурцева, А. Грица, Ю. Кокшарова, П. Фефилова, И. Рослякова.

Немного цифр. Они говорят о том, в каком уникальном природном месте мы с вами живем. Общая длина Волги — 3530 километров. В пределах Тверской области ее длина составляет 685 километров. Исток находится на низинном болотце близ деревни Волговерховье. Самая высокая точка Валдайской возвышенности находится всего в 8 километрах от истока Волги. Это гора Каменник высотой 341,4 метра над уровнем моря. Абсолютная высота в метрах на истоке Волги — 228, 6 м, в Ржеве — 145 м, то есть город лежит ниже самой высокой точки Валдайской возвышенности почти на 200 метров.

Сам Ржев находится «при реках Волга и Холынка». Реки здесь — главней и старше самого города. Всех притоков у Волги в пределах Тверской области больше ста.

В Ржеве, исторически разделенном рекой на две части, постепенно сложилось своего рода два городских центра. Это правая, Князь-Дмитриевская сторона, и левая, Князь-Федоровская. До сих пор в разговорах жителей можно услышать отголоски этого древнего деления, говорят либо «на нашей стороне», либо «с той стороны». А ржевские мосты, мостики, перевозы и паромы также давно стали притчей во языцех, ибо именно они соединяли две стороны города в одно целое.

Среди краеведов города давно идет разговор о создании музея Волги, на который наш город имеет полное право. Первыми, кто оценил уникальную ценность ландшафта Ржева и сделал его предметом искусства, стали именно художники. Вспомним известную картину Я.А. Волоскова «Вид Ржева середины XIX века». Она украшает краеведческую экспозицию нашего музея.

Каждая картина из фондов музея имеет свою историю, нередко со своими загадками. Например, рисунок (эскиз) «Ржев-Володимиров 2-й пол. XVII века» был создан Апполинарием Васнецовым в 1927 году. Он рисовал пейзажи древней Москвы, работал как археолог. Мы больше знаем Виктора Васнецова — его старшего брата, известного русского художника-передвижника, автора картин «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке», «Богатыри». Как мы знаем из книги В. М. Вишнякова «Ржев», А. М. Васнецов написал для Ржева по документам XVI-XVII веков две замечательные картины «Ржевский кремль» и «Торга в Ржеве». Судьба картин остается загадкой, как и судьба эскпонатов ржевского музея, пропавших во время войны. Эскиз тоже был в экспозиции довоенного музея, но при этом мы не знаем, как пережил войну он и несколько других экспонатов, которые были переданы в 1961 году. На нем изображен деревянный кремль и крепость на берегу Волги.

Ржевитяне, живущие у самого истока великой русской реки, испокон веков пользовались этой водной магистралью с помощью лодок и плотов. В XVIII веке писатель А.Т. Болотов отмечал, что многие ржевские помещики строят в своих имениях барки, с помощью которых и перевозились товары в Ржев и из Ржева. На барки нанимались работать многие ржевитяне, отмечалось, что в конце XVIII столетия работники, плававшие до Риги и Петербурга, получали по
8-9 рублей. И словно иллюстрацию к этим словам на выставке мы видим картину неизвестного художника начала ХХ века «Бурлаки тянут баржу». Эта картина, как и другая — «Вид на Волгу» — попали в наш музей в начале 60-х годов.

Верхний Бор. Это красивое место с сосновым лесом с давних пор привлекало людей. В 1925 году экспедиция историка и археолога П.Н. Шульца изучала Шопоровское селище, которое находилось напротив — через Волгу недалеко от школы-коммуны (приблизительно там, где располагалась военная часть в районе кирпичного завода).

Картина «Волга у Дома отдыха им. Х съезда ВЛКСМ (окрестности Ржева)» В. Золотухина датируется 1939 годом и как раз показывает нам это место. Открывается вид на Шопоровский угор и окрестности бывшего имения Ермоловых. Сейчас там д. Сосновка.

«Вид Ржева конца XIX века». Предположительно ее автор — Ардо Сивади (Анатолий Сивард) (1900-1966). Эта картина много лет хранилась в семье потомков известных ржевитян Колларов и Немировых. Несколько лет назад картина была передана ржевскому музею потомками, живущими в С-Петербурге. Интересна она тем, что на ней изображен первый деревянный мост через Волгу, построенный в 1883 году. Мост просуществовал ровно пять лет и развалился: то ли не выдержав большого грузопотока по нему, то ли слишком хрупкими оказались эти строения для течения Волги.

«Вид на Филиппову дачу и Болоболинскую мельницу (западные окраины Ржева)» художника П. Лелянова. Картина датируется началом ХХ века. На ней еще видны купола храма на Смоленском кладбище, а в том месте, где была эта мельница, у первого острова, и сегодня ржевитяне могут увидеть остатки ее строений в воде. Самые любопытные могут чуть подальше спуститься вниз по берегу и увидеть разбитые известняковые плиты, изображённые на этой картине, только изрядно поросшие мхом и травой.

Как мы можем наблюдать, река Волга по-прежнему дает простор для творчества, вдохновляет художников Ржева. Предметом их этюдов и живописных работ является уникальный ландшафт нашей мест-ности. Именно от Ржева до Старицы берега Волги круты и обрывисты. Ниже Старицы она течет среди низких берегов и плоских равнин. Путешественники с давних времен отмечали удивительные повороты реки в черте Ржева и храмы на его берегах. И сегодня редкий пейзаж города может обойтись без храма на Волге. Это мы видим и из названий картин современных художников: «Вознесенский собор» Р. Бурцева, «Храм на Волге» П. Фефилова. И даже если художник в своём сюжете не делает акцент на храм, всё равно культовая архитектура почти всегда присутствует в художественном замысле. Это и «Вид на Волгу» Ю. Кокшарова, и «Вербный благовест» А. Грица, и «Выглянуло солнце» И. Аввакумовой.

Картина «Никто не забыт» Л. Клюшина напоминает нам о братских могилах и воинских захоронениях на берегах Волги, о событиях Великой Отечественной войны и Ржевской битвы. Картина И. Рослякова «На Тудовке» о том, что Волгу питает много малых рек, её притоков: Селижаровка, Тудовка, Сишка, Большая Коша, Малая Коша, Итомля, Ракитня, Бойня, Холынка, Добрая, Лоча. Картина художника В. Виткова «Довоенный Ржев», созданная им еще в 2000 году, рассказывает, что всегда в художественной среде, как и в среде краеведов, любителей старины, жив поэтический образ города с его храмами и уникальными зданиями и живописными берегами. Чем больше человек погружается в историю города, тем больше хочется ему пройти по старым улочкам, взвозам, и тогда уж этот исчезнувший город не отпускает и словно просит дать ему другую жизнь: в фильмах, картинах, фотографиях, открытках, выставках, медиапроектах…

Частью выставки стали некоторые модули проекта «Ржев. Археология возможностей». Они также указывают нам на значимость великой русской реки в истории Ржева. Приглашаем ржевитян и гостей познакомиться с выставкой и, возможно, по-новому посмотреть на историю города на Волге.

Виктория Кузнецова, сотрудник Ржевского краеведческого музея

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *