ПОСЛЕДСТВИЯ ПОСТУПКОВ

В том-то и ужас всей жизни, что мы никогда не чувствуем последствий наших поступков.

Эрих Мария Ремарк

Витя родился и рос в краю буйных горных рек, дикоросов, кристально чистого воздуха и искреннего отношения селян друг к другу. Возможно, сама природа настраивала людей той округи на добрый лад, заговаривала от ссор, крупных неприятностей и обмана. Даже подростки были не так вспыльчивы и гоношисты, как их сверстники из небольшого городка по соседству.

На удивление окружающих, мальчишеская ватага развлечения себе всегда находила безобидные, но увлекательные для каждого из друзей. Были дошколятами — с удовольствием гоняли на велосипедах по округе, строили шалаши, зимой — днями напролет катались с заснеженных сопок. Приходили домой затемно: краснощекие, мокрые с головы до ног — и безмерно счастливые. Стали старше — загорелись жаждой исследований, путешествий. Подросли — пытались сплавляться по реке на самодельном плоту, искать реликтовые растения, следы лося, надеялись хоть краешком глаза увидеть хозяина тайги — тигра. А зимой снега наметало столько, что в нем рыли такие норы, что туда запросто мог войти рослый человек. Тащили в снежные жилища бытовые свечи и обвалянные в воске, чтобы не отсыревали, спички, сухое горючее, съестные припасы из сухпайков и, усевшись поудобнее на деревянных ящиках, натасканных из магазинов, делились мечтами и подслушанными у взрослых историями. Один из друзей хотел поскорее самостоятельно пойти в тайгу на охоту и подстеречь там зайца или лису, другой мечтал о небе, как он военный лётчик летит над землёй и самолёт режет облака. Третий о том, что ему удастся пройти по следам самого Дерсу Узала и Владимира Арсеньева, а потом написать книгу о своих приключениях. У Виктора же конкретной мечты не было, ему нравились идеи друзей и он думал обо всем понемногу.

Как-то на уроке истории учитель рассказывал о самых высоких сооружениях мира, и парнишке вдруг захотелось своими глазами увидеть каждое из них: в Египте, Великобритании, США, Германии, Франции… А когда по информатике классу было дано задание подготовить доклад на свободную тему, выбор Виктора пал на парижское сооружение — Эйфелеву башню. Среди прочих занимательных и необычных сведений (башня покрашена в три цвета, изначально строилась лишь на 20 лет) он узнал, что два раза башня весом в 10 тонн оказывалась проданной на металлолом. А его тезка Виктор Люстиг заработал на этом мошенничестве приличную сумму.

Этот малоизвестный исторический факт прочно засел в голове у подростка, и спустя несколько лет, в подходящий момент, дал о себе знать. К тому времени Виктор уже окончил школу, отслужил в армии и вслед за родителями переехал на постоянное место жительства в центральную полосу России. После службы учиться не хотелось. Крепкий троечник без энтузиазма вспоминал время, проведённое за партой, и снова начать грызть гранит науки не стремился. Работать или, как он считал, горбатиться за несколько тыщ, — тоже, но сидеть на шее у родителей не позволяла совесть. И чтобы иметь хоть какие-то деньги на карманные расходы, время от времени он помогал товарищу ремонтировать машины. А на досуге размышлял и прикидывал, как можно заработать не руками и собственным горбом, а головой и смекалкой.

Неизвестно, до чего бы он додумался, если бы не добрый приятель, которому как-то за пивком Виктор поведал ту самую историю обмана, который провернул его заморский тезка. Конечно, продать столь же огромное сооружение они и не помышляли, но за достойную, по их мнению, идею добычи «легких» денег ухватились. Ударили по рукам и решили отыскать, а потом продать застоявшийся автомобиль. Ну а прежде нужно было найти покупателя.

Глаза горели азартом, провернуть выгодное дельце не терпелось. На ловца, как известно, и зверь бежит. Покупатель на чужое авто нашёлся в течение недели (заприметив машину, молодые люди в течение десяти дней вели за ней наблюдение, с места она ни разу не сдвинулась, видимых следов хозяина не было).

Встречу назначили у подъезда многоквартирного жилого дома. Виктор провел покупателя к дому, где, якобы, живет продавец машины и, оставив клиента на улице, пошел за продавцом. Через 5 минут он появился с подельником, который предусмотрительно оделся по-домашнему. Втроём осмотрели машину и, сойдясь на подходящей цене, совершили обмен: деньги — ключи. Заболтать покупателя тоже получилось. О документах новоиспеченный владелец, конечно, вспомнил, и за ними в подъезд по очереди отправились оба «продавца»… Следуя логике жанра, они оба бесследно исчезли…

Насладиться наживой в несколько десятков тысяч рублей в полной мере не удалось. Раскрутили. Повязали. Осудили.

В родительский дом после отсидки парень вернулся скоро: полное признание вины, раскаяние, поведение без нарушений, да и то, что первый раз оступился — зачлось все.

Виктор, будучи достаточно сообразительным, понимал: ему еще повезло, самое время начать думать о том, как заработать на хлеб насущный законным путем. Устроился на работу в супермаркет грузчиком, познакомился с приятной девушкой, рассказал о своей жизни, о том, за что отбывал наказание. Она не оттолкнула, поняла, начали встречаться.

Надо сказать, к слабому полу Виктор всегда относился с уважением, в школе частенько заступался за девчонок, не позволял себе отпускать в адрес противоположного пола сальные шуточки. Вероятно, поэтому отношения с Лизой складывались неплохо, вот только убедить его пойти учиться у нее пока никак не получалось. Сама она была студенткой второго курса гуманитарного вуза и видеться они могли не чаще двух раз в месяц.

Пока Лиза училась в большом городе, Виктор работал, на выходных сидел за компьютером, переписывался с друзьями детства, играл и все еще мечтал увидеть хотя бы одно из самых высоких сооружений в мире…

В один из осенних вечеров после работы отмечали день рождения коллеги. Посидели на работе, в баре, по домам стали расходиться далеко за полночь. Идя по малоосвещенной улице, молодой мужчина думал о своей девушке, о том, что, наверное, она права, нужно учиться, а то ведь и бросит его, зачем ей неуч? Мысли от выпитого путались. Заставить себя сесть за парту для Виктора было сложно, да и не хотелось. Казалось, все уже забыл. Но ради своей детской мечты, зарождающейся любви и, возможно, совместного будущего ступать по уже знакомой кривой дорожке не хотелось еще больше. Чем ближе подходил Виктор к дому, тем больше злился на свою нерешительность и несостоятельность.

…Николай Завьялов приехал с заработков поздно вечером, уже немного навеселе. Придя домой, добавил, отметив приезд и начало выходных. «Для профилактики», в целях воспитания, поссорился с сожительницей и, выставив ее в очередной раз вон из квартиры, отправился прогуляться. Бродить по улицам в одиночестве, когда в карманах есть деньги, никак не хотелось, и возле одного из баров Коля заприметил девушек. Обсуждая личную жизнь каждой по очереди, подруги направлялись в парк, и Николай решил, что должен обязательно составить им компанию. О том, что он может прийтись не ко двору, мысль не возникала. Николай, мужчина в самом расцвете сил и благодаря изрядной дозе алкоголя развязности языка, не мог смириться с тем, что его поначалу игнорировали, затем попросили удалиться спокойно, а потом — откровенно, дав направление, куда именно. На предложение продолжить банкет всем вместе — отказали, номер телефона не дали, проводить домой не разрешили… По мере приближения к компании разговор возле одной из лавочек Виктору слышался все отчетливее. И вот тут-то Николай и опустился до оскорблений и унижающих женское достоинство шуток. Пройти равнодушно мимо молодой человек не мог.

— Что, девушки, пристает он к вам? — спросил Виктор и, сжав кулаки, подошёл ближе и оглядел мужчину средних лет с ног до головы.

— Еще как! — ответили подруги. — По-всякому просили: идите своей дорогой, а он не понимает, еще и обзывается!

Не смолчал и Николай, прокомментировав, что всякому малолетке уж точно не должно быть до него никакого дела, и шёл бы он куда подальше.

Злость Виктора достигла точки кипения. Схватив Николая за рукав, оттащил его подальше от девушек и несколько раз ударил по лицу кулаком. Сопротивляться молодому рослому парню мужчина был не в силах. Принимая очередной удар, Николай упал и ударился головой об асфальт.

«Вот так-то лучше, будешь знать своё место, гад», — уходя, бормотал себе под нос Витя. Прочь от места драки, широко шагая и не оглядываясь, по пути сообщая подругам, что больше им мешать никто не будет.

О том, что мужчина, которого он несколько раз ударил, получил серьезную травму, он вряд ли думал, просто была причина выпустить пар от накопившейся неопределенности и заодно наказать негодяя. А Николай Завьялов добрался до подъезда своего дома и потерял сознание.

В надежде, что гражданский муж успокоился, Светлана вернулась в квартиру под утро. Вразумительно рассказать, что же с ним произошло, Николай не мог, а через неделю умер от отека мозга, полученного в результате удара об асфальт…

Молодой парень никак не ожидал, что его мужской поступок обернется трагедией для нескольких семей. Не предвидел последствий падения, которое стоило другому человеку жизни. И совсем не ожидал, что в ближайшие несколько лет его мечты о дальних странах сменятся мечтами о свободе…

Имена героев материала изменены по этическим соображениям. Все совпадения случайны. Публикация подготовлена по материалам Ржевского межрайонного Следственного отдела Следственного управления СК России по Тверской области.

Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *