Блюз об одиночестве или научитесь любить

14 октября на сцене Дворца культуры состоялся показ спектакля «Блюз одинокой бабочки» в исполнении артистов театра «Премиум». В главной роли выступила Заслуженная артистка России Наталья Варлей.

Для Ржева постановка стала премьерной. Спектакль с малым количеством актеров и скромными декорациями собрал практически полный зал и заставил зрителей долго аплодировать.

Родом из Италии

Пьеса «Бабочка…бабочка» (таково ее оригинальное название) была написана современным итальянским драматургом и сценаристом Альдо Николаи в середине XX века. Она уже не раз ставилась в театрах бывшего Союза, а роль «бабочки» исполняли многие известные актрисы. В пьесе В. Мережко (постановка А. Любченко) изменено не только название, но и имена главных героев. Экс-путана Эдда, ее сын Элио и служанка Фока стали Анной, Александром и Феклой, но смысл произведения остался тем же. Трое актеров заполняют собой все пространство строгой, выдержанной в черно-белых тонах сцены. Даже их костюмы подобраны в этой цветовой гамме. Ярким пятном выделяется малиновая накидка Анны, разлетающаяся, как крылья бабочки, когда она мечется по своей одинокой квартире, срываясь то на шепот, то почти на крик, бросая то приказы, то вопросы и перебивая собеседника, будто боится остановиться хоть на миг и задуматься. Вспомнить то, что зрителю откроется лишь в финале…

За все приходится платить

7_Театр3 - копияИтак, известная в прошлом немолодая актриса живет в полном одиночестве, довольствуясь лишь обществом своей служанки Феклы. Анна каждый вечер ждет прихода гостей: в ее доме есть еда, вино, коньяк… Но никто не спешит к ней на «огонек».

Анна не теряет надежды, суетится, как перед приходом гостей. За метаниями хозяйки по одинокой квартире с молчаливым осуждением наблюдает служанка Фекла (актриса Анна Чернышкова).

Анна отдает противоречивые указания, задает вопросы и перебивает своего единственного собеседника — Феклу. На склоне лет женщина вспоминает своих любовников, явно приукрашивая события давно минувших лет.

На стенах в ее комнате висят пустые портретные рамы упоминаемых ею кавалеров: миллионеров, нефтяных магнатов, магараджей. В этом зритель отчетливо видит иллюзорность созданного фантазией Анны прошлого. Она ведет разговоры о балах и путешествиях, которых… не было.

И вдруг на пороге придуманного мирка неожиданно появляется вечерний гость (Даниил Мирешкин — актер театра Леси Украинки). Он представляется как продавец электрощетки.

7_Театр2 - копияАнна оставляет молодого красивого парня жить у себя в качестве ночного слушателя (она по ночам не может спать). Потом начинает рассматривать его в роли любовника. Однако случайный гость с именем победителя Александр оказывается оставленным ею 29 лет назад в Доме малютки сыном. За развитием конфликта наблюдает служанка Фекла. Сын решается разрушить ложные воспоминания, но совесть матери спит. Он мстительно бросает Анну наедине с печальной правдой. Служанка тем временем уговаривает хозяйку завещать ей квартиру и помогает «уснуть», подмешав в стакан с водой яд.

Роль Анны глубокая и душевная. Героиня всю жизнь боялась остановиться хоть на миг и задуматься. «Думать вредно!» — этот совет не раз дает она Александру, вызывая смех в зрительном зале.

Страхи и сомнения, нереализованную любовь Анна спрятала на долгие годы под малиновой накидкой. Блюз об одиночестве не оставляет никого равнодушным. В жизни мы сами выбираем свои роли, но приходит время, когда мечта сталкивается с реальностью. Развязка убеждает зрителя в том, что за все приходится платить. За желание легкого пути — особенно.

«За моими плечами — жизнь, которая могла бы быть прекрасной, но не состоялась», — говорит Анна незадолго до финала.

Наталья Варлей: «В сериалах
не снимаюсь»

В интервью после спектакля Наталья Варлей сказала:

— Тема непонимания и одиночества — вечная, она понятна и близка всем людям, потому что трагедия героев в том, что они не услышали друг друга вовремя. Когда сын видит запоздалые слезы раскаяния матери, он ей не верит. Поздно. Слишком поздно.

Пьеса, конечно, очень глубокая. Ее можно репетировать, играть много лет — все время открываешь для себя какие-то новые грани характеров героев.

— Анна — это реальная женщина или вымысел?

— Это, конечно, вымысел. Но я думаю, что женщин, коротающих свою старость в одиночестве, в непонимании близких в реальной жизни много. И подобных Фекле, молодых, энергичных, которые сначала «тихий омут», а потом — как акула, рационально, спокойно заглатывающая свою жертву.

— Как Вы относитесь к современному кино, и какие роли Вам предлагают?

7_1 - копия— Мне предлагают сниматься в сериалах — отказываюсь. Если было бы что играть, думаю, согласилась бы. А схематический образ, роль мамы, бабушки или соседки — может сыграть любая актриса. За последние несколько лет у меня не было интересных предложений. То, что мне неинтересно, я делать не буду.

— А интересные режиссеры сейчас есть?

— Да, конечно. Я с удовольствием снялась в небольшой роли в фильме «Волкодав из рода Серых Псов» (2006 год, мать Кендарат) у режиссера Николая Лебедева. Сейчас он снял фильм о хоккеисте Харламове «Легенда N№ 17». Фильм, который пытались выдвинуть на премию «Оскар».

Один из выдающихся режиссеров сегодня — Никита Михалков. Глубокий, интересный, воистину русский национальный режиссер. Я бы с удовольствием снялась у него. Мы знакомы еще со студенческих лет, но работать вместе не приходилось.

— Кто из режиссеров повлиял на Вас как на актрису, кому Вы благодарны?

— Юрий Васильевич Катин-Ярцев, художественный руководитель моего курса.

Он был не только замечательным актером и человеком, но и прекрасным педагогом. Это отдельная профессия. Сейчас очень многие актеры идут в педагогику, но не все могут передать то, чем они владеют. Иногда смотришь выпуск такого-то актера и видишь, что все студенты, как один, похожи на него. Он показывает, они копируют. А вот передать любовь к искусству, к театру — это задача посложнее. Ю.В. Катину-Ярцеву, я считаю, удалось это в полной мере. Вообще учеба в Щукинском училище, тогда еще были живы «вахтанговские» актеры — это старая школа, которая, к сожалению, уходит. То поколение, которое я продолжаю считать молодым — это уже мои сверстники. Вчера я смотрела по телевизору вечер, посвященный юбилею Марка Захарова. На сцене известные актеры, «уходящая натура». Как ни печально, но эта культура уходит. И что придет на смену, я не знаю.

— Кого из молодых актеров Вы бы отметили?

— Есть среди молодежи интересные артисты. Данил Козловский, Максим Матвеев, Лиза Боярская, Света Иванова, сестры Арнтгольц, особенно Татьяна. Есть молодые актеры, но для них тоже нужен материал и сценарный, и режиссерский.

— Что для Вас важнее — кино или театр?

— Для меня и то, и другое свято. Говорят, что я не люблю вспышек фотокамер на сцене. Нет же. Просто есть культура поведения в театре. Она, к сожалению, тоже разрушается. Актер — не машина. У него выстраивается роль тонко. И тут в лицо тебе — ба-бах — вспышка. И ты вылетаешь из этого состояния. Продолжаешь играть, а в душе уже пустота. Снимайте после спектакля, пожалуйста!

— А какой зритель был сегодня?

— Хороший. Правда, сцена не очень удобная. Зрители сидят очень близко, под ногами.

— Наталья Владимировна, что бы Вы сказали девчонкам, мечтающим стать актрисами?

— Сейчас еще труднее становиться актрисой. Не так сложно, может быть, стать известной, популярной. «Звезды» сериалов, которые видели, может быть, 10 процентов людей — это разве звезды в настоящем понимании этого слова? Ну, мелькала она сто вечеров на экране, а прошел сериал, и кто ее вспомнит?

Есть, конечно, и явления — сильное хорошее кино «Ликвидация», «И все-таки я люблю», например… Может, хватит меня мучить?(закашлялась). Извините, садятся связки.

— Наталья Владимировна, Вы прекрасно выглядите. В чем Ваш секрет?

— Никакого секрета, никакой молодости. Какая есть, такая есть. Конечно, стараюсь делать зарядку — не всегда получается. Не всегда есть силы проснуться. Переезды, спектакли, домашние заботы-хлопоты. А выходишь к зрителю — нужно быть энергичной и молодой. И какие-то резервы у организма есть.

— А стихи пишите?

— У меня три книги стихов. Думаю переиздавать третью «Во мне такая музыка звучит». Были бы силы и здоровье, и все остальное.

— Удачи Вам, спасибо за то, что Вы есть.

Елена Сооляттэ

Фото автора и МУП «Телекомпания «Ржев»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *