Три комментария на мусорную тему

Людмила Геннадьевна Кольцова, заместитель директора ООО «Спецтехника»:

 

— Вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) — это жилищная услуга, ее стоимость заложена в «содержание жилья». Наша организация занимается, согласно договорам с управляющими компаниями, вывозом мусора из контейнеров и бункеров многоквартирного жилого фонда. На практике очень часто наблюдается такая ситуация: вот контейнерная площадка, контейнеры и бункер на ней пустые, а рядом лежит крупногабаритный мусор. Его уборка входит уже в обязанности управляющих компаний, которые делают это весьма нерегулярно, ссылаясь на слишком низкий тариф на данную услугу.

Вернемся к вопросу о стоимости, озвученному выше. В Тверской области плата за содержание жилья составляет 11-12 руб. с кв.м, куда входит и тариф на уборку ТБО. В Твери на этот тариф отводится 1 руб. 86 коп., тогда как в Ржеве — всего 98 коп. Вмешиваться в деятельность управляющих компаний мы, конечно, не вправе, однако и они, и городская власть могли бы пойти нам навстречу, повысив этот тариф до предложенной нами в прошлом году отметки в 1 руб. 45 коп. Увы, договоры с УК, касающиеся повышения тарифа, так и остались неподписанными с августа, а некоторые — даже с апреля. С городской администрацией мы договорными отношениями не связаны, однако за сбор и вывоз ТБО, согласно закону о местном самоуправлении, отвечает именно она.

Я часто сравниваю нашу организацию с МУП «Автотранс». Мы, как и они, имеем дело с транспортными перевозками, следовательно, нуждаемся в горючем, которое постоянно дорожает! И нам, и «Автотрансу» необходимо время от времени обзаводиться новыми, и весьма недешевыми, единицами техники, чтобы развиваться и улучшать качество своей работы. Между тем, стоимость проезда в городском транспорте ежегодно возрастает, и люди воспринимают это нормально. А наш тариф почему-то остается неизменным с 2009 г. К чему может привести такое положение дел? Только к банкротству, от которого мы, откровенно говоря, уже недалеки: к концу 2012 г. размер наших убытков составил 3 млн. (!) руб.

Попробовали заняться также частным сектором, но на это тратили в месяц свыше 200 тыс. руб., а получали меньше половины этой суммы. От разорительной затеи пришлось отказаться. Однако по сути мы продолжаем обслуживать частный сектор: примерно 70% его жителей носят мусор в контейнеры и бункеры возле многоквартирных домов.

Не обходится без проблем и при работе с индивидуальными предпринимателями. Например, картонные коробки должны выбрасываться в сложенном виде. На деле они обычно просто вылетают «на мусорку» из дверей какой-нибудь «Газели». Принять здесь какие-то меры мы, разумеется, не в состоянии. Хоть лично залезай в контейнер и топчи эти коробки ногами!

Или, допустим, выбросят диван. Приезжает мусоровоз с одним водителем. Разве по силам одному человеку справиться с громоздким предметом мебели? А если таких предметов много?

Складывается следующая ситуация: фактически мы обслуживаем весь город, притом, почти бесплатно, ржевитяне жалуются на качество вывоза мусора, управляющие компании, в свою очередь, «кивают» на нас. В итоге мы задыхаемся, а остальные бездействуют. Или того хуже — предлагают пригласить в наш город какую-нибудь тверскую (московскую, питерскую и т.д. и т.п.) компанию, чтобы вытеснить с рынка жилищно-коммунальных услуг свою, ржевскую фирму со всеми вытекающими отсюда последствиями.

А я вижу выход из положения в передаче всех услуг, связанных с ТБО, одной организации, с тем, чтобы в случае чего легче было найти виновного и спросить у него, почему дела обстоят именно так, а не иначе. И, конечно, еще раз призываю к пониманию и сотрудничеству представителей управляющих компаний, городской власти и самих ржевитян. Мы хотим и будем работать для вас, но нам нужны нормальные условия для работы!

Александр Иванович Абраменков, заместитель главы администрации города Ржева по вопросам ЖКХ:

— В настоящее время сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых отходов и мусора на территории Ржева осуществляют ООО «Спецтехника», МКП «Благоустройство и ландшафтный дизайн». «Чистый город» (г. Тверь) пока не начала реальную работу, это в перспективе.

Для жителей многоквартирных домов (а таких у нас в городе свыше 800) указанные работы выполняет ООО «Спецтехника» согласно договорам, заключенным с управляющими компаниями, и за счет жильцов. Эта же организация помогает избавляться от ТБО и ржевским предпринимателям, которых насчитывается более 1200 человек. В сентябре было заключено 88% от возможного числа договоров с ИП.

Вывозом мусора в частном секторе занимается МКП «БиЛД» по заявкам администрации города. В Ржеве примерно 4300 жилых домов частного сектора; в настоящее время отдел ЖКХ и благоустройства территорий в комиссионном порядке проводит проверку наличия соответствующих договоров у собственников этих жилых домов.

В районе Шихино (улицы Савельева, Серафимовича, Семашко, 2-й Крестьянский переулок — всего 60 домов) организован еженедельный вывоз ТБО и сбор мусора.

На данный момент оборудованы согласно санитарным нормам и переданы во временное владение и пользование комитетом по имуществу четырем жилищным управлениям контейнерные площадки: 31 — для частного сектора и 117 — для многоквартирных домов. Еще 4 площадки находятся в стадии незавершенного строительства по адресам: ул. Щербакова, д. 40; ул. Октябрьская, д. 43; ул. Бехтерева, д. 76; ул. Куприянова, д. 15.

К принимаемым нами мерам по разрешению «мусорной» проблемы можно отнести следующие:

— применение к нарушителям предписаний решения Ржевской городской Думы от 2010 г. о порядке установки урн, мусорных контейнеров и других подобных емкостей, административных санкций в виде штрафов в размере 20000 руб.;

— подготовку заявки на проведение конкурса по экологической очистке местности;

— заключение договора с компетентной московской организацией на разработку соответствующих нормативов и тарифа для города Ржева;

— разработку плана по поручению вывоза ТБО МКП «БиЛД».

Иван Андреевич Монахов, депутат Ржевской городской Думы:

— На мой взгляд, решение проблемы вывоза мусора во многом зависит от разделения сфер деятельности.

При обслуживании многоквартирных домов следует, в первую очередь, наладить взаимоотношения между собственниками жилья и управляющими компаниями. Здесь важно начать использовать коллективные организации собственников жилья (ТСЖ, домкомы и пр.).

Себестоимость обслуживания многоквартирных домов гораздо ниже, чем частного сектора. Причина — меньшее количество отходов в пересчете на одного собственника жилья и более высокая плотность установки контейнерных площадок, простота подъезда и обслуживания. При разумной добросовестности управляющих компаний и налаженном взаимодействии с собственниками ключевой проблемой останется стоимость конечной утилизации. Сейчас мусор утилизируют на единственной специализированной свалке. Чтобы остаться в рамках существующих тарифов  и, по примеру других городов, сделать вывоз мусора не только социально необходимым, но и прибыльным, по моему мнению, необходимо начинать реализацию темы комплексных заводов по переработке ТБО. Предприятия по переработке отходов на выходе выдают промышленное сырье, электроэнергию и тепло, которые можно коммерчески эффективно использовать. К тому же, это поможет решить экологические проблемы, сэкономить место и открыть дополнительные рабочие места для ржевитян.

Ситуация с частным сектором имеет существенные отличия. Количество ТБО на одного жителя здесь существенно выше, а удаленность между постройками — больше, что значительно повышает стоимость услуг. Кроме этого, чаще всего именно в частном секторе по вине недобросовестных жителей и предпринимателей возникают стихийные свалки. Я считаю, что для решения этих проблем необходимо менять саму схему оказания услуги по вывозу ТБО. Целесообразно заключить прямые договоры между домовладельцами и компаниями, занимающимися вывозом мусора (с каждым домом напрямую либо через созданные домовладельцами некоммерческие объединения — скажем, поквартальные). Раз или два в неделю, по договоренности, мусоровоз будет объезжать все дома и вывозить мусор. Тариф на вывоз мусора из частного сектора, который в настоящее время составляет 30 руб. в месяц с человека, должен обсуждаться на заседаниях городской Думы ежегодно и быть неизменным для всех компаний, претендующих на оказание данного вида услуг.

Здесь, как и в случае с многоквартирными домами, важно развивать схему конечной утилизации мусора комплексными заводами по утилизации ТБО. Эта схема позволяет эффективно использовать ту существенную часть городского бюджета, которая сейчас расходуется на субсидирование неэффективного вывоза мусора. Она может быть направлена на адресную помощь социально незащищенным жителям. Предварительные расчеты показывают, что средств будет вполне достаточно.

Также по примеру других городов можно сформировать «Фонд поддержки борьбы с незаконным сбросом ТБО». Тогда каждый желающий сможет зарегистрироваться в отделе полиции в качестве экологического инспектора по месту жительства. Условия регистрации должны быть просты — возраст не менее 18 лет, постоянная ржевская регистрация, дееспособность и отсутствие непогашенных судимостей. Для того, чтобы привлечь к ответственности того, кто выбросил мусор в неположенном месте, инспектору будет достаточно минимального пакета документов: заявления и фото незаконного сбора ТБО. По данному факту полиция имеет право возбудить административное производство. А инспектор, в свою очередь,  имеет право на  вознаграждение из уже озвученного «Фонда». В случае привлечения злоумышленника к ответственности, инспектор дополнительно получит часть взысканного штрафа, а это немало, особенно, если нарушителем оказывается юридическое лицо. Подобная программа вполне успешно реализована в городе Боровске (Калужская область) — там незаконные свалки ликвидированы. По той же схеме работают в Сергиевом Посаде и в Твери.

Поверьте, если это работает в других городах, заработает и у нас — в Ржеве!

Записала
Татьяна САФРОНОВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *