РЖЕВСКИЕ МАСТЕРА ИСКУССТВ. ФЁДОР ПЕТРОВИЧ СЕДОВ

К 75-летию Великой Победы

К 70-летию клуба железнодорожников

Академик Д. Лихачев, говоря о значении изучения и приобщения к истории своего края, к наследию Отечества, указывал на высокую степень осмысленности и духовности такой деятельности, которая воспитывает в человеке уважение к прошлому и заботу о будущем, восстанавливает его нравственные стержни, прививает культуру.

Совсем скоро грядут большие торжества, на которых будут чествовать Великую Победу и ее героев. А Ржеву есть что вспомнить и чем гордиться. Город воинской славы, он выстоял в той смертоносной бойне не только оружием, но и силой духа, оберегом нравственности и уверенностью в своей правоте, мощью патриотического движения. Об этом нам повествуют многие документальные источники и архивные материалы.

К началу 40-х годов ХХ века город активно развивался и жил. Здесь располагался большой и важный административный, ремонтный и хозяйственный отдел государственного железнодорожного ведомства, действовало два соединительных вокзала: Белорусский и Балтийский. Работал государственный банк по трем направлениям функционирования: промышленный, коммунальный, сельскохозяйственный.

В Ржеве имелись производства: заводы — маслобойный, лесопильный, кирпичный, спиртоводочный, механический, 2 производства по хлебопечению, пивоваренный, молочный, мясокомбинат, базы Заготзерно, яично-оптовая, госспирта, облпотребсоюза, кондитерсбыта и Москондитерсбыта, межрайонная, конная, хлопкосбыта, тарно-ремонтная. Действовало 13 артелей. Были открыты 20 магазинов, 3 аптеки, 2 амбулатории, 3 агентства связи, межрайонный аэроклуб и другие общественные заведения.

За отделом народного просвещения было закреплено 25 школ, в том числе 10 средних; 20 детских садов, 9 яслей. Базой среднего специального профильного образования стали техникумы: медицинский (он был переведен из Смоленска и назывался медполитехникум), кооперативный (или товароведный), планово-индустриальный, эксплуатационный, сельскохозяйственный. В городе с 1919 года был открыт педагогический техникум. С 1939 года техникум преобразован в учительский институт, многие преподаватели которого являлись одновременно совместителями из МИФЛИ (легендарный Московский институт философии, литературы и искусства).

В 1930 году был открыт Рабфак (современное подобие факультета вуза) с количеством студентов 3 тысячи человек. В городе действовал городской театр, театр-сад, несколько библиотек, 3 клуба.

Насыщенной была и театральная городская жизнь. С гастрольными проектами в Ржев приезжали известные актеры, музыканты, артисты кино и театра. С 1872 до 1941 года в Ржеве действовал театр, основы которого заложил драматург А. Островский.

В первой трети ХХ века в Ржевском театре работали актеры Рыжов и Громов, впоследствии служившие в ленинградских театрах. Известный в театральных кругах столичный режиссер Шмидкоф также был задействован в ржевском театре. Здесь же играл популярный актер Орленев.

Бурлила художественная работа и в районе (уезде). Так, в 1919 году в селе Мологино был сформирован культурно-просветительный кружок. Его силами был поставлен спектакль, средства от которого (5300 руб.) пошли в пользу раненых красноармейцев.

В ржевском театре состоялось творческое «крещение» известного советского драматурга довоенного времени Натана Абрамовича Зархи (1900-1935) — киносценариста и теоретика кино. Натан Зархи — творческий псевдоним мастера, его настоящее имя — Исаак Абрамович Гуревич. Он был сыном ржевского врача Софии Зархин/Гуревич. Именно из фамилии матери и был образован его художественный псевдоним. Фамилия Гуревич даже сегодня хорошо известна в нашем городе. Напомним только одно имя. Яков Иосифович Гуревич (1918, город Витебск — 1983, Ржев) два десятилетия возглавлял детскую музыкальную школу.

Исаак родился в Орше, а потом семья переехала в Ржев. Его мать София Зархин служила вольнопрактикующим по Ржеву дантистом.

В Ржеве он окончил гимназию, потом — историко-филологический факультет МГУ. Еще будучи гимназистом, приобщился к сцене. В Ржеве поставил свои первые спектакли и играл в нашем театре. Так, в 1920 году молодой режиссёр ставит драму «Зори» Эмиля Верхарна. Спектакль имел грандиозный успех, о котором очень эмоционально писала пресса.

С 1923 года он успешно работает в Москве. Всего за 12 лет Натан Абрамович создал 15 киносценариев и 3 пьесы, отдельные из которых востребованы и сегодня. Кроме того, Н. Зархи ведет большую педагогическую работу в столичном театральном институте, является автором исследовательской работы «Кинодраматургия», книги «Как мы работаем над киносценарием» (1936 г.) и др.

На протяжении всей своей недолгой творческой жизни он сотрудничал с В.И. Пудовкиным (1893-1953) — кинорежиссером, теоретиком кино, народным артистом СССР; с композитором Т.Н. Хренниковым (1913-2007), тогда только приехавшим в Москву, а впоследствии ставшим секретарем Союза композиторов СССР.

В 1935 году ржевитянину Н. Зархи было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

* * *

В Ржевской театральной студии, еще когда Натан Абрамович работал в нашем городе, занимался Федор Петрович Седов, возглавивший в 1919 году драматический кружок в клубе им. III Интернационала (он располагался на базе клуба Ржев-1). Спектакли этого коллектива показывались вплоть до 1941 года и почти два десятка лет пользовались в Ржеве большой популярностью.

Следует сказать, что до войны в Ржеве при Управлении железной дороги действовал клуб и несколько красных уголков, где также добротно была налажена культпросветработа (например, в паровозном депо, у вагонников и др.).

Театральный коллектив железнодорожников в 30-е годы ХХ века поставил пьесы М. Горького «На дне», А. Островского «Доходное место», «Лес», «Светит, да не греет», М. Погодина «Аристократы», А. Корнейчука «Максим Кречет»;
И. Всеволожского «Знатная жена», Н. Шаповаленко «Тревожный гудок», В. Гусева «Слава», Н. Задонского «День рождения», Ю. Германа «Сын народа», В. Шкваркина «Весенний смотр», А. Сысоева «На перегоне». В начале 1941 года готовились к постановке пьесы А. Афиногенова «Вторые пути» и «Машенька» и др.

В самодеятельной труппе тогда играли ржевские актеры: О. Седова (кассир клуба им III Интернационала), А. Кондратьева (комендант желдоручилища №2), Н. Глебович, В. Бордуков, И. Миронов (старший экономист планового отдела Управления железной дороги), Е. Румянцев, Г. Егоров, В. Орехова (техник-нормировщик вагонного участка), М. Кабанова, А. Булах, М. Безобразова, З. Седова, Н. Колпакова, М. Андреева, Н. Кротова, А. Корнеева, Г. Клушенцова и др. Фамилии ржевских артистов-любителей мы смогли установить в архивных статьях газеты «Ржевская правда».

Только за 4 года, с 1937-го по 1941-й, драмкружком под руководством Седова было поставлено 29 пьес, представлено 120 выступлений на городских мероприятиях и фестивальных проектах, которые были организованы профсоюзным комитетом Калининской железной дороги.

В 1939 году на дорожном смотре театр получает специальную премию.

Последним предвоенным спектаклем (март 1941 года) стала пьеса Островского «Василиса Мелентьевна», имевшая большой успех и отличные рецензии. А летом 1941-го началась война. Но люди жили мечтой, надеждой на лучшее и светлое будущее. И мы победили!

* * *

В 1949 году, когда открыли клуб железнодорожников по улице Коммуны (Б.Спасская), на его базе вновь стал работать театральный коллектив под руководством Ф. Седова, но пока еще на основе добровольчества.

Так, согласно отчету директора клуба железнодорожников Е.С. Лебедева за 1950 год, здесь работает драмкружок. В его составе занимаются 29 человек — любителей сценического искусства, а творческая работа артистов и режиссера отмечена почетными грамотами организаторами разных мероприятий. Среди проблем (впрочем, как и сегодня) значатся: отсутствие костюмов, декораций и др.

Сохранились документы за 1952 год, где в отчете о работе клуба указано, что Федор Седов (член КПСС) на тот момент значится руководителем драмкружка при клубе ж/д уже 20 лет и является его штатным сотрудником.

На 1952 год драмкружком клуба поставлено 12 спектаклей (режиссер Ф. Седов), на которых присутствовало 3684 человека. Согласно архивным документам следует, что драмкружок клуба железнодорожников показал себя лучшим в городе среди других коллективов этого жанра. На платные мероприятия (а это касалось и спектаклей), организованные клубом, стоимость билетов составляла от 2 до 5 рублей (средняя зарплата тогда была 601 руб.; цены на 1953 год:
1 кг белого хлеба — 3 руб., литр молока — 2 р. 24 коп., десяток яиц — 8 руб. 35 коп.).

Добавим и подчеркнем, что в Ржеве на 1951 год (через пять лет после окончания войны) действовало 10 самодеятельных драматических групп, где участвовал 171 артист. В общей сложности, как констатируют документы, за календарный год в художественно-творческую работу влилось 86 новых участников. Сильные сценические драмколлективы работали при рабочих клубах льночесальной фабрики, маслозавода, гор-промкомбината и др. Ежегодно проводились соревновательные смотры-отчеты драмкружков, результаты которых отражались в местных радиопередачах и печати.

Жизнь брала свои права.

В историческом документе «Квартальные и месячные планы работы (культпросветотдела) за 1952 год» среди прочих важных городских дел (например, строительство кинотеатра на Советской стороне города) значится: «Начать добиваться средств на проектирование работ по строительству зимнего драмтеатра (план на 1952-1953 гг.)». Кроме того, здесь же отмечалось, что в настоящее время необходимо «просить Министерство местной промышленности РСФСР предусмотреть в 1953 году отпуск средств на строительство клубов при заводах им. Петровского (потом «Элтра»), механическом и др.». Прошло уже почти семь десятков лет…

Ольга Кузьмина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *