НА «БУХАНКЕ»ВОКРУГ СВЕТА

89 тысяч километров, 61 страна мира, 2,5 года в пути, 16 тонн топлива, 4 континента, двойное пересечение экватора, номинирование на 7 рекордов России и Европы, 1 мировой рекорд и, конечно, миллион вопросов к тем, кто отважился на такое путешествие. В конце октября из кругосветки «На буханке вокруг света» вернулись блогер и путешественник Александр Морозов и его компаньон Николай Баландинский, оба родом из Москвы (но, как уточнил Александр, сознательно переехали из столицы, один — в Московскую, другой — в Калужскую область). Познакомились, когда Николай искал попутчика для поездки в Венесуэлу и Колумбию и нашел его в лице Александра. За семь лет знакомства товарищи путешествовали не раз. А потом решили обкатать купленный Александром «УАЗ-452»…

Утром 20 ноября искатели новых впечатлений встретились с учащимися городских школ, а затем легендарная «буханка» приехала в цех ООО «Прамо-Электро». И вот почему именно на наше ржевское предприятие.

Около двух лет назад генеральный директор ООО «Прамо-Электро» Игорь Соловьев прочитал в автомобильной газете «Клаксон» один из первых репортажей о том, что двое россиян на отечественном авто едут вокруг света.

— Если «буханка», то Заволжский моторный завод и двигатель-ЗМЗ, значит, там должны стоять наши стартер и генератор. Решили узнать, так ли это, вышли на Александра, все сошлось, — рассказывает Игорь Вячеславович. — И по дорогам Южной и Северной Америки, Африки «УАЗ» ездил с нашими деталями. Считаю, это знаменательный проект популяризации отечественного автомобилестроения, нашего завода, ржевской земли!

Александр Морозов (псевдоним Саша Холодный) — выпускник автомобилестроительного института, некоторое время работал на заводе «ЗиЛ»:

— Здорово, что в этой машине используются надежные запчасти, которые производит ваш завод. За весь путь с ними не возникло никаких проблем, и мы доказали, что отечественный производитель может делать и качественные запчасти, и качественные автомобили. Без электрооборудования «ELTRA» мы бы не смогли проехать кругосветку, вы нам очень помогли! Думаем над тем, чтобы передать в дар заводу стартер и генератор, «проехавшие» вокруг света.

Машина называется «буханка», так как очень похожа на буханку черного хлеба, по-английски буханка — «loaf». «Биттлз» еще в 60-х годах пели про «буханку» песню, правда, буквы, немного перепутали: «All you need is love…» Основываясь на таком созвучии, мы придумали клип.

После удачной шутки (в которой, как всегда, есть доля истины) и просмотра клипа на героев посыпались вопросы заводчан.

— Как перевозили машину? Почему именно российская марка?

— Наша кругосветка — многоэтапная. Когда машина пересекала океаны на корабле в контейнере, а это примерно два месяца, мы возвращались домой.

Если бы Гагарин полетел на американской ракете, этого бы никто не понял.

— Самая высокая и самая низкая температура прохождения маршрута?

— Низкая — в России, на финишном этапе — минус 18 градусов. Самая высокая — более 50 градусов — это Мавритания, Бразилия, Мексика. Но генератор и стартер работали безотказно, обеспечивая электроэнергией все системы автомобиля.

— Как решили вопрос с визами?

— В половине из тех стран, где мы были, нужны визы, часть оформили в Москве, часть — через посольства тех стран, откуда выезжали.

— Наверняка были и курьезные случаи.

— Ежедневно что-то случалось. Ехать вокруг света на «буханке» без юмора невозможно. В Сенегале Николая перепутали с Луи де Фюнесом.

От нашей машины у иностранцев три стадии шока: первый — когда ее видят, второй — когда узнают, что она новая (не верят, что такое где-то еще производится, иногда даже просили подтверждающие документы), третий — узнают, сколько стоит (тогда интересуются, где можно купить).

Отдельное спасибо предприятию за календари. Там изображен Президент, логотип «Прамо-Электро» — дарили их в Африке, Южной Америке. На полицию, военных, жандармерию они производили фурор. При встрече с Путиным подарим такой календарик и ему (улыбается Саша).

— В какой из стран чувство юмора ближе к российскому?

— В Африке народ веселый, но у них другой менталитет. А в Южной Америке люди немного разгильдяи — чем не русские? И у них близкие нам семейные ценности.

— Как вам кухня народов мира?

— Лучшая — в России. Неделя-две — экзотика. На третью хочется борща, котлет, картошки, селедки…

— Ночевали в машине?

— Для этого она не оборудована. Ночевали в спартанских условиях (в палатках) и в кемпингах, небольших отелях. Место зависит от страны. Палатка в Западной Африке — опасно, а в Южной — проблем нет.

— Как организовано автомобильное движение в мире, каковы правила дорожного движения?

— Были страны с левосторонним движением. В некоторых странах Африки правила вообще отсутствуют. Культура вождения в России требует доработки, но по сравнению с тем, что там — у нас воплощение порядка. Водительские права брали и обычные, и международные. Проехали более тысячи постов проверок. Доводилось слышать: «У вас поддельные права» — этакая попытка выманить деньги. Все решал календарик с Путиным.

— Топливо?

— У нашей «Буханки» битопливная система. Ехали в основном на газе, что позволило сэкономить огромную сумму — около 10 тысяч евро. В Европе цена бензина доходит до 2,5 евро за литр. В Африке газа нет. В Намибии из-за качества топлива (были заправки, где бензин или похожую на него по запаху мутную жидкость заливали в бутылки из-под виски) возникли проблемы — закоксовались форсунки. Купили бытовой баллон газа и с помощью переходника заправляли машину, чтобы доехать до места ремонта. Отдельное «спасибо» инженерам УАЗа. Чтобы достать форсунки, пришлось разобрать полдвигателя. Самая крупная поломка — когда в Мексике сломался задний мост. Запчастей нет. Пришлось скинуть задний кардан и ехать на пе-реднеприводной «буханке» полторы тысячи километров до Хабаровска. Но в целом, даже незначительных поломок было мало. Сами не верили, что такое может быть. Специально машину не готовили. Завод «УАЗ» нам никак не помогал. Кондиционер и газовое оборудование — это все.

— Использовали какое-то волшебное машинное масло?

— «Куппер» — отечественной разработки. Мне понравилось. Не знаю, как это работает, но работает.

— Как к вашему путешествию отнеслись семьи?

— Мы оба — многодетные отцы, у нас по пятеро детей, — говорит Александр. — До этой по-ездки мы с семьей путешествовали вокруг Черного моря — 10 тысяч километров. Николай брал в Скандинавию сына. Дети в восторге. И в следующую свою кругосветку поеду с семьей на электромобиле. Причем, нашего производства («ГАЗели» мелкосерийно, но делают).

— Кто ваши спонсоры, партнеры?

— Часть поездки компенсировали наши пассажиры. Тур в Нигерию или по Западной Африке туроператоры не предлагают, сочетания отдельных стран нет, взять машину в аренду для поездки в несколько стран — нельзя. Любители экзотики всегда находились и компенсировали часть наших наземных расходов. Основным коммерческим партнером экспедиции стал маленький город Ржев, «Прамо-Электро». Ни Москва, ни Санкт-Петербург интереса к нашему путешествию не проявили. Спасибо вам, что вы в нас поверили.

— Какие пригодились языки?

— Английский, французский, испанский.

(Их знает Николай, Александр — по водительской части).

— Прививки делали перед таким путешествием?

— Сделали прививки от желтой лихорадки. Много болезней от грязных рук, но мы были аккуратны. Находились в опасных в этом отношении странах недолго, поэтому пребывание на здоровье не сказалось.

— В приметы верите?

— У нас есть талисман — вымпел с изображением Гагарина. Висит в машине. Он — самый узнаваемый русский на планете наряду с Путиным. Если к Владимиру Владимировичу двоякое отношение, то к Юрию Алексеевичу — только позитив.

В конце встречи кто-то из рабочих посоветовал на будущее запастись календариками. Путешественники согласились:

— Это «изобретение» позволило нам сэкономить кучу денег, нервов и времени, поделились календарями с друзьями-путешественниками. Они работают на всей территории ниже экватора: Африка, Южная Америка, Юго-Восточная Азия. В Африке мы, белые, для них на одно лицо, и меня приняли за Путина.

Если бы не ограничения во времени, и дня было бы мало для вопросов-ответов. Хотите узнать о путешествиях Александра и Николая больше,
ищите в Интернете адрес: www.holodniy.com.

Ольга ЖДАНОВА

Фото Романа ДМИТРИЕВА и из архива путешественников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *