ПО ШУКШИНУ

8 ноября на сцене Дворца культуры в рамках фестиваля искусств «Ржевская осень» при полном зрительном зале прошел показ спектакля Тверского академического театра драмы «Охота жить» по рассказам Василия Шукшина. В основу постановки легли четыре рассказа: «Письмо», «Забуксовал», «Билетик на второй сеанс», «Верую!», каждый со своими героями, со своей сюжетной линией, но, безусловно, связанные друг с другом.

Все сюжеты разворачивались в одних и тех же декорациях: в интерьере простой деревенской избы, где на полу — тканые половички, а на стене над кроватью — портреты молодого главы семьи в бескозырке, детей и внуков, почетные грамоты от председателя колхоза, где к побеленной начисто печке с полатями прислонен ухват, а посередине комнаты стоит стол с вышитой скатертью, и где за окном, занавешенным цветастым ситцем, играет-поет вечером гармонь… Именно здесь мы застаем героев коротких шукшинских рассказов в какой-то момент их жизни, и увиденное заставляет нас смеяться и стыдиться, сопереживать и задумываться.

Героиня первого рассказа «Письмо», старуха Кандаурова, ждет, когда же к ней приедет наконец из города дочь. Мысли о ней не дают покоя: муж-то у нее мрачный и нелюдимый, вот бы поругать его да заставить быть попроще, глядишь, и дочери с ним будет легче… Вечером она садится писать дочке назидательное письмо. Во время этого занятия в вечерней тишине под звуки далёкой гармошки Кузьмовна вспоминает, как в далёкой молодости Васька Кандауров предложил ей у соседского закоулочка выйти за него замуж. Вся нелёгкая, но и такая неповторимая жизнь проходит у Кузьмовны перед глазами. «Ещё бы разок всё с самого начала», — думает она, слегка всплакнув. Актриса Ирина Погодина, которая по возрасту еще совсем не подходит на роль старухи, мастерски передала всю душевную боль главной героини, заставив зрителей переживать, расстраиваться и улыбаться вместе с ней.

А в следующей сцене, в основу которой был положен рассказ «Забуксовал», зрительный зал вместе с главным героем вспоминает финал гоголевских «Мертвых душ», где Чичиков едет на тройке. И тоже вместе с ним задается неожиданным вопросом: как же так, птица-тройка, которую Гоголь сравнил с матушкой Россией, везет… негодяя! Неужели так и было задумано автором? Эта мысль приходит к простому деревенскому трактористу Роману Звягину (в роли — Геннадий Бабинов), который любит наблюдать, как сын учит уроки. И Роман больше уже не может найти себе покоя, потому идет к учителю за разъяснением.

— Николай Степаныч, слушал я счас сынишку… «Русь-тройку» учит… И чего-то подумал: Русь-тройка мчится, другие державы дорогу дают… А в тройке, кто? Шулер? Мошенник…

— За всю мою педагогическую деятельность я об этом отрывке так ни разу ни от кого не слышал, — улыбнулся Николай Степанович. — Чичиков, да?.. Странно, честное слово. Надо же додуматься! Вы ведь сами, небось, в детстве учили?

— Учил! А вот через тридцать лет только дошло!

Сменялись сцены, герои, сюжеты, становясь все пронзительнее и вызывая все больший отклик в зрительном зале. Кладовщик товарной базы Худяков, переживающий жизненный кризис, когда все вдруг ему опостылело, в исполнении Александра Сафронова (Александр Александрович, кстати, сам является автором этого спектакля), заставил зал и проникнуться негодованием, и исполниться сожалением, и от души посмеяться над героями. Худяков, вороватый прохиндей, как и Кузьмовна из первой сцены, вдруг исполняется идеей прожить жизнь заново. И спьяну просит привидевшегося ему Николая Угодника устроить ему такой второй шанс; под хмельком кается и винит в неудавшейся первой попытке жизни не себя самого, а жену да тестя. И с удивлением обнаруживает, что изливает душу вовсе не святому — перед ним за столом сидит как раз тот самый его тесть (народный артист Владимир Чернышов). Родственники ссорятся, потом мирятся. А зритель, наблюдая, и сам начинает искать ответ на извечные вопросы и задумываться о своей жизни.

— Прожил, как песню спел, а спел плохо. Жалко — песня-то была хорошая…

В таком же кризисе находится и герой следующего рассказа Максим Яриков: тоска на него накатывает такая, что в отчаянии, не понятый женой, он идет к соседу, у которого гостит родственник — поп. Тот, внушительных размеров детина в исполнении заслуженного артиста РФ Анд-рея Журавлева, потчует Максима спиртом, сам тоже пьёт его большими стопками. А за выпивкой он, громыхая голосом, читает мудрое поучение о том, что без зла в мире человек не сознавал бы и добра, а без мук не было бы и блаженства. И потому высшая мудрость для человека — принимать жизнь во всех её проявлениях («Живи, сын мой, плачь и приплясывай»). Внешне шутовская речь попа заключает в себе глубокий смысл. Наливая себе и Максиму всё новые стопки, поп наставляет его на путь жизнелюбия и под конец предлагает помолиться. Оба они встают. Поп начинает плясать вприсядку, распевая частушки с припевом «Верую, верую!». За ним пускается в пляс и Максим. Сценой этого «радения», где соединяются радость с болью, любовь с яростью, отчаяние с вдохновением, — и завершается спектакль.

С «Охотой жить», которая демонстрируется на малой сцене с ноября 2017 года, Тверской академический театр драмы ездит по гастролям. Спектакль непростой для восприятия, неоднозначный и явно рассчитан на подготовленную аудиторию 16+. Ржевские зрители проводили артистов громкими аплодисментами.

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *