Татьяна Геннадьевна Куренкова, директор ГКУ «Центр социальной поддержки населения» Ржева и Ржевского района: СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА КАК СТИМУЛ РАЗВИТИЯ

— Татьяна Геннадьевна, реализуемые в стране национальные проекты призваны решить проблемы, назревшие в самых разных областях жизни, улучшить нашу жизнь. Какие из них напрямую относятся к сфере Вашей деятельности — социальной защите населения?

— Одним из самых важных, своевременных и значимых, безусловно, является национальный проект «Демография». С одной стороны, мы живем в мирное время, постепенно развивается экономика, нам есть где работать, дети имеют возможность учиться. Не приходится голодать или мерзнуть, как это было, например, в послевоенные годы. Но население современной России стремительно сокращается, рождаемость падает. Национальный проект «Демография» как раз и подразумевает комплекс мер, которые призваны переломить ситуацию, изменить ее к лучшему.

Одной из первостепенных задач является финансовая поддержка семей с детьми. В этой области сделано очень многое. Это и материнский капитал — как федеральный, так и региональный, и выплаты на первого, второго и третьего ребенка. Причем, их суммы постепенно увеличиваются, давая семьям с детьми возможность тратить выплачиваемые государством деньги на улучшение жилищных условий, воспитание и обучение детей. С 2019 года введены две новые меры социальной поддержки семей: оказание материальной помощи на питание беременных женщин и льготы для многодетных семей на вывоз мусора. Для их оформления семьи могут обращаться к нам, а можно оформить все документы в МФЦ. Процедура понятная и прозрачная. Все виды выплат проводятся своевременно и без задержек.

— Перечисленные Вами меры социальной поддержки семей уже хорошо знакомы людям, ими воспользовались почти все семьи. Но есть и другие способы улучшить материальное положение малоимущей семьи. Например, социальный контракт, о существовании которого многие просто не знают.

— Программа социальных контрактов в Ржеве и Ржевском районе реализуется уже шестой год. За это время ею воспользовались 253 семьи на сумму более 15 миллионов рублей. На данный вид помощи могут претендовать семьи, среднедушевой доход которых не превышает установленную величину прожиточного минимума в Тверской области. Выделенные по социальному конт-ракту деньги можно использовать на развитие личного подсобного хозяйства или для приобретения оборудования и материалов для иных видов деятельности, которые смогут принести дополнительный доход для семьи и улучшить ее материальное благосостояние.

— Может быть, проиллюстрируете реальными примерами, как именно работает социальный контракт?

— С удовольствием. Успешных примеров можно привести множество. Например, одинокая мама, воспитывающая троих детей и в настоящее время находящаяся в декретном отпуске, на деньги социального контракта прошла обучение в Твери, получила сертификат по специальности «Мастер ногтевого сервиса», приобрела оборудование и сейчас пока тренируется на своих родных и близких, планируя в дальнейшем работать по приобретенной профессии. Городская семья из пяти человек приобрела кур и поросят для личного подсобного хозяйства. Процесс их разведения оказался настолько захватывающим, что на семейном совете было принято решение переехать из города в район и значительно расширить свое хозяйство, купив козу, овец, кроликов. Еще одна одинокая мама, воспитывающая двоих детей, смогла приобрести швейную машинку. Теперь она обшивает практически всю свою семью. Идеи предпринимательской деятельности порой бывают очень неожиданными. Например, мать-одиночка представила в комиссию бизнес-план по пошиву и реализации одежды для животных. В первый момент членам комиссии эта идея показалась несколько абсурдной. Но женщина грамотно смогла доказать рентабельность такого производства, показала продуманные пути реализации. Представленные в комиссию образцы платьиц, курточек, шуб для собачек были просто очаровательны. Мы без сомнений дали деньги на приобретение необходимого швейного оборудования.

— Социальный контракт чаще заключают жители Ржева или Ржевского района?

— Жители села. И чаще всего — на расширение подсобных хозяйств, приобретение домашнего скота, птицы, мотоблоков, другого инвентаря. Недавно глава одного многодетного семейства смог приобрети целый трактор! И статистика говорит сама за себя — за годы реализации социального контракта среднедушевой доход семей, которые им воспользовались, возрос с 6280 рублей до 8800!

Об этой мере социальной поддержки населения говорил даже наш президент Владимир Владимирович Путин. Ведь это возможность не разово поддержать малоимущую семью, а дать ей возможность, способ, работая, улучшать свое материальное положение, с уверенностью смотреть в будущее и, возможно, вообще выйти из разряда малообеспеченных.

— Кто может заключить социальный контракт и куда для этого нужно обратиться?

— На заключение материального контракта может рассчитывать любая малообеспеченная семья, проживающая на территории города и района. Взрослые члены семьи обязательно должны быть работающими, но при этом, как это часто в наше время бывает, у семьи получается маленький среднедушевой доход. Чтобы подать заявку, необходимо показать, как и какой вид деятельности планируется развивать, доказать право собственности или аренды помещений или сельхозугодий, в которые будут вложены средства. У нас создана специальная авторитетная комиссия, которая внимательно и даже придирчиво рассматривает представленный проект и доказательства того, что у семьи есть понимание и четкий план, как будут потрачены деньги и какой доход они смогут принести в будущем. Мы в обязательном порядке сначала выезжаем на место, знакомимся с семьей, условиями ее проживания. И если, например, люди просят деньги на большую теплицу, а между тем огород совсем не возделывается и весь зарос бурьяном, то социальный контракт, конечно, заключен не будет. Если же у семьи уже есть хорошо обрабатываемый участок, то сомнений в том, что им стоит выделить деньги на приобретение теплицы, у комиссии, скорее всего, не возникнет. Все решается индивидуально. Сумма социального контракта может колебаться от 10 до 150 тысяч рублей.

— И эта выплата является безвозмездной?

— Абсолютно. Еще раз повторюсь: у любой трезвой, работящей, ответственной малоимущей семьи есть возможность эти деньги получить. Но деньги можно будет потратить только по целевому назначению. Если их выделили, например, на трактор, то корову на них купить уже нельзя. Три года после получения денег семья стоит у нас на контроле, пользуется нашим сопровождением и поддержкой.

Конечно, иногда приходится в социальном контракте отказывать по разным причинам. И они связаны не только с образом жизни той или иной семьи. Например, даже при очень большом желании мы не можем заключить контракт с многодетными семьями, получившими участки в Ковалево. Там нет ни дорог, ни коммуникаций, о какой деятельности на этом непаханом поле может идти речь?

— Как Вы думаете, почему далеко не все малоимущие семьи пользуются такой замечательной возможностью?

— Причины разные. Это банальная лень, инертность, страх перемен, может быть, неверие в собственные силы. Далеко не все готовы трудиться, некоторые так и вовсе предпочитают «топить» свои проблемы в вине. Не скажу, что это касается всех, но часть молодежи просто разучилась трудиться. Иногда приходят молодые здоровые люди, являющиеся малообеспеченными, но при этом даже нигде не работающие. Но наши попытки помочь им найти работу, а мы очень тесно сотрудничаем с Центром занятости, порой терпят фиаско. «Что, я буду за 12-15 тысяч работать?» — восклицают «просители». А почему бы и нет? Ведь ни один работодатель не даст начинающему работнику сразу же большую зарплату. А вот с течением времени, если человек проявил себя старательным, исполнительным, трудолюбивым, то и о повышении зарплаты можно будет говорить. Формула здесь одна: чтобы жить лучше, нужно больше работать. По-другому — никак.

— Татьяна Геннадьевна, но национальный проект «Демография» включает в себя не только поддержку молодежи и работоспособного населения, но и заботу о престарелых людях, повышение продолжительности жизни, улучшение ее качества.

— В этой области, я считаю, мы идем в ногу со временем. В Центре социальной поддержки населения мы обеспечиваем все существующие меры социальной поддержки. Все необходимые выплаты федерального и регионального уровня своевременно выплачиваются, все льготы гарантированы. В Комплексном центре социального обслуживания населения созданы все условия для того, чтобы пожилые люди и инвалиды могли вести активный образ жизни, развиваться, заниматься своим образованием, проводить досуг, общаться. Ни один ржевитянин пожилого возраста не будет чувствовать себя покинутым и одиноким, если решит обратиться к нам. Программа «Активное долголетие» реализуется не на словах, а на деле.

— Расскажите об этом немного подробнее.

— Рассказывать можно очень долго. У нас работают люди неравнодушные, творческие. Особенно мы гордимся открытым у нас «Университетом третьего возраста». Когда мы делимся опытом с коллегами из других районов области, то они удивляются — как столь активно может функционировать проект, работающий на общественных началах? Но вот такие у нас в городе живут неравнодушные и щедрые на душевное тепло люди. У нас нет проблем с преподавателями. На совершенно безвозмездной основе они приходят и обучают наших «студентов» компьютерной грамотности, языкам, шитью, вязанию, азам юридической грамотности, уходу за собой. В рамках факультета здоровья врачи знакомят слушателей с азами оказания первой помощи, учат, как сохранить свое здоровье, знакомят с инновационными методами омоложения и оздоровления организма. Хочется сказать им большое спасибо!

— Меняется ли подход к организации социальной помощи на дому? Или продолжаете работать по старинке?

— Меняется, и достаточно кардинально. Раньше имелся относительно небольшой перечень услуг, которые мы оказывали на дому. Я, кстати, начинала как социальный работник. Мы могли лишь принести продукты, вызвать врача на дом, оказать еще кое-какие мелкие незначительные услуги по уходу. А теперь перечень значительно расширен. Социальный работник может приносить продукты, готовить, стирать, убирать, топить печь и многое другое. Но самое главное новшество — в наш штат с первого июля вводятся сиделки. Они прошли обучение и готовы профессионально ухаживать за лежачими больными на дому. Это даст возможность обеспечить достойный уход тем людям, которые хотят остаться у себя дома. Если же человек согласен, то мы можем оформить его в дом-интернат для престарелых и инвалидов. Там созданы все условия для нормальной жизни, обеспечен уход, люди окружены заботой и вниманием. Пожилым людям и инвалидам, проживающим в доме-интернате, буквально некогда скучать, так плотно заполнен их досуг. При желании каждый может найти себе дело или развлечение по душе. Сотрудники дома-интерната — настоящие профессионалы своего дела, люди с большой душой.

— Раз уж Вы заговорили о кадрах. Работа в социальной службе требует от человека определенных качеств, умения сострадать, проявлять терпение. Это нелегкий труд. Идут ли люди в социальные работники, сиделки?

— Дефицита кадров у нас нет. Во многом это, конечно, связано с тем, что у нас сейчас, действительно, неплохие зарплаты. Социальный работник получает до 27 тысяч. Хотя и работа эта, как Вы заметили, действительно очень непростая и физически, и морально. Нет у нас и текучки кадров. Мы просто не можем ее допустить. Поэтому очень серь-езно подходим к подбору персонала. Все соискатели проходят тест на профпригодность, психологическое состояние. Хотя я могу сказать, что если человек любит людей, то в соцзащите он на своем месте, и работа будет приносить ему заслуженное удовлетворение. У нас работают почти 500 человек, и все они заслуживают искренних слов благодарности за свой труд. Равнодушным, злым, ленивым людям у нас не место.

Беседовала Ольга ДАБУЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *