Сергей Игоревич АЛЕКСЕЕВ, координатор волонтерского поисково-спасательного отряда «СОВА» Ржев, Зубцов, Старица: «ПОМОЧЬ МОЖЕТ КАЖДЫЙ»

— Сергей, сколько бы мудрыми и опытными не были наши граждане, сколько бы волонтеры поисково-спасательного отряда ни проводили поисков и профилактических бесед, грибники по-прежнему теряются в лесу. Это происходит по причине излишней самонадеянности?

— Сложно сказать однозначно. Стоит отметить ряд основных факторов: незнание местности, излишняя уверенность в себе, погодные условия, заболевания потерявшегося… Как правило, все случаи схожие и разные одновременно. Скажу так, «написанной» схемы, как человек, ушедший в лес, становится «потеряшкой», нет. Порой это просто случайность, а иногда человек целенаправленно уходит в лес. Например, отдыхает компания в лесу, и товарищи ссорятся. На эмоциях, в возбужденном состоянии кто-то один уходит в лес, чтобы успокоиться, остыть, но в итоге — теряется. Банальный пример — сбор грибов: муж и жена отошли друг от друга и в какой-то момент перестали слышать друг друга. Таких случаев сотни. За минувшие выходные ВПСО «Сова» среагировала на 22 вызова по Тверской области.

— В чем основные и самые главные ошибки грибников?

— Основная ошибка — самонадеянность или легкомыслие, называйте, как угодно. Многие не берут с собой телефон или лекарства. Не сообщают родственникам о своих намерениях отправиться в лес и о времени хотя бы примерного возвращения.

— Где люди чаще пропадают?

— Наше отделение отряда «Сова» отвечает за три района: Ржевский, Зубцовский и Старицкий, по острой необходимости выезжаем в соседние районы области, в Нелидово, в Белый, в Осташков…

«Лидер» прошлого сезона по потерявшимся — Кучинские поляны Зубцовского района: там было четыре поиска. Если говорить о Ржевском районе, то это места около деревень Леонтьево и Медведево.

— Любители дикоросов в основном старшее поколение? Наверняка, многие из них грибники со стажем?

— В большинстве случаев — да. Многие, из числа местных, утверждают, что ходят в лес «всю жизнь». Есть приезжие из Москвы и областей. Но по такой категории, как возраст, потерявшихся делить не стоит, заблудиться может любой. Как-то раз мы выводили из леса семью из 8 человек, из них 2 — несовершеннолетние дети.

Мой совет: соблюдайте элементарные нормы безопасности. Берите с собой необходимые лекарства, телефон, спички. Надевайте яркую одежду. В лесу очень помогут компас и свисток. Если вы уже заблудились, то нужно позвонить 112, выйти на открытое место и попытаться разжечь костер, ждать помощи.

— Не паниковать…

— Очень постараться. Помнить, что паника здраво мыслить и выживать только мешает.

— Как могут позаботиться о своём пожилом любителе грибов его родные и близкие?

— Если приблизиться к современным технологиям, то это, конечно, трекер с возможностью передачи данных (миниатюрное электронное устройство, которое может с точностью определять местоположение своего владельца). Настаивайте, чтобы ваш близкий человек постоянно носил с собой заряженный телефон. Договоритесь, если куда-то собирается пойти (в лес, в гости, в больницу, даже в магазин), обязательно пусть предупредит вас.

— В сети Интернет есть анкета, которую волонтеры поисково-спасательных отрядов просят заполнить, если в ближайшее время планируете поход в лес.

— Анкета значительно облегчает поисковые мероприятия. С ее помощью мы можем своевременно собрать экипаж и хотя бы примерно понимать, кто, когда может и готов выехать на поиск.

— Сергей, приходилось ли кого-то искать не один раз?

— Да, но это в основном городской поиск. К примеру, пожилых людей с заболеваниями нервной системы.

— Расскажите, с чего начинается поиск непосредственно грибника или ягодника?

— С поступившей заявки. Об этом нам обычно сообщает ЕДДС или звонок поступает напрямую из полиции. Далее инфорг оповещает волонтеров, параллельно идет сбор информации. Собираем экипаж и готовимся к выезду. Обычно на это уходит не более 40 минут. Уже в дороге экипаж получает дополнительную информацию о потерявшемся, номера телефонов родственников, знакомых, на месте — карты.

— Если человек пропал, звонить в полицию нужно сразу?

— Заявлять надо немедленно! Время — самый критический фактор, который влияет на исход поисков, поэтому не медлите и не ждите.

— Поиски кого и где ведутся сейчас?

— В активной фазе у нас несколько поисков по городу. Это Василий Александрович Лазарев, 1963 года рождения, 10 апреля утром ушёл из дома по улице Карла Маркса, 6, Александр Анатольевич Харламов, 1967 года рождения, пропал в ноябре прошлого года. До настоящего времени местонахождение мужчин неизвестно. Уже больше недели ищем пропавшего в Оленинском районе 86-летнего Виктора Ивановича Фильченкова. В сезон поиски ведутся практически каждый день, а в выходные бывает по три-пять выездов.

— Отзываются ли люди на клич «нужны волонтеры»? Кто они?

— Отзываются, но крайне редко. В основном на поиск выходят знакомые потерявшегося или волонтеры других организаций. Нам нужна помощь и мы будем рады любому содействию. Помогать не так страшно, как кажется. Да, тяжело, но это стоит спасенной человеческой жизни.

— К волонтерам-новичкам какие требования?

— Вполне закономерные: возраст старше 18 лет. А дальнейшие задачи распределяем в зависимости от физических данных. У большинства новичков нет практически никакого опыта ориентирования на местности. Приходящих в отряд волонтеров обучать начинаем с самых азов: умение пользоваться компасом, картой, навигатором, рацией, потом отрабатываем технику поиска в природной среде. Крайние учения у нас проходили 13 мая. Все познается в пройденных километрах, через мокрую траву, бессонные ночи и, конечно, на учениях. Вы должны понимать, у нас всегда дефицит поисковиков, «лес рук» в обратном смысле. С началом сезона учения приостанавливаются, все отрабатываем на практике.

— Большое дело в поиске пропавшего — репосты в социальных сетях.

— Да, безусловно. Большинство городских поисков мы закрываем благодаря такому распространению информации. Люди моментально реагируют, тут же по цепочке сообщают друг другу. Это важная составляющая в проведении поисковых мероприятий.

— Что значит запись на ориентировке о пропаже «проверка информации»?

— Значит, о потерявшемся получены определенные данные, например, о его местонахождении. Пока информация уточняется, ориентировка не закрывается.

— Помимо поисковой деятельности, вы проводите тематические беседы с детьми.

— Да. С координатором отряда Екатериной Дунцовой с удовольствием провели профилактическую обучающую беседу в двух группах детского сада N№ 2. 25 августа отряду исполнится три года. К этой дате планируем провести конкурс детских рисунков, посвященных работе «Совы». Принять участие может любой ребенок. Свои работы до 20 августа можно принести и оставить во Дворце культуры (ул. Чайковского, 2), на студии телекомпании «РиТ» (ул. К.Маркса, 39), обязательно указав автора, его возраст, контактный телефон родителей. Фото рисунков можно прислать в группу ВК ВПСО «Сова» Ржев, Зубцов, Старица. Есть вопросы, звоните: 8-904-351-98-26 (Екатерина). Также в конце августа мы проведем мероприятие, которое, по причине погодных условий, не состоялось 25 мая (в Международный день пропавших детей).

— ВПСО активно действует уже три года. Живет на энтузиазме волонтеров, тех, кто готов отправиться на помощь незнакомому человеку в любое время года, дня и ночи. Несколько лет назад Вы говорили, что отряд нуждается в командном навигаторе, радиостанциях, сигнальных маячках, тепловизоре, квадрокоптере, прожекторе, машине типа «буханки»…

— Благодаря неравнодушным людям, мы приобрели навигатор. Это все. В целом, мы на самообеспечении, необходимое оборудование волонтеры приобретают для себя сами.

— Знаю, что волонтерам-поисковикам бывает задают вопросы, где человек был? Как пропал? Что с ним случилось?

— Практически после каждого поиска. Да, к нам приходит много информации, в том числе о личной жизни пропавших. Да, координатор знает чуть меньше, чем знает полиция, или знает все. Но есть причины, по которым мы не можем разглашать обстоятельства пропажи и обнаружения потерявшегося. Если пропавший — несовершеннолетний «бегунок», то есть, сам ушел из дома, разглашение подробностей его личной жизни может повлечь сильную психологическую травму, от которой потом будет очень сложно или невозможно оправиться. Если по факту пропажи человека возбуждено уголовное дело, разглашение подробностей, фактов, которые стали известны в ходе поисков, может навредить следствию.

Всем праздноинтересующимся хочется сказать: поставьте себя на место пропавших, которые найдены живыми, на место родственников и друзей тех, кто погиб. Вряд ли кому приятно выставлять свою жизнь напоказ, чтобы окружающие выдвигали предположения, делали выводы. Мы не делаем из поисков шоу. Мы делаем то, за что взялись добровольно — ищем людей. Кроме морально-этических норм, которые обязан соблюдать каждый волонтер, есть и рамки закона, в частности: статьи Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ.

Как часто мы проходим мимо странных людей? Пьяный, дурачок, чудик… Задумайтесь, способны ли мы еще на эмпатию? Порой дезориентированных или людей с обострением заболевания, в том числе, во время инсульта, можно принять за пьяных. Не нужно стесняться подойти к человеку, узнать, все ли нормально. И если потребуется, обратиться в специализированную службу, позвонить волонтерам или написать сообщение в группу ВПСО «Сова» Ржев.

Просим обращать внимание на дезориентированных людей, на пожилых, особенно незнакомых. Не сочтите за труд, зайдите к нам в группу, посмотрите ориентировки. Возможно, в настоящее время их ищут родные и близкие. Помочь может каждый!

Телефоны волонтеров ВПСО «Сова»: 8-915-722-55-66, Елена (инфорг), 8-920-165-08-85, Сергей (координатор).

Собираясь в лес, вы можете оставить информацию о вашем маршруте движения, времени возвращения и контактные данные на сайте по ссылке: http://poisktver.ru/forest/

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *