КЛЯТВА АЙБОЛИТА

Про таких, как она, говорят: Бог при рождении в макушку поцеловал. А талант, которым наделил ее Создатель, — уникальное чутье, интуиция при врачевании болезни животных. Плюс огромная практика: шутка ли — стажа более 50 лет!

Все животноводы ближайших и не очень от Есинки деревень хранят в своих записных книжках телефон ветврача Валентины Лебедевой. И хотя Валентина Егоровна уже очень давно на заслуженном отдыхе, забыть о своей профессии, или, вернее сказать, предназначении, владельцы личных подсобных хозяйств ей не дают.

ВЕТЕРИНАР ОТ БОГА

Тетя Валя уверенными ловкими движениями своих сухоньких рук помогает измученному животному избавиться от бремени, спокойным голосом приговаривая ласковые слова, в то время как скованные страхом за свою питомицу-кормилицу хозяева уже было руки опустили от безысходности. И вот козленок появляется на свет. Живехонький! И с мамой все в порядке. Это ли не чудо?!

Первое знакомство с Валентиной Егоровной у животноводов обычно бывает в критических ситуациях. «Помогите! Коза умирает! Разродиться не может!» — такие звонки на ее телефон нередки.

— Да я почти не вижу ничего, — отвечает она.

— Мы вас отведем, отнесем, если надо, только помогите! — рыдает в трубку хозяйка.

Ветврач привычно собирает в свою сумку все необходимое и потихоньку, наощупь, спускается из подъезда. А на улице ее уже ждет машина, чтобы ехать к больному животному. Все манипуляции ветврач делает тоже наощупь, но безошибочно: руки и голова помнят и знают все. Талант, ничего не скажешь.

В 2009 году врачи вынесли Валентине Егоровне приговор: глаукома. Зрение спасти не удастся даже оперативным путем. Работу из-за болезни пришлось оставить. Но ее предназначение — спасать животных — сидеть на пенсии сложа руки не дает. Валентина Егоровна — безотказный человек и настоящий профессионал, который понимает, что уж если звонят ей посреди ночи, значит, ситуация безвыходная, и она просто обязана прийти на помощь.

Не знаю, приносят ли какую-то клятву ветврачи, когда получают диплом, но свою клятву Гиппократа (или в данном случае — Айболита) Валентина Егоровна произнесла сама себе еще в самом начале профессионального пути. О том, первом, случае, перевернувшем все, она и рада бы забыть, да не получается.

— Было это в середине
60-х. Я тогда только пришла работать на Кокошкинский ветучасток. Вызвали меня в мой родной колхоз «Парижская коммуна»: тяжело рожала лошадь. Вот она лежит, мучается, а подойти к ней все боятся — лягнуть может в таком состоянии. И я тоже испугалась, ведь совсем сопливая девчонка была, практики никакой. Нет бы додуматься ноги лошади связать! Сейчас бы сразу справилась, что угодно сделала бы, но все равно помогла животному. Но в тот раз страх победил, а животное я не спасла. И тогда поклялась, что никогда больше не опущу рук — ни от страха, ни от безысходности. Буду спасать во что бы то ни стало.

И она спасала, порой в самых безнадежных ситуациях. Со временем пришли опыт, смелость и уверенность в своих силах. На ветеринаров когда учат, объясняют, что корове-то надо внутрь залезать, чтобы помочь растелиться. В теории вроде бы просто. На практике выходит все гораздо сложнее и страшнее. Ведь животное не может сказать, что у него болит, что оно ощущает. Животина только смотрит с мольбой на человека.

— Больше с того самого первого случая я никогда не позволяла себе бояться, — говорит моя собеседница. — Бывало, по два-три часа помогаешь корове, крутишь теленка у нее внутри, чтобы вытянуть его. И случаев падежа больше не было. Все время помогала животным, а мне, наверное, Бог помогал спасать их.

ВЕТЕРИНАР НАВСЕГДА

Стать ветеринаром Валентине Егоровне было предназначено свыше. И не было сомнений, какую профессию получать после школы.

— Ну да, — соглашается она, — с детства кошек и собак таскала за собой, лечила их по-своему. Особенно собак любила и, конечно, всех домашних животных.

Валентина Егоровна родилась в победном 45-м, она третья из четырех сестер в семье. Ее родная деревня — Почигаево. Это в той стороне, где Тростино, Знаменское, Зарубино. Родители трудились в колхозе «Парижская коммуна». Военного лихолетья Валентина не застала, зато послевоенной разрухи досталось на ее долю сполна.

— Трудно жили, — вспоминает она, — всего не хватало. В школу идти, а у нас с сестрой один платок на двоих.

Училась Валя в петуновской семилетке, летом подменяла маму в колхозе. Восьмой класс заканчивала уже в Муравьево, а после выпускных экзаменов, в 1961 году, вместе с подружкой Тасей Ерохиной поехала поступать в Сычевский зооветтехникум.

Через четыре года учебы молодой ветврач приехала в Ржев с дипломом и направлением на работу. Хотелось быть поближе к родному дому, и на счастье Валентины, Ржевская СББЖ определила ее работать на Кокошкинский ветучасток, обслуживавший колхозы «Парижская коммуна» и им. Ленина. Хозяйства были огромные в те годы, животных много, да и на личных подворьях у каждого была скотина. Поэтому работы хватало.

Потом Валентина Егоровна перешла в ржевское СПТУ N№ 1, где было свое подсобное хозяйство, базировавшееся в районе деревень Грешниково, Бурмасово, Зарубино — опять рядом с родной деревней. 13 лет практики в качестве ветврача, зоотехника и даже бригадира. А в 1988 году, когда хозяйство ликвидировали, пришлось уйти работать на птицефабрику в Есинке. Профессионала с таким опытом и знаниями приняли на производстве с распростертыми объятиями.

— А выбор места работы был таким: кто первый перехватит специалиста, — рассказывает Валентина Егоровна. — И первой меня перехватила зоотехник, предложив стать бригадиром.

К сожалению, ненадолго — всего на три с половиной года. Птицефабрика угасала, как и все сельское хозяйство. Это были сложные 90-е. Потом Валентина Егоровна работала ветврачом подсобного хозяйства завода «ЭЛТРА», которое располагалось в Мончалово. Последнее место работы — ветврач колхоза «Новая жизнь» в Домашино. Вот оттуда ее вся округа и знает, и до сих пор к тете Вале обращается за помощью.

ПОСЛЕДНЯЯ ИЗ МОГИКАН

— Работу свою очень любила и люблю. Первое время, когда ушла на заслуженный отдых, мне по ночам снились поросятки, как они в рядочек лежат со свиноматкой. Долго снились… Сейчас уже нет, успокоилась. Да и пора бы остепениться, 74 года все-таки…

Правда, пока не получается. Во всей округе — Путеец, РТС, Домашино, Абрамково, Турбаево, Светлая, да, пожалуй, в каждой деревне на расстоянии полусотни километров от Есинки — она побывала. Одному поможет, тот телефоном ветврача с соседом поделится. Так народной молвой известность тети Вали и не угасает. Все местные козоводы на нее буквально молятся. Скольких животных она спасла, сколько тяжелых окотов закончились благополучно благодаря ей, и не сосчитать.

— Но я не могу отказать. Потому что понимаю — не к кому больше обратиться. Что же я, не приду на помощь? Приду, конечно. Я обязана. Почему меня до сих пор просят приехать к больному животному? Потому что нет ветврачей в округе. В ветлечебницу ночью позвони — они ж не поедут в деревню. А если я не пойду? На руках понесут, лишь бы помогла. Я серьезно, — вздыхает Валентина Егоровна.

Поэтому телефон у нее не замолкает — она постоянно консультирует и, несмотря на почти полную слепоту, все так же приезжает спасать больных животных.

Отсутствие ветеринарной помощи на селе — повсеместная серьезная проблема. Набираешь в Интернете слово «ветеринар», и вот тебе — масса фотографий с ветврачами. А на снимках — Айболиты с кошечками, собачками, хомячками, попугаями. И ни одной фотографии ветврача с коровой, козой или поросенком. Как так-то? Вот она, суровая правда жизни и одна из причин, почему на личных подворьях по одной корове на всю деревню осталось — лечить скотину практически некому. Ветеринар, способный принять сложные роды у коровы или козы, — большая редкость в наши дни. И поэтому каждый такой профессионал — на вес золота.

Вот уже 30 лет Валентина Егоровна вместе с семьей живет в Есинке. Семья большая, как когда-то у ее родителей. Правда, это уже семья ее дочери Елены. Валентина Егоровна — счастливая бабушка двух взрослых внуков и внучки, прабабушка для троих правнуков.

Станет ли кто-нибудь из них продолжателем прабабушкиной профессии — сказать сложно. Но, думаю, доброту, любовь и сострадание ко всему живому, как самое дорогое наследство, Валентина Егоровна и дочери, и внукам, и правнукам передала.

Хоть и с небольшим опозданием, но поздравляем ее с днем рождения, который она отпраздновала 8 сентября. Здоровья Вам, тетя Валя!

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *