МАЛИНОВЫЕ РОЩИ

Вы когда-нибудь видели малиновую рощу? Не доезжая деревни Бургово, что прямо за поселком Заволжский, даже в эту сентябрьскую пору зреет малина. Ее так много, что глаза разбегаются. Пустующая много лет огромная территория снова живет насыщенной сельскохозяйственной жизнью. Четыре года назад мне впервые довелось побывать в ягодном хозяйстве «Малинино», которое в ту пору только-только начинало свои первые шаги. И тогда на ум пришло: «Через четыре года здесь будет город-сад».

— Ну, город-сад пока не получился, скорее, его начало, — говорит глава КФХ «Малинино» Александр Сверчков. Однако не без удовольствия показывает результаты этой напряженной четырехлетней работы — ровные зеленые ряды уже взрослых кустов малины разнообразных сортов на очень большой территории. — Но теперь уже можно увидеть плоды своих трудов.

Первые пять сортов, которые приживались в «Малинино» в первый год фермерства: «херитейдж», «полька», «полана», «джоан джей», «дельбар манифик». Из них Сверчковы оставили два. В среднем за эти годы фермеры испытали 15 сортов малины, и выбор остановили всего на пяти.

— В России нет официальных правообладателей промышленных сортов малины, все импортные, — рассказывает Александр. — Разведением этой ягоды в России после 1991 года вообще никто не занимался в принципе. И даже сейчас ягодные хозяйства можно пересчитать по пальцам. Ближайшее к нам — в Калужской области.

Тогда, четыре года назад, начинающий фермер удивил современными технологиями в растениеводстве. Например, установкой «искусственный туман», при помощи которой выращиваются саженцы малины. У Александра разносторонние знания, он открыт всему новому и с удовольствием использует технический прогресс в своем хозяйстве: электрический подогрев грунта, насыпной погреб с охлаждающей установкой, продуманная система капельного полива из собственной скважины.

Сверчковы освоили работу с растениями инвитро — они размножаются в лаборатории «Микроклон» института в Пущино методом клонирования. Кстати, настораживающий приверженцев экологически чистого продукта термин «клонирование» в производстве малины носит весьма безобидный прозаический характер: из одного саженца через год в лабораторных условиях размножением корневой системы получают больше посадочного материала, чем можно вырастить на обычной грядке. Никакой генной инженерии, все естественно.

Казалось бы — посадил, ухаживай и собирай плоды труда. Но на деле все не так просто. В России, если ты купил один и тот же сорт в трех разных хозяйствах, у тебя получится три разных варианта малины. Почему так долго все происходит в выращивании этой ягоды? Мнение о том или ином сорте складывается лишь через два года. А если агрономическую ошибку совершил в апреле, понимание об этом придет лишь в конце мая. Исправить можно только на следующий год. В растениеводстве время исчисляется не днями, а сезонами.

— Я предполагал, что опыт и знания придут гораздо быстрее, — признается Александр. — Но в этом бизнесе можно учиться только на собственных ошибках. Казалось бы, все уже понял, расписал планы на год вперед, а действительность все равно вносит коррективы. Вроде бы четвертый год занимаюсь малиной, но каждый сезон хозяйство преподносит сюрпризы, да такие, что в голову просто не могло прийти. Если бы мне сказали в начале года, что в середине сентября ремонтантная малина еще не созреет, я бы удивился. За четыре года такое впервые — сказался холодный и дождливый июль. А вот летняя малина очень хорошо себя показала в этом году. Мы по-разному подкармливаем разные посадки, с некоторыми эталонными сортами никак не экспериментируем. Тверская область — зона рискованного земледелия, и мы ощутили на себе это в полной мере. Засеять и засадить можно все земли. Вырастет ли, вызреет ли — не факт.

Сейчас под посадками малины у Сверчковых 4,5 гектара угодий, а всего в хозяйстве 25 гектаров. На гектар идет порядка 6-7 тысяч саженцев. Через несколько лет все 25 гектаров должны покрыть малиновые рощи. Таков бизнес-план.

Сбыт продукции, который теперь исчисляется промышленными масштабами, налажен. Бурговскую малину с удовольствием покупают в Москве, Твери и Ржеве. Сейчас в полях зреют ремонтантные сорта.

Но малина — такая хрупкая ягода, что сбор и доставка ее в свежем виде тоже сопряжены с массой нюансов. По этой причине Сверчковы налаживают собственную переработку. Александр показал мне кухню, уже практически полностью оборудованную, где фермеры планируют производить варенье, джемы, морсы, десертные соусы и тому подобное. Переработка — это еще и независимость от погодных условий: стоит хорошая погода — собрал и отправил оптовикам свежую ягоду, нет погоды — собрал и переработал.

Большое дело — рабочие руки. На постоянной основе в хозяйстве трудятся, помимо Сверчковых, еще два работника. А на сбор ягод приглашают жителей окрестных деревень. Александр в принципе против привлечения гастарбайтеров. На прежнем месте работы насмотрелся, чем все это заканчивается. Поэтому в свое хозяйство на сезонные работы привлекает исключительно местных жителей.

Саша и Лена — москвичи. Она — переводчик, а он — инженер-технолог. В свое время занимался бизнесом, полжизни работал на производстве. Но потом обоих потянуло к земле. Москва — в принципе малокомфортный и шумный город, и теперь, когда Александру приходится по делам бывать в столице, он понимает, насколько там загазованный воздух из-за гигантского количества транспорта. Между прочим, фермерское хозяйство близ Бургово могло бы иметь совершенно иное направление, чем малина.

— Сначала мы хотели заняться выращиванием декоративных растений, — вспоминает мой собеседник. — Потом настал 2014 год, санкции, и пришло понимание: нужно выращивать то, что можно кушать. Елками и туями сыт не будешь. У меня есть сосед, тоже фермер. Мы наладили бартер: он приезжает ко мне за малиной, а взамен привозит брынзу, молоко, колбасу собственного производства.

Почему именно малина? Например, в отличие от клубники, из Турции ее не привезти. Доставлять зимой из Чили — цена вопроса того не стоит. А малина — истинно русская ягода, которая растет здесь испокон веков.

Выгодно ли заниматься выращиванием малины, спрашиваю у Александра?

— Отступать некуда, позади Москва, — смеясь, отвечает он. — Теперь только вперед, развиваться, наращивать производство. Фермерство — это не игрушки, не поиск себя. В хозяйство вложено немало сил и средств. Да, плыть тяжело, но уже видны результаты труда, есть четкое понимание и планы, куда двигаться дальше.

В таком деле, как растениеводство, без профессиональных агрономических знаний никуда. На первых порах, когда собственных знаний и опыта было недостаточно, Сверчковы пробовали консультироваться с агрономом по телефону, по Интернету, но оказалось, что это не то. Все равно, что лечить по телефону. Теперь Александр твердо убежден, что агрономить необходимо на месте. И нужно делать не по факту, а по плану, меры защиты растений должны быть превентивные. Фермер не ждет, пока на кустах появится болячка или прилетит какая-то муха, а заранее составляет планы обработок и подкормок, полагаясь на собственный опыт и знания.

В «Малинино» жизнь не замирает даже зимой. Снежная пора — это период активного строительства подсобных помещений, теплиц и ремонта техники. И обустройство дома, конечно же. Для Саши дом — теперь здесь, в Ржевском районе. Он ощутил все прелести большого пространства собственного жилья и огромного участка:

— Те же шины не надо больше затаскивать на балкон. Их можно хранить в сарае. И если будет 10 шин, я построю еще один сарай. Жизненное пространство — это очень важно. Мы с женой решили, если время позволит — пристроим веранду к дому. Есть простор и для ландшафтного дизайна.

Первые шаги в этом направлении уже сделаны: на участке появился пруд, стараниями хозяина погреб снаружи понемногу превращается в альпийскую горку. И это не только услада для собственных глаз. «Малинино» в скором времени обещает стать туристическим объектом. А туристов Сверчковы будут угощать не только малиной, но еще и вишней из собственного сада, саженцы для которого уже подрастают на участке. В планах у фермера и выращивание клубники, правда, не в промышленных масштабах. И, безусловно — разведение малины. Гектары, засаженные малиновыми кустами, будут только шириться. И лет через десять вся округа должна благоухать малиновыми ароматами.

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *