«Вернуть радость слова»

Ольга Александровна Левчук, директор магазина «Спас»:

«Вернуть радость слова»

— Ольга Александровна! В Ржеве открылся новый книжный магазин, и произошло это по благословению епископа Адриана. Незаурядное событие для нашего города…

— Да, первый христианский магазин в Ржеве распахнул свои двери для широкой публики по улице Большая Спасская, д. 18/50. И это не просто магазин. «Спас» задумывался не только как некий магазин христианской литературы, пусть и крупнейший в Ржеве. В первую очередь мы рассматриваем это пространство как площадку для интеллектуального диалога представителей церкви и светского общества. Мы долго думали над названием. Улица Большая Спасская некогда вела к Спасо-Преображенскому собору. «Спас» — получилось символично, звучно и красиво.

— Ольга, Вы имеете опыт работы в торговле? Расскажите, пожалуйста, немного о себе.

— До недавних пор — никакого! По специальности я юрист, восемь с половиной лет работала следователем в линейном отделе внутренних дел на станции Ржев. В транспортной милиции мы расследовали преступления, которые совершались на железной дороге. В основном — хищения, кражи, грабежи, разбои. Всего лишь на пять следователей огромный участок обслуживания — половина Тверской области. «Покататься» пришлось много.

— Помните самое сложное дело?

— Расследовали преступление о мошенничестве начальника железнодорожной станции Старица. Она завышала тарифы на предоставление железнодорожных услуг для своих клиентов. На вид не скажешь, что у женщины были какие-то проблемы с законом. Дело было очень тяжелое для меня — морально и физически. Потерпевшие, которые проходили по делу, не шли на контакт — им приходилось продолжать работать с этим человеком, поскольку она не была отстранена от должности и продолжала строить им различные козни. Но в результате получила лишь условный срок.

Курьезных случаев было немало. У людей моей профессии вообще хорошее чувство юмора. Думаю, юмор возможен только там, где есть очень серьезное отношение к жизни. Однажды по рации вызывают опергруппу: «Товарный поезд на станции Мелихово сбил человека. Выезжайте, труп». Приезжаем, напарник спрашивает: «А где труп- то?» — «Да вон, лежит на носилках, курит». Подходим к нему: «Мужик, ты что?» — «Да темно было. Смотрю, огоньки. Думал — маршрутное такси. Ну и стал голосовать». В результате пьяный попал под локомотив.

Много дел было по сбыту наркотиков. Расследовали дела в Твери, Нелидово, Западной Двине — на любой территории, где выявляли сбытчиков. Разъездной работы хватало. Два раза в неделю дома появишься — это уже хорошо.

— Семья как воспринимала такой график работы?

— С пониманием. Когда ребенок был маленький, мама помогала. А супруг сам работал в органах: начинал с участковых и ушел на пенсию с должности начальника спецчасти учреждения 55/07.

Когда училась в институте, было большое желание работать в милиции. Но в конечном итоге разочаровалась в профессии. А после рождения двойняшек поняла, что работа стала мне совсем неинтересна. Сидела дома с младшими детьми, не отдавала их в садик, поскольку рожала не для государства, а для себя. Самый главный период, когда формируется личность, до 5 лет, и хотелось быть рядом с ними. С двойняшками не соскучишься — у нас девочка и мальчик. Это единое целое, но в двух лицах. Вдвоем им очень хорошо, но определенные сложности при воспитании двойняшек у родителей возникают.

— Как вышли на «новые горизонты»?

— Общаясь с другими мамами, решила, что в городе не хватает магазина, который приносил бы социальную пользу. И с супругом пришла к владыке Адриану на прием с идеей организовать детский магазин с низкими ценами и качественным товаром.

— А владыка предложил Вам заняться книжным магазином?

— Оказалось, владыка давно обдумывал эту идею. Так что все совпало. Мне работа в «Спасе» доставляет огромное удовольствие! Сфера деятельности новая, приходится многому учиться, во все вникать. Изучаю экономику, торговлю — раньше представление об этих материях было весьма туманное. Пусть тяжело физически, но доставляет моральное удовлетворение. Первые посетители приходят и радуются: «Какой необычный магазин, какой теплотой веет от него». Многие просто благодарят. Конечно, в первую очередь, надо благодарить епископа Адриана. И власти Ржева — здание нам предоставила городская администрация в безвозмездное пользование сроком на 5 лет.

— Ольга, христианство — это «религия книги» А вот скажите, наша православная литература — только для узкого круга читателей? И имеет ли она выход на более широкую внецерковную аудиторию?

— Если эта литература адресована только членам Церкви, то, конечно, это узкоспециализированная литература. Если же это литература, в которой сказано о жизненном пути, страдании и радости человека и это все пронизано духовностью, то она всегда адресована гораздо более широкому кругу читателей — она идет в мир. Настоящая литература всегда свидетельствует о христианстве. Есть книги, в которых ничего, казалось бы, нет ни о вере, ни о Церкви, ни о Боге, а человек прочитает и получит гораздо больший религиозный заряд, чем от «специально» православной книги. Поэтому «Капитанская дочка» Пушкина — пожалуй, самое христианское произведение.

— Итак, «Спас» — в первую очередь книжный магазин?

— Очень хочется донести до ржевитян радость слова. Главный критерий «Спаса» — литература должна быть интересной и качественной. Особенно детская. Не секрет, дети и подростки читают мало, их больше привлекает Интернет, компьютерные игры. Будем искать нетрадиционные пути и выходы на читателей. Очень хочется достучаться до родительских сердец. Известно, чем больше в доме книг, тем выше уровень образования детей и качество их жизни. Причем влияние домашней библиотеки на интеллектуальное развитие ребенка сильнее, чем уровень образования его родителей, доходы семьи или место проживания.

— Кроме того, книга согреет сердца даже в самые трудные моменты жизни. Недаром один из известных детских писателей отметил: «Детская литература — это то, что помогает нам выжить, когда мы становимся взрослыми».

— Когда старшему ребенку было 11 лет, дочь прочитала «Флавиана» Александра Торика. Думала, ничего не поймет. Но дочь была в полном восторге. «Проглотила» вторую, третью часть трилогии. «Саша, тебе интересно?» — «Мам, ты не представляешь, какая чудесная книга!» После этого ребенок попросил принеси книги про Афон.

— Да, «продвинутые» нынче детки.

— Дочь, как и супруг, обожает читать. Дома всегда горы книг.

— Многие взрослые просто забыли, какое огромное удовольствие можно получать от художественного текста. Кстати, есть общие критерии, по которым можно определить хорошую книгу?

— Конкретных критериев все-таки нет, а общий — насколько это может быть полезным в развитии духовной жизни, или наоборот — вредным. У каждого человека своя мера. Христианство тем и хорошо, что не выдвигает каких-то однозначных формальных требований. «Спас» — христианский магазин, но это не значит, что у нас одни молитвословы. Вообще, христианская литература — очень многогранное понятие. Во всем многообразии ассортимента выделяется несколько групп книг. Во-первых, собственно церковная литература: Священное Писание, труды отцов Церкви, богослужебные книги. Во-вторых, литература специальная и научная: исторические и богословские труды. В-третьих, издания просветительской и миссионерской направленности, учебные пособия. В-четвертых, литература художественная: поэзия, повести, романы, а также различные стихи и рассказы для детей.

— Причем у каждой из указанных категорий своя судьба и свои проблемы. Пожалуй, наиболее сложная ситуация с художественной литературой, связанной с православием?

— С одной стороны, ее востребованность сегодня чрезвычайно высока. Об этом свидетельствуют рейтинги популярности православных книг, многие из которых публикуются в Интернете. Имена в верхних строках в послед-нее время приблизительно одни и те же: архимандрит Тихон (Шевкунов), Олеся Николаева, Елена Чудинова, Юлия Вознесенская, протоиерей Николай Агафонов, священник Александр Торик, Наталья Артынова, Надежда Веселовская, Наталья Сухнина, Варнава Санин. Примечательно, что самые издаваемые и самые читаемые книги о православии принадлежат к разряду художественной литературы!

Не со всей литературой лично знакома, но многие мои знакомые читали, остались довольны. Людям нравится. Помните, был какой ажиотаж вокруг книги Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые»? Миллионные тиражи, и это в наше время! У нас этот православный бестселлер есть в подарочном исполнении — изумительные фотографии, чудесная книга. Издатели поняли, что желает народ.

— Ольга, с какими издательствами Вы работаете?

— В основном, со Сретенским. У «Сретенья» хороший обменный фонд с иными православными издательствами — «Неугасимая лампада», «Русский паломник». В этих издательствах осуществляется жесткий контроль, книги прошли художественный отбор и цензуру. Человек, покупающий у нас книгу, может быть уверен, что там все верно с точки зрения православного учения и нравственности, и тому, что в ней написано, можно доверять.

— Книгами дело не ограничивается?

— «Спас» ассоциируется с подарками. Только в Церкви 12 двунадесятых праздников, пять великих, Пасха. А еще — дни рождения, юбилеи, венчание, крестины. Что дарить? Можем предложить книги в подарочном исполнении — кожаный переплет, золотой обрез. Например, «История государства Российского» Карамзина, 12 томов в одном фолианте.

В «Спасе» большой выбор икон. Иконы самые разные — изысканные, живописные. Живописные — это когда не машинная роспись, а авторская. Есть и ювелирный отдел — работаем с Бронницким ювелирным заводом.

— Как с посетителями?

— День на день не приходится. Народ еще присматривается, знакомится. Сравнивает цены, ассортимент. Иногда по залу прогуливаются до 15 человек.

— К тем, кто стоит за прилавком, определенные требования, пожелания? Все-таки, у вас бренд «Русская Православная Церковь»?

— Если кто-то что-то не знает, учатся в процессе. Думаю, профессиональные качества мы наработаем. Можно досконально знать торговое дело, быть хорошим продавцом, но если не относиться к людям с душевной теплотой, внутренне не чувствовать их, покупатели не придут.

— Внутреннее убранство магазина накладывает свой отпечаток?

— Дизайнерское оформление магазина стоит на первом месте. Есть детский уголок. В зале будут живые цветы. Владыка предложил сделать уголок читателя, поставить кресла, стол. Чтобы человек мог прийти, за чашечкой кофе полистать книги, пообщаться. Хочется, чтобы к нам приходили люди читающие, думающие. Планируем наладить связи с общественностью. Приглашать на экскурсию детей, делать «день открытых дверей».

— Аудитория самая разная?

— Своих покупателей надо еще заслужить. В первую очередь необходимо доверие. Открылись недавно, но добрые слова уже слышали. Посетители у нас замечательные, очень дружелюбные. Конечно, очень хочется видеть молодежь и подростков, но пока в основном — средний и старший возраст. Недавно две интеллигентные дамы зашли — в этот момент нам так остро не хватало стола и самовара! Нам с ними расставаться не хотелось, а им — с нами. Оказалось, две сестры, люди еще старой духовной формации. Одной 89 лет, другой — 83. Душевной теплотой от них так и веяло. С удовольствием бы чайком напоили. Обещали к нам еще приходить. Сказали, теперь «Спас» — их любимый магазин.

— А молодые люди? Например, родители, которые должны бы покупать книги для своих детей?

— Часто выхожу в зал. Смотрю, заходит мама с ребенком. Ребенок тянет книжку, мама его уводит: «Все, пошли». Думаю, в этом есть некий психологический момент. Наше время требует повышенной активности. Родители часто отдают предпочтение действию в ущерб развитию воображения, эмоций, способности размышлять. И не хотят дать почувствовать своим детям теплоты от книг.

Свой покупатель нам необходим. Не в плане прибыли, а чтобы люди познали мир веры. Некоторые дверь открывают, видят иконы — дверь закрывают. Зашла женщина, уже в возрасте. Разговорились. Ее нисколько не волнует — существует ли Бог, Церковь, душа, вечность? Становится страшно, честное слово. Хочется, чтобы люди хоть немного соприкоснулись с самой фундаментальной стороной своего бытия.

— Да, сегодня мы переживаем кризис гуманитарной культуры.

— Поэтому у владыки и была цель сделать хороший книжный магазин. Очень хороший. Здесь должно быть представлено все. Именно с раннего возраста следует детей приучать к книгам. Психологи считают, что потребность в чтении формируется к 12 годам. Позже с этим у человека могут возникнуть проблемы. Хорошо, если все заинтересованные взрослые объединят усилия по сохранению культуры слова в нашем обществе.

— Все-таки, вначале было Слово, а не рубль. И человек по природе своей — существо словесное.

— Привить ребенку вкус к чтению — лучший подарок, который мы можем ему сделать. А хорошие книги разовьют в нем чувства искренности, добра, справедливости, духовной чистоты и нравственности. Дети в наши дни очень техногенны и с малолетства подсаживаются на телевизор, компьютерные игры и вообще развлечения. Развитие нравственно-моральной сферы при таком раскладе весьма проблематично.

— Думаете, чем больше гуманитарных центров, тем благороднее нравы?

— Когда в московских издательствах узнают, что я из Ржева, удивляются. Москвичи слышали о Ржеве только из криминальных милицейских сводок, да еще знают, что здесь шли тяжелые бои во время войны. Мне, как ржевитянке, становится обидно. Ведь не так у нас все плохо. Думаю, Ржев еще поднимется.

— Благодарю Вас за интервью.

Ирина Кузнецова

Фото Владимира Кутузова

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *