Серебряный век Выставочного зала

В 1988 году, накануне празднования годовщины Октября, в Ржеве произошло большое событие. То, о чем так долго говорили художники — свершилось: в торжественной обстановке был открыт Выставочный зал. На открытии присутствовали власти города, общественность, гости, художники.

Выступавшие на церемонии открытия выразили надежду, что Выставочный зал поможет развиваться талантам в Ржеве, станет стимулировать художников к созданию новых произведений и способствовать духовному развитию ржевитян. Выступление председателя калининской областной организации художников Геннадия Клюшина было посвящено проблемам, которые имелись в профессиональном и самодеятельном искусстве. Одна из таковых — отсутствие выставочных залов, что, считали специалисты, крайне негативно сказывалось и на состоянии изобразительного искусства, и на духовном здоровье общества. В его словах прозвучала тревога о несовместимости коммерческой деятельности и творческого начала в изобразительном искусстве, и о том, что нельзя искать прямую выгоду в искусстве.

Журналист «Ржевской правды» Вера Гладышева также поставила вопрос о несовместимости коммерции и творчества. Поскольку, едва успев открыть Выставочный зал, там сразу открыли видеосалон.

Воспитание людей искусством — процесс длительный, многолетний. Понимание приходит незаметно, как и мастерство к художнику, который много работает, а труд, подкрепленный знаниями в изобразительном искусстве, всегда переходит в качество.

В 1986 году в статье Анатолия Бурова «Ржеву нужен Выставочный зал» остро поднималась эта проблема. Тогда же состоялась персональная выставка скульптора А. Бурова, который представил не только скульптуры, но и живопись, в клубе КЖТ. На этой выставке присутствовали председатель и секретарь областного отделения С.Х. Шумилов и Т. Бойцова. Здесь позднее состоялась еще одна персональная выставка старейшего ржевского художника-живописца Николая Кротова, вся жизнь и творчество которого были настолько интересны, что все художники старались быть рядом с ним. Но он не всех допускал к себе как к художнику.

Эти выставки наглядно показали, как необходимо иметь в городе Выставочный зал для проведения постоянных экспозиций…

Слева направо: В. Трухан, Н. Кротов, И. Ладыгин,  В. Соловьёв, А. Кондратьев

Слева направо: В. Трухан, Н. Кротов, И. Ладыгин,
В. Соловьёв, А. Кондратьев

Немного истории. В 1983 году ржевским горкомом партии была задумана реконструкция Советской площади. Художникам городской художественной мастерской В. Соловьеву и В. Трухану предложили сделать эскиз-макет оформления площади.

Выполняя этот заказ, мы часто по этому вопросу общались с секретарем горкома В. Вишняковым, от него узнали о готовящемся сносе уникального старинного здания, которое стоит на углу улиц Ленина и Карла Маркса, и выразили свое недоумение по поводу такого решения. Нам было предложено изобразить на эскизе в масштабе это здание и написать пояснительную записку об этом здании и что бы мы хотели там видеть. А видеть мы хотели мастерские для художников.

Наш эскиз и наши доводы убедили первого секретаря горкома Козлова, и здание было решено сохранить. Это решение ушло в отдел архитектуры исполкома горсовета. Две группы художников разработали два варианта внутренней планировки здания.

Но в 1984 году произошло объединение горкома и райкома, и к руководству горкомитетом КПСС пришли другие люди, ранее занимавшиеся селом. Секретарем горкома стала Галина Мешкова. Другие люди — другие решения. И предложение отдать здание художникам под мастерские проигнорировали, постановив, что в этом здании будет уместнее разместить Выставочный зал. Нужное решение. Выставочный зал давно был нужен художникам и городу. Плохо другое: художникам не предложили никакой альтернативы. Как мне недавно сказала Г. Мешкова, это новым составом горкома даже не рассматривалось. В общем, вижу здесь обыкновенное чиновничье чванство…

К восстановлению здания привлекли военную строительную организацию, материальную сторону взял на себя город.

Выставочный зал начал свою деятельность с открытия выставки ржевских художников. Много говорилось восторженных слов, которые присущи данному моменту. Говорилось о поддержке и помощи художникам, которая будет выражаться в плановых закупках с выставок их работ. В общем… «Слова, слова, слова» (Гамлет).

В этом многословии обещаний — помогать, стимулировать и способствовать — самым светлым пятном для меня была и есть первая заведующая Выставочным залом Мария Хромова. Тихий, спокойный, интеллигентный человек, искренне любящий и понимающий изобразительное искусство и художников со всеми их достоинствами и недостатками. Ей досталась самая трудная задача в организации творческой жизни Выставочного зала. Человек с большой внутренней культурой, Мария Ивановна прекрасно справлялась с новым для нее делом. Она знакомила ржевитян с работами не только ржевских, но и тверских художников. При ней зал начал приобретать известность. Мария Ивановна и сейчас, находясь в преклонном возрасте, постоянный посетитель всех выставок.

Выставочный зал — это не только помещения для размещения экспозиций, это, прежде всего, неравнодушные люди, работающие в нем, создающие новые экспозиции и знакомящие ржевитян с новыми именами художников и их работами. Это Елена Михеева, сменившая М. Хромову и оставившая свой след в работе Выставочного зала: она наладила постоянное сотрудничество московских художников с Ржевом. Это Виктория Дмитриева, написавшая замечательные слова о художниках: «В повседневности буден мы проходим мимо прекрасного, не замечая ничего, кроме своих проблем, а вот художникам дан высший дар видеть все и отражать в своих работах». Она познакомила ржевитян с замечательным художником Глазкиным, который сделал в Выставочном зале две выставки и подарил городу более 90 работ.

Такие люди, как Мария Хромова, Елена Михеева, Виктория Дмитриева, — это последние романтики, искренне любящие творчество, осуществили много выставок, встреч с талантливыми людьми. Они ввели ритуал сопровождения открытия выставок живой музыкой, которую исполняли замечательные музыканты, преподаватели музыкальной школы и школы искусств Ржева.

Только за первые десять лет было организовано более 90 выставок художников из разных городов России и тверского края.

Еще одним знаковым руководителем Выставочного зала стала Ирина Аввакумова, которая привлекала к себе внимание своей манерой письма. Это первый художник, который возглавил Выставочный зал. И это был уже не романтик, а прагматичный человек, хороший организатор, управленец и при всем этом — интересный живописец. Аввакумова активно включилась в работу. Провела много интересных выставок, а также шесть ржевских пленэров с художниками из разных областей России. Выставочный зал приобретал все большую известность в разных регионах страны.

Трудно вспомнить и перечислить все имена художников, выставлявших свои работы за прошедшие 25 лет существования зала — их было очень много. Из тверских художников здесь выставлялись работы Р. Благовещенского, И. Первухина, В. Москальцова, В. Волкова, И. Юга, Н. Эверт, О. Сокуренко, В. Столярова, А. Дубова, Б. Федорова, Н. Дочкина, В. Воеводина, В. Солодова, Н. Чувахина. Московские художники — В. Сидоров, Н. Бурейченко, А. Абакумов, В. Махеев, Д. Тугаринов, Е. Зверьков, Б. Диодоров. «Петербургские ступени» из Санкт-Петербурга.

Непросто будет новому директору Выставочного зала, молодому художнику Артему Пономареву. За прошедшие 25 лет работы Выставочный зал сумел обрести свое лицо. Хочется, чтобы новый руководитель сохранил и приумножил его добрую славу.

Но работа Выставочного зала — это не только заслуги заведующего или директора, который определяет общее направление, составляет план выставок. Это работа смотрителей, каждодневно требующая работы интеллекта, терпения и таланта в проведении экскурсий и в работе со зрителем. Много лет бессменно работают в зале Валентина Глебова, Людмила Нагибина, Валентина Григоренко.

Большое участие в жизни художников и популяризации Выставочного зала принимают средства массовой информации города, которые с большим пониманием и доброжелательностью освещают каждую выставку. Постоянные посетители, которые не оставляют художников одних со своими работами. Ведь работа художника без зрителя бессмысленна, так как по сути своей наша профессия публична.

Хочется поблагодарить этих людей и художников с их такой нужной в культурной жизни города работой и поздравить с 25-летием Выставочного зала.

Владимир СОЛОВЬЕВ,
художник

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *