СЕЛЬСКИЙ МУП

Именно сельский, то есть поселенческого уровня, а не районного масштаба — явление уникальное не только в Ржевском районе, но, пожалуй, и в Тверской области. Муниципальное предприятие коммунального направления почти два года назад было создано в сельском поселении Хорошево. И это в то время, когда политика государства направлена как раз на укрупнение и централизацию всего и вся.

Законный вопрос — почему возникла идея создать собственный МУП в поселении?

— В свое время очень было много разговоров и движений в этом направлении, — говорит глава поселения Хорошево Михаил Белов. — Мы постоянно писали письма в прокуратуру, потому что согласно 131 ФЗ поселение должно организовать водообеспечение жителей. Никто с нас эту обязанность не снимает. И в то же время закон запрещает администрации поселения заниматься коммерческой деятельностью. То есть, плату за воду с населения брать не должны, а организацией водоснабжения заниматься обязаны. Парадокс. Понятно, что привлекать в эту сферу коммерческие структуры бесперспективно, примеров горького опыта с передачей коммуналки коммерсантам предостаточно по всей Тверской области.

У нас в районе сразу отвергли эту идею. В качестве альтернативы коммерческим структурам было принято решение организовать районное муниципальное предприятие, которое бы занималось исключительно вопросами водоснабжения. Попыток было несколько, успехом они не увенчались, в итоге все водоснабжение было передано МУП «ЖКХ-сервис».

Однако наше поселение к тому времени уже вложило немало сил и средств в реконструкцию водопроводной сети своих населенных пунктов. Мы практически каждый год участвовали в какой-либо программе по замене водопровода, по улучшению водообеспечения, ремонтировали сети за свои средства. Естественно, когда вложено столько сил и денег, отдавать кому-то в управление, пусть даже и районному муниципальному предприятию, было попросту жалко. Ведь в случае проблем с водой люди в первую очередь пойдут с жалобами в администрацию поселения.

И тогда было принято решение об организации собственного муниципального предприятия. Это было в декабре 2017 года. А с 1 января 2018-го предприятие начало свою фактическую деятельность.

Почти два года напряженной работы, трудоемкого оформления всех разрешительных документов. В первую очередь — паспортов на все скважины, разрешения Роспотребнадзора на поставку питьевой воды населению. Самое долгое по времени и затратное — получение лицензии на добычу недр. В ближайшее время МУП «Хорошево» получит разрешительные документы на объекты водоснабжения.

— Получить лицензию на скважины в маленьких населенных пунктах вдвое дороже, чем на крупные. Это, кстати, еще один парадокс, — продолжает Михаил Владимирович. — Но мы надеемся, что будут какие-то изменения в законодательстве относительно скважин и колодцев. К законам много вопросов, я поднимал их на уровне области, в частности, о том, что сегодня коммерческие организации бурят скважины, где хотят, без какого-либо контроля. В то же время администрация либо МУП на своих имеющихся скважинах должны строго соблюдать санитарные зоны: на расстоянии 150 метров не должно быть бань, огородов, построек и тому подобного. А люди просто бурят у себя на участке скважину в 10 метрах от скотного двора. Меж тем, подземное озеро, которое питает все скважины, одно. И мы потом возмущаемся, почему такое плохое качество воды. Эта проблема должна решаться на региональном или даже на федеральном уровне. Сегодня существует штраф за нелегальную добычу воды — до 300 тысяч рублей, но кто контролирует эти нелегальные скважины? Как бурили, так и бурят. И если мы сейчас не станем обращать на это внимание, качество воды будет только ухудшаться. Кроме того, когда скважина прекращает работу, ее необходимо тампонировать, чтобы туда не попадал мусор, не было доступа кислорода. Но по расценкам бурить дешевле, чем тампонировать. Посмотрите, сколько бывших колхозных скважин стоят открытыми! И это тоже влияет на качество воды. Словом, мы имеем то, что имеем…

В вопросах упорядочивания водопотребления сельское поселение Хорошево тоже было новатором среди поселений района. Здесь раньше всех пошли по пути установки водных счетчиков на границе балансовой принадлежности. В 2015 году в администрации разработали технические условия, согласно которым при врезке в центральный водопровод собственник обязан устанавливать герметичный колодец и прибор учета, чтобы в любой момент можно было провести проверку водопотребления. Такие проверки администрация (а теперь МУП) проводит раз в год, в августе. Первое время нововведения вызывали негативную реакцию, сейчас воспринимаются как само собой разумеющееся.

Но вернемся к МУПу. Основной вид деятельности — забор, очистка и распределение воды, дополнительно — различные виды земляных, сантехнических работ, строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения,  управление жилым фондом, регулирование правил захоронений на гражданских кладбищах сельского поселения. Согласно тому же 131 ФЗ гражданские кладбища должны содержаться и обслуживаться за счет местного бюджета. А денежных средств никто никогда на это не выделял. Сегодня Хорошевский МУП полностью заведует местами для захоронения на территории сельского поселения: выдает разрешения на захоронения, на земляные работы и ведет учет. В перспективе предприятие намерено взять на себя весь спектр ритуальных услуг и благоустройство на кладбищах в поселении, иметь специальную бригаду, технику. Эта дополнительная статья доходов для МУПа была бы не лишней.

Муниципальное предприятие с апреля нынешнего года взяло на себя роль и управляющей компании для двух многоквартирных новостроек в Хорошево.

— Хоть дома и новые, но проблемы все же есть, — говорит директор МУП «Хорошево» Оксана Чебыкина. — Мы стараемся вовремя реагировать и устранять возникающие неполадки. И сегодня нарабатываем практику управления многоквартирными домами.

Замахнуться на управление всем многоквартирным фондом в Хорошево муниципальное предприятие пока еще не может; для этого необходимо получать лицензию, что тоже стоит немалых денег. Но цель такая есть, говорит Белов. Потому что ТСЖ как форма управления многоквартирными жилыми домами понемногу себя изживает.

Самое сложное при создании подобного предприятия — это найти толковых, ответственных специалистов. В Хорошевском МУПе их трое: водитель-слесарь, слесарь-экскаваторщик, слесарь-электрогазосварщик. Все работники квалифицированные. Не было бы этих людей, навряд ли мы могли бы что-то делать, говорит Белов. Пока вся техника муниципального предприятия — экскаватор и легковой автомобиль. На каждом водозаборном сооружении закреплен смотритель — 17 человек.

— Нас мало, а объем работы большой, — говорит Оксана Чебыкина. — Пока МУП выживает, главное — не уйти в долги. Электроэнергия очень дорогая: мы платим 8 рублей за киловатт, в зимний период — это колоссальные затраты…

И это тоже парадокс: предприятие подает воду из водозаборных сооружений населению, которое платит по 3 рубля за киловатт, а МУП должен платить по 8 рублей. Кто придумал такие накрутки? Эту проблему главы поселений неоднократно озвучивали на всех уровнях, но пока в высших эшелонах власти решать ее не спешат. С/п Хорошево — это 37 населенных пунктов, 21 скважина. Почти за два года почувствовало ли население, что водообеспечением теперь занимается собственное, поселенческое муниципальное предприятие? Пожалуй. Оксана Владимировна рассказала, что за этот сравнительно небольшой период предприятие заменило около 5 тысяч метров водопровода, автоматизировало водозаборы, поменяло глубинные насосы (каждый стоит около 40 тысяч рублей). В поселении давно начали работу по переводу водозабора на энергосберегающее оборудование.

— Под столом у меня стоят коробки с частотниками, запас должен быть. Насосы отечественного производства, которые раньше устанавливались на скважинах, потребляют 5-6 кВт, импортные — 2 кВт, — объясняет глава поселения. — Разница ощутимая. А производительность одна и та же. Во многих населенных пунктах раньше водозабор использовался и для колхозных нужд, поэтому потребление воды было большим. Сейчас деревня, в которой два-три жителя, столько воды не потребляет, естественно, мощные насосы устанавливать нет смысла. Поэтому почти все населенные пункты понемногу перевели на новое оборудование. Стараемся брать насосы немецкого или итальянского производства. Отечественный производитель пока такие насосы делать не научился. И когда ломается, конечно, быстро купить не получается, иногда приходится за насосами в Москву ездить.

Муниципальное предприятие и его учредитель — администрация поселения — живут, по сути, как единый организм. И, пожалуй, это здорово, особенно — для жителей. Местная власть, ответственная за жизнеобеспечение населения, и созданное администрацией с/п предприятие, занимающееся вопросами жизнеобеспечения, работают в тесной связке, в том числе и в финансовой.

— В любом случае, назад дороги у нас нет. Поэтому Хорошевский МУП намерен держаться, развиваться и расти. Тем более, это наше поселение, наши люди, и бросать их мы не имеем права, — говорит Оксана Владимировна.

В прошлом году на уровне регионального правительства была озвучена идея ликвидировать все МУПы. Законного воплощения пока этот вопрос не получил, и муниципальные предприятия все еще живут. Но думая наперед, если даже МУПы придется ликвидировать, в поселении пойдут другим путем, естественно, законным, например, создадут УК, но воду в чужие руки не отдадут. В Хорошевском поселении придерживаются мнения, что решать водопроводные вопросы проще, легче и оперативнее на местном уровне, особенно когда дело касается отдаленных малонаселенных деревень.

Два года — небольшой срок для муниципального предприятия. И говорить о нем в превосходной степени ни Чебыкина, ни Белов пока не хотят. Но лиха беда начало, как говорится. Возможно, опыт сельского поселения Хорошево будет кому-то полезен. Кто знает, может, и на законодательном уровне прислушаются когда-нибудь к мнению сельских администраций по поводу всех вопросов водообеспечения и, наконец, развернут законы лицом к населению.

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *