УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ
Наверное, не ошибусь, если скажу, что каждая новая выставка преображает клуб «Текстильщик» до неузнаваемости. И каждый раз — это открытие. 20 сентября здесь произошло поистине уникальное событие — презентация выставки работ детской школы мозаики города Лобня под руководством московского художника диакона Димитрия Котова и мастер-класс с юными художниками Ржева. Отметим, что эта необыкновенная выставка проходит по инициативе давнего друга Ржева, народного художника России, члена РАХ, профессора Бориса Диодорова, и сразу на двух площадках: в Зубцовском выставочном зале музея «Дорога к Пушкину» и в Ржеве, в Центре культуры и искусства на Ральфе.
Справка:
Диакон Димитрий (Котов Дмитрий Анатольевич) — клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы при МКК (Долгопрудный), выпускник Академии художеств имени И.Е. Репина (Санкт-Петербург), искусствовед, художник-монументалист. Его иконами в технике византийской мозаики украшены Киево-Печерская лавра, Николо-Сольбинский и Александровский монастыри, Серафимо-Знаменский скит, храмы в Борисполе и Долгопрудном.
Букеты цветов и причудливые цветочные узоры, коты, рыбы, агнцы и тельцы, поющие птицы, русские богатыри… В этом мозаичном царстве нет ни одной похожей на другую работы или одинакового сюжета, даже элементы мозаики выложены по-разному. Но об этом отец Димитрий расскажет чуть позже. А сейчас идет мастер-класс.
Звучит приятная музыка. Просторный зал клуба «Текстильщик», вдоль стен и колонн которого расположились необыкновенной красоты мозаичные панно (буквально несколько дней назад они выставлялись в Лавре), больше напоминал пчелиный улей, где кипела работа и каждый был занят своим делом. Юные художники из ДШИ № 3 им. Т.И. и А.Я. Волосковых и студии «Я художник» (клуб «Текстильщик») рисуют осень. Рядом педагоги и родители о чем-то негромко беседуют. Чуть в стороне — гости из Зубцова с интересом наблюдают за происходящим. Здесь же журналисты телевизионного канала «Союз» снимают репортаж (прямая трансляция из клуба «Текстильщик» шла в этот день, в 13 часов).
Рулон бумаги расстелен по всей длине. Кисти, краски, банки с водой, тряпочки… Рисунки уже почти готовы. Я пришла в самый разгар мастер-класса. Отец Димитрий быстро перемещается с одной стороны импровизированного осеннего холста на другую, дает детям ценные советы, берет в руки кисть, что-то подправляет.
И вот одна работа готова, потом другая, третья. Отец Димитрий велит мне подержать ребячью картину. Сам отходит чуть поодаль, хитро прищурясь, минуту-другую всматривается, зовет автора. Непременно хвалит, целует в макушку.
— Замечательно. Молодец, Наташа. Только вот здесь, видишь, пустое пространство. Его надо заполнить. Рисуй еще один лист.
— А у меня красиво? — спрашивает мальчуган лет восьми.
Отец Димитрий смотрит, гладит по голове:
— Конечно! Ты молодец! Отлично! Просто прекрасно! — еще смотрит, прищуривается. — Все, аминь!
И так с каждым ребенком. Просто, искренне, любя, дает наставления.
Почти полвека отец Димитрий преподает рисование и в школе мозаики, что работает при коррекционной школе г. Лобня, обучает детей складывать осколки стекла и камня в красивые полотна.
В прошлом году школа отметила свое 20-летие. За это время было издано 8 книг, написанных и нарисованных детьми: «История с ладошку», «Наше родное», «Сотворение мира», «Псалтирь для детей», «Коты, цветы и бабочки», «Святой князь Владимир — Креститель Руси», «Времена года в рассказах и рисунках детей», «Житие святого Герасима Иорданского». Эти книги высоко отмечены Патриархией и художественной общественностью. Мозаики, выполненные детьми, были представлены на международных выставках.
— У нас семейная школа (дети в основном из многодетных семей), посещение свободное. Ещё у нас учатся дети из коррекционной школы. Это особенные дети, для которых свойственно постигать окружающий мир как бы изнутри — интуитивно. И если найти ключик, которым открываются их природные дары, они способны на первичность: например, никогда не держав в руках кисть, освоить в цвете большой формат бумаги, представив неожиданно убедительный образ. Это даёт возможность им не замыкаться в своих проблемах и видеть мир более расширенным, светлым и радостным.
Весь учебный и творческий процесс — это образ жизни, ведь мы не готовим художников. На занятиях создается живая творческая атмосфера, в которой у ребенка гармонично развивается и образное мышление, и элементарные понятия о рисунке, цвете, композиции. Это больше похоже на игру, чем на урок. Дети наравне со взрослыми участвуют в обсуждении результатов занятия, открывая и себе, и друг другу мир Божий через изобразительное искусство. Они невольно приучаются не только выплескивать то, что заложено в их природе, но и прилагать немалые усилия. Техника мозаики довольно трудоемкая, требует терпения и внимания.
— Приходится помогать, подсказывать?
— Руковожу, конечно, но важно, чтобы дети сами находили художественное решение. Цвет стараюсь не говорить, так, навожу только.
— Каждого ребенка можно научить рисовать?
— Абсолютно каждого, неталантливых нет. Все дети — гениальны. Помните, как Суворов про своих солдат говорил? Чудо-богатыри. Не было у него бездарных солдат. И у меня нет. Господь, бывает, так сыпанет, что ребенок из коррекционной школы в сто раз талантливее вещи делает, чем из обычной. У ребят из обычных школ мышление дифференцированное с их компьютерами и прочими гаджетами, а у наших — упрощенное и потому более целостное, живое, трепетное. Никаких непонятностей. Все ясно.
— Что Вам дают эти уроки?
— Детей открываю. Не я их, они меня учат. Они рисуют, словно первобытные художники, по наитию. В работы ощущения несут, свою историю. По рисунку можно все рассказать о внутреннем мире ребенка, его переживаниях, даже болезнях. Это открытая книга души. Мне дан дар это видеть.
— Трудно с детьми?
— Мне кажется, я просто призван для этого. Сейчас время дичайшее. Общество, судя по многим телепрограммам, ничего не может дать детям здорового. Здоровое дают очаги культуры, православные школы. В каждом храме должны быть люди, которые бы привлекали детей к полезной деятельности. Это может быть что угодно, хоть плетение корзинок. Детей надо увлечь словом, поэзией, рисованием, пением, музыкой, спортом, чтобы спасти их от виртуального пространства, от глупости. Какие мы — такие и наши дети. Если мы дадим пример истинной веры, то дети не пойдут по ложному пути. Все зависит от семьи, школы, учителя. Ребенок — отзывчивый на добро. Но сейчас везде расставлены капканы: величайшее зло — виртуальное пространство. Надо спасать детей. Я спасаю в своей школе. Если человек на скрипке играет, он учит на скрипке играть, а не на флейте. Кто что умеет, тот то и делает.
Ко всему, каждый месяц едем в паломнические поездки по всей России. И детей заставлять не надо — с радостью едут…
По окончании мастер-класса отец Димитрий прочитал для присутствующих лекцию на православную тему. Говорил о духовности, о школе мозаики в Лобне, о детских рисунках, по которым давал словесный автопортрет ребенка, чем, без сомнения, заинтересовал аудиторию. Гостей, в числе которых были представители Ржевской епархии и администрации Ржева, приветствовали учащиеся и педагоги ДМШ № 1 им. Я.И. Гуревича, ржевский поэт Игорь Либензон.
Остается добавить, что клуб «Текстильщик» приглашает детей и их родителей, школьников и педагогов, а также всех ценителей прекрасного посетить эту интереснейшую выставку мозаики, которая будет работать до 30 октября. В день закрытия выставки состоится беседа отца Димитрия с ржевитянами.
Елена Сооляттэ
Фото автора и Дианы Родионовой