СНАЧАЛА ДЛЯ РОДИНЫ, ПОТОМ ДЛЯ СЕБЯ

В большом уютном доме Евстифеевых на окраине деревни Азарово гостям всегда рады. Но в этот раз повод особенный — глава семейства Леонид Михайлович
15 сентября отпраздновал 70-й день рождения. Поэтому не только в этот день, но и на следующий — гости за гостями с поздравлениями. А в сам торжественный день за праздничным столом собрались самые близкие люди — больше двадцати человек.

Леонид Евстифеев — человек в Ржевском районе известный. Его имя ставят в один ряд с лучшими руководителями сельхозпредприятий района. И сегодня я хочу рассказать об этом удивительном человеке.

Голубые с прищуром глаза, в пшеничных усах прячется улыбка, и всегда наготове шутка. Неординарный, веселый, бесконечно добрый и щедрый — таким знают его друзья и коллеги, в такого парня влюбилась сокурсница Катя, такой он и сейчас, несмотря на солидный юбилей.

— Родился я второго числа по старому стилю допетровских времен, в предпоследнем году первой половины двадцатого века… — начинает Леонид Михайлович.

— Ой, принялся городить, — смеясь, одергивает его супруга Екатерина Ивановна.

Родные края Леонида Евстифеева — небольшая деревушка Хворостово в Бологовском районе Тверской области. Родители всю жизнь крестьянствовали, мама работала дояркой, отец — пчеловодом на колхозной пасеке. В Бологовском краю всю жизнь прожили и его младшие сестра и брат. А в Ржевский район Евстифеева привел его величество случай.

— После окончания средней школы я отправился погостить к тетушке в Ленинград, — рассказывает Леонид Михайлович. — Была у меня мечта увидеть знаменитые парки Царского села, и отправился за этим в город Пушкин. Иду по улицам, попался на пути сельхозинститут. Увидел объявление о наборе абитуриентов и решил испытать свои силы, благо документы были с собой. Так я стал студентом зоотехнического факультета. В институте встретил свою первую любовь и жену — с Екатериной Ивановной мы учились на одном курсе.

Незабываемые годы студенческой жизни оба вспоминают с большим удовольствием: первый поцелуй на выпускном, выигранный по входному билету на футбольный матч «Зенита» велосипед и многое другое, о чем супруги Евстифеевы рассказывают так, словно это происходило вчера.

В то время при институте существовал и факультет общественных профессий, где студентов обучали театральному мастерству, художественному слову и тому, что помогло бы молодым специалистам, кроме своих профессиональных сельхоззнаний, нести еще и культуру на село. Преподаватели — именитые деятели искусства, среди них даже известный кинорежиссер Хейфец. Леонид Евстифеев — личность очень даже творческая, поэтому факультет общественных профессий он посещал регулярно.

В феврале 1972 года, когда молодые зоотехники получили на руки дипломы, настала пора распределения по хозяйствам. Леонид поехал обратно в свою Тверскую (тогда Калининскую) область, а Екатерина, поскольку училась по направлению от своего хозяйства, — домой в Ярославскую. Влюбленные разъехались на три долгих года, но не расстались.

Итак, Калининское областное сельхозуправление, куда направился молодой специалист по прибытии на родину. В отделе кадров Евстифеева спросили, в каком районе он хотел бы работать.

— Я подумал тогда: живу рядом с Волгой, а ни разу великую русскую реку не видел, — вспоминает юбиляр. — Посмотрел по карте: больше всего Волга течет по Ржевскому району. Значит, туда и поеду.

Начальником Ржевского сельхозуправления тогда работал Толок. Посмотрев на документы молодого специалиста, характерно окая, он крикнул ожидавшей в приемной председательше михалевского совхоза «Красное Поволжье»: «Тамара, зайди ко мне! Вот тебе специалист, забирай».

И вот оно, первое место работы, первые самостоятельные шаги в профессии. Правда, ненадолго: через четыре месяца молодого зоотехника призвали в армию на год в войска ПВО в Крыму. А служил Леонид Евстифеев вместе с будущим редактором «Ржевской правды» Анатолием Тарасовым. Познакомились они на призывном пункте, вместе несли тяготы военной службы в Керчи, оба после демобилизации вернулись в Ржевский район.

— Куда же еще, — продолжает Леонид Михайлович. — Я призывался из Ржева, здесь же должен был встать на воинский учет. По возвращении пошел устраиваться на работу. И с легкой руки Антонины Федоровны Куприяновой направили демобилизованного солдата в колхоз им. Жегунова, что в Медведево, главным зоотехником.

С этим хозяйством у Леонида Михайловича связаны самые лучшие воспоминания. Это были первые три года серьезной работы, зарабатывание первого профессионального авторитета, там играли свадьбу с Екатериной.

— Знал бы, что она член партии, может быть, и не женился бы, — смеется Леонид Михайлович. — А так и мне пришлось вступать. Раз ты коммунист, то ступай на ответственный участок работать. Так в 26 лет я стал председателем совхоза «Ратовский». Совхозные владения располагались в районе деревень Леонтьево, Осипово, Кокошилово. А на месте нынешней победовской свалки росла гречиха для пасеки…

8 лет Евстифеев руководил этим хозяйством. Может быть, в победовских краях он с семьей так и остался бы навсегда. Но тут опять вмешался его величество случай.

Руководителей хозяйств со всей области несколько раз в год собирали в областном сельхозуправлении на совещания. Естественно, и из родного Евстифееву Бологовского района тоже приезжали руководители. Однажды после такого совещания решил Леонид Михайлович вместе с земляками доехать к родителям в Хворостово. Разговорились, и один из председателей возьми и предложи Евстифееву возглавить колхоз в родных краях. Мол, я на пенсию ухожу, а ты приезжай работать на мое место. Подумал Евстифеев и согласился, опять же, к родителям поближе можно жить. В Бологом даже зашел в райком партии и получил согласие на свое новое назначение.

Но не успел приехать домой, как вызвали уже в свой райком, ржевский. «Ты что, сбежать из района надумал, предатель?! — кричал Гуров. — Тебе «Ратовского» мало? Поедешь председателем в «Большевик» — и родителей сюда перевезешь!»

Вот так раньше боролись за специалистов. К слову сказать, и никакими средствами не гнушались. Хотя иногда, возможно, это было и оправдано. Как в случае с Евстифеевым. Он раза четыре отказывался от предложения возглавить огромное по тем меркам хозяйство, пока ему ясно не дали понять, что можно и с партбилетом расстаться. Так 24 марта 1984 года азаровский колхоз «Большевик» возглавил новый председатель.

Леонид Михайлович не говорит о том, каким колхоз был до него, как жил после его ухода. Не сравнивает. Да и мы не будем. Хотя, если через столько лет юбилейный вечер в честь тебя организуют в клубе, а поздравлять приезжают со всего района, значит, ты оставил заметный след в профессии и есть чем гордиться.

Название хозяйства «Большевик» теперь уже прочно ассоциируется с Евстифеевым. Хозяйство в ту пору входило в пятерку лучших в районе. 400 гектаров льна, 150 гектаров картофеля, зерновых без счету, около 2-х тысяч голов скота, а по качеству и количеству льна «Большевик» всегда был в лидерах. Последний в районе лен сеяли тоже здесь. Но в отличие от руководителей прибыльных хозяйств, которые сидели «на мешках с деньгами», Евстифеев считал, что заработанные средства должны работать для людей. Поэтому много денег вкладывали в строительство жилья, дорог, складских помещений и ферм, появились мосты в Слобырево и Половинино.

Однажды за то, что председатель решил провести в колхоз еще одно благо цивилизации, его чуть было с руководящей должности не сняли. Проводные телефоны в сельской местности тогда считались редкостью. В «Большевике» — всего по одному на четыре деревни. И Евстифеев решил, что в век технического прогресса негоже передавать сообщение на дальнюю ферму или в полеводческую бригаду с посыльным на лошади или по рации. 100 тысяч колхозных денег вложил в телефонизацию колхоза председатель, и телефоны появились в домах, в мастерских, на фермах. Сумма по тем временам считалась просто огромной.

Председателя в «Большевике» уважали, а нерадивые боялись. Среди колхозников ходила примета: если Евстифеев вызвал в кабинет проштрафившегося и накричал — значит, все обошлось, а если вежливо поговорил — жди беды, обязательно накажет.

— Что было самое сложное, спрашиваете? Работать с райкомом партии, — не задумываясь, отвечает на мой вопрос Леонид Михайлович. — На совещании в райкоме все руководители хозяйств молчат, а я не могу. Наверное, поэтому не имею правительственных наград и повышенной пенсии. Да и богатств не нажил. Меня с детства учили: сначала думай о Родине, а потом о себе. Родина — это люди, с которыми и для которых я работал…

Леонид Евстифеев руководил хозяйством 18 лет. В 2002-м его свалила тяжелая болезнь — полгода по больницам. В итоге лечащий врач гарантировала всего 4 года жизни.

— А я после того еще 20 лет прожил. Спасибо ревеню, я даже вино из него научился делать, — говорит Евстифеев.

И не только ревеню. Без-условно, еще и супруге Екатерине Ивановне. Она — настоящий тыл своего мужа, надежный друг и опора. Леонид Михайлович говорит, что в семье он руководитель, но командует супруга: «Я голова, а она — шея. Куда шея повернет, туда и голова». Вместе они уже почти 45 лет, в ноябре отметят сапфировую свадьбу. У Евстифеевых трое детей: дочери Юлия и Дарья, сын Максим.

В свое время Екатерина Ивановна работала председателем сельсовета. Но своей карьерой пришлось пожертвовать, чтобы заниматься домом, детьми, хозяйством. Ведь когда в семье два руководящих работника, даже детей из садика бывало забрать некому.

А Леонид Михайлович, оставив из-за болезни председательский пост, не у дел не остался. Несколько лет он работал территориальным специалистом Азаровского участка сельского поселения Чертолино и, конечно, помогал своему колхозу, когда было необходимо. Наверное, Евстифееву было больнее всех, когда «Большевик» прекратил существование, когда окончательно исчез с сельхозкарты района, когда постепенно разрушалось все, во что вложена была душа председателя.

— Сейчас ничего не осталось, чего вспоминать, — в сердцах вздыхает Леонид Михайлович. — Наша жизнь — как интернационал: до основанья, а затем…

Леонид Евстифеев возглавлял отделение «Аграрной партии» в Ржевском районе. И собрал немало сторонников. То была хоть небольшая, но надежда, что государство повернется лицом к селу, к сельскому хозяйству. Потом «Аграрная партия» объединилась с правящей, а Евстифеев с тех пор партийную работу оставил.

Вот уже несколько лет его главная забота — это пасека. Тяга к пчеловодству досталась Леониду Михайловичу по наследству от отца. Он же в свою очередь передал науку сыну Максиму. И уже есть с кем делиться семейной пчеловодческой наукой, ведь подрастает следующее поколение Евстифеевых — три внучки и внук.

— Фамилия моя, значит, продолжится, — улыбается Леонид Михайлович. — Спрашиваю у сына, зачем внука Михаилом назвал? А Максим объяснил: родится у Михаила сын, назовут его Ленькой. Будет второй Леонид Михайлович.

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *