ДИОДОРОВ, ДИОДОРОВЦЫ И «БОРИС ГОДУНОВ»

«Что такое иллюстрация?» — так называется новая книга народного художника России, действительного члена РАХ, профессора Бориса Диодорова, которая вышла в этом году в Москве.

Борис Диодоров — известный иллюстратор произведений Андерсена, Бажова, Аксакова, Тургенева, Толстого, Милна. За выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового искусства иллюстрации Борису Диодорову недавно вручена премия Президента России. Этот год для Бориса Аркадьевича — юбилейный. Совсем скоро, 21 ноября, он отметит свое 85-летие. От души поздравляем и желаем крепкого здоровья и новых творческих проектов на тверской земле.

Несколько слов о книге. Красочное, хорошо иллюстрированное учебное пособие, предназначенное для студентов художественных училищ и вузов, а также всех, интересующихся живописью и графикой, несомненно, будет интересно и полезно читателю. Автор знакомит с понятием «художественная иллюстрация», увлекательно повествует о ее истории, начиная с глубокой древности, рассуждает о многих насущных вопросах, в том числе о современных проблемах духовного в человеке, рассказывает, как работал над книгой. Отдельная глава посвящена вопросу создания иллюстрированной книги для детей в современных условиях.

— Не каждая книга с картинками является книгой с иллюстрациями, — считает Диодоров. — Слово «иллюстрация» — от латинского «иллюстрэ» — в точном переводе означает «освещение». Написанное писателем произведение дополняется изобразительным рядом, как бы высвечивая то, что важно увидеть, узнать, почувствовать каждому, читающему книгу.

Работу художника-иллюстратора можно рассматривать как соавторство. Это означает, что художник не имеет права трактовать написанное писателем некрасиво, невежественно, ошибочно.

Иллюстрация, как и любое произведение искусства, это, прежде всего, разговор художника с вечностью. Других задач в «высоком» искусстве не бывает. Что это такое? Проживая жизнь, каждый человек снова и снова открывает свои истины, живя в культурном пространстве. Философы, писатели, художники, музыканты, — все проходят свой путь открытий, а затем утверж-дают их в своем творчестве.

Отметим, что в книге представлены уникальные иллюстрации к произведениям русских и зарубежных писателей многих известных художников XVIII, XIX, XX веков: Н. Ремизова-Васильева, М. Курилко, М. Врубеля, И. Билибина, А. Каневского, В. Фаворского, автора книги — Б. Диодорова и других, а также изображения египетских фресок, гравюры А. Дюрера (XVI век) и У. Хогарта (XVIII век), офорты Рембрандта (XVII век).

Уверена, что читателю будут интересны и работы мастеров начала XX века, и наших современников, молодых художников, в числе которых — ученики Бориса Диодорова. Хотелось бы сказать несколько слов об этом, тем более что посмотреть произведения этих авторов можно в клубе «Текстильщик», где открыты две новые выставки.

Первая рассказывает о том, как иллюстрировали трагедию А.С. Пушкина «Борис Годунов» известные художники XX века: Борис Зворыкин, Владимир Фаворский, Василий Шухаев, Анатолий Слепков. Иллюстрации, выполненные в разных графических техниках (ксилография, гелиогравюра, акварель), возвращают нас в эпоху великой русской Смуты конца XVI-начала XVII столетия, время правления Бориса Годунова, который на пути к власти убил законного наследника престола царевича Дмитрия — сына Ивана Грозного. Так события были описаны в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, на основе которой Пушкин, во время ссылки в Михайловском, и создал трагедию — «труд гением его вдохновленный».

Но это только начало истории. Знаете ли вы, что названия, встречающиеся в «Борисе Годунове», напрямую связаны с тверской землей, поселком Погорелое Городище, где Пушкин нашел царскую грамоту, в которой упоминалось о его предке — Гавриле Пушкине? Вспомним, как это было.

— Утром 8 сентября 1826 года Пушкина доставляют в Москву, где император Николай I освобождает опального поэта, — рассказывает историк, краевед Сергей Кутейников. — Александр Сергеевич встречается с друзьями, посещает гостиные салоны и не менее пяти раз устраивает чтения «Бориса Годунова», на которых получает отзывы и замечания друзей.

В начале ноября 1826 года поэт уезжает в Михайловское, а в середине декабря вновь возвращается в Москву. В одну из этих поездок Пушкин мог сделать большой крюк и осмотреть местность старой Литовской границы, которую он описывает в трагедии (границу Зубцовского района со Смоленской областью).

В «Борисе Годунове» запечатлены черты этой местности и использованы топонимы из окрестностей Погорелого Городища, например, «Корчмитово» — калька названия деревни — заголовок части трагедии «Корчма у литовской границы» («мыт» — таможенная пошлина, и потому смысл названия «Корчмитово» — корчма у таможенного поста). Современное название деревни — «Корчмидово», однако на карте Мендэ (съемки 1849 года) — «Корчмитово». Именно такое название было во времена Пушкина.

Сцена в Корчме — одна из самых ярких сцен трагедии. Ее мы видим и на иллюстрации В.А. Фаворского.

— В Погорелом Городище, — продолжает Сергей Евгеньевич, — годуновская атмосфера. Сохранились валы крепости, остатки рва. Возле них можно представить, как поляки взбирались по крутому склону, пытаясь добраться до стен. Та эпоха постоянно заявляет о себе. В прошлом году, в ходе работ по газификации, вырыли яму возле воинского мемориала на Пионерской площади, и вскрылось удивительное — два слоя пепла и углей. Это следы двух грандиозных пожаров: первый устроен опричниками Ивана Грозного, второй — Гаврилой Пушкиным (предок А.С. Пушкина). В этом году найдена польская монета 1607 года. Это год первого пребывания Гаврилы Пушкина воеводой в Погорелом Городище. Во время второго назначения, через 10 лет, он сжег город.

В 1829 году в письме Николаю Раевскому (младшему) Пушкин подробно рассказывает о своей трагедии «Борис Годунов». Восемь страниц на французском. Пишет и о своем предке, Гавриле Пушкине: «Он был всем, чем угодно, даже поджигателем, как это доказывается грамотою, которую я нашел в Погорелом Городище — городе, который он сжег». Это свидетельствует о том, — считает Кутейников, — что Пушкин был в посаде и нашел там важный исторический документ (что интересно, во французском тексте письма слова «грамота» и «Погорелое Городище» написаны по-русски).

Так, в одной пушкинской строчке сошлись судьба поэта, деяния его предка Гаврилы Пушкина, царская грамота, Погорелое Городище и трагедия «Борис Годунов». А выдающиеся художники XX века, экспозиция работ которых представлена в изостудии клуба «Текстильщик», помогут нам проникнуться духом эпохи Смутного времени и ярче представить действующих лиц трагедии: Лже-дмитрия, Марину Мнишек, Шуйского, Годунова. Уверена, выставка будет интересна увлеченным русской литературой и историей старшеклассникам и их педагогам.

Вторая выставка живописи и графики знакомит с произведениями учеников Бориса Диодорова, выпускников Московского государственного университета печати им. Ивана Федорова. В экспозиции представлены 26 работ — иллюстраций к произведениям А.Н. Толстого, А.С. Пушкина, В.Г. Яна, а также русским народным сказкам. Каждый из художников, обладая высокими профессиональными качествами, имеет свой авторский почерк.

Елена Абдуллаева — член Союза художников РФ, лауреат Всероссийского конкурса «Культурное наследие России» в номинации «Графика»; Александра Пономарева — член Союза художников РФ, стипендиат «Союза художников России», дипломант всероссийских художественных выставок «Молодые художники России» и выставки «Молодость России»; Александр Тишунин — член Союза художников РФ с 2009 г.; Ася Шеварова — член Союза художников РФ, обладатель диплома ВТОО «Союз художников России», диплома I степени «Новые имена в книжной иллюстрации»; Евгения Лоцманова — член Союза художников РФ, обладатель диплома «Лучшая детская книга года» в конкурсе в рамках «Большой книжной ярмарки» в Перми, лауреат премии Президента РФ для молодых деятелей культуры за 2015 год.

Изучая работы молодых авторов, к большой нашей радости видим, что в каждом представленном на выставке произведении присутствует дух удивительного мастера иллюстрации — нашего современника — Бориса Диодорова. Он сумел вырастить замечательных художников, которые продолжают нести в мир иллюстрации идеи добра, любви и красоты.

Мы с удовольствием будем наблюдать за творческим ростом наших молодых авторов и приглашаем ржевитян посетить выставки в клубе «Текстильщик».

Елена Сооляттэ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *