ЛИШНЕЕ СЧАСТЬЕ

Вблизи провинциальных городишек много деревень — маленьких и больших, почти заброшенных и тех, в которых еще теплится жизнь. Были годы, когда забытые, покинутые деревни в России можно было по пальцам пересчитать. Люди, родившиеся «на земле», прикипали к ней с самого детства, и жизни в другом, пусть даже чем-то лучшем месте, не представляли.

Отдельной гордостью страны были многодетные семьи — образчик семейного уклада, воспитания подрастающего поколения в заботе о близких и родных. Летят годы, нравы и устои уже не столь непоколебимы. Отношение к семейной жизни, человеческим ценностям и ценности самой жизни претерпевает изменения. Да, выходящие за рамки общечеловеческого понимания поступки люди совершали и раньше, но реже. Боялись то ли осуждения со стороны и обостренного чувства стыда за содеянное, то ли наказания страшились — пусть не божьего, хотя бы законного… Но честнее жили, сами с собой честнее, от этого и сердце, и душа спокойнее, чище были. Деградация, вырождение, подмена инстинктов, отчаяние толкают людей на чудовищные поступки, оправдать которые невозможно.

Ирина родилась в многодетной деревенской семье. Деревенька была ладная, жители — работящие. На столичные города и веси не заглядывались. Занимались огородничеством, держали домашнее хозяйство, трудились в совхозе. Деревенские детские сады и школы были заполнены до отказа. Лена и Михаил Шешуновы — среднестатистическая советская семья, каких в стране — тысячи. Поженились, ребятишек здоровеньких нарожали одного за другим. Жизнь шла чередом. Сами работали, детки подрастали: трое — школьники, двое — детсадовцы. После школы первенцы уехали учиться в город.

Когда серьезно заболел и слег отец, за старшую в семье осталась Иринка. Со школы она скорее бежала домой, чтобы сменить маму возле его кровати, потом, пока та на работе, забрать из детского сада и накормить младших брата и сестру. Елена Сергеевна бросить работу не могла: нужно было кормить и учить младших, зарабатывать пенсию. Болезнь Михаила не отступала, и о прежних разговорах, чтобы Ирине в этом году поступать в техникум, не могло быть и речи. Не поступила она и на следующий год, и через два.

Отца по весне похоронили, «городские» понемногу самостоятельно вставали на ноги, младшие подросли — казалось бы, уже и препятствий для учебы никаких нет. Но, видимо, что-то надорвалось в ее мировосприятии, и желание менять свою жизнь ушло. А может, после нескончаемых забот захотелось спокойного, размеренного быта.

Ира устроилась работать почтальоном, вместе с матерью вела хозяйство, делала с братом и сестрой уроки, нянчилась с маленьким племянником, когда брат с женой приезжали в гости и оставляли его в деревне или ездила посидеть с ним к ним в город. И, как ни странно, сама «в люди» не рвалась. Из города домой возвращалась с большим желанием, чем ехала туда. Девчата, кого она считала подругами, поразъехались по разным большим и малым городам, виделись они редко, лишь когда те приезжали на каникулы.

Конечно же, многие разговоры молоденьких девушек сводятся к влюбленностям и симпатиям. Девчонки делились сокровенным, а Ирина все больше слушала и улыбалась, ей пока поделиться было нечем. И отнюдь не потому, что кавалеров в деревне не было. Свободные молодые люди светловолосую, голубоглазую, приятной полноты девушку своим вниманием не обходили. И некоторые знаки внимания, например, помочь разнести почту, пару раз сходить на вечерний сеанс в кино (безо всяких глупостей) она принимала. Но угораздило ее влюбиться в женатого.

Приехала Ирина как-то в город к брату и, как говорится, пропала. Игорь в момент знакомства жил у матери и о том, что женат, промолчал. А сама Ирина и думать об этом не думала. Чувство захватило ее целиком. Перед глазами был пример родителей: Лена и Михаил чувств своих на показ не выставляли, но дети видели, что они друг друга любят, каждую свободную минуту стараются проводить вместе.

Влюбленной по уши Ирине хотелось находиться как можно ближе к предмету своего обожания, и поэтому летом она уволилась с работы и под предлогом, что наконец-то решила поступать, приехала в город. Несмотря на то, что школу окончила несколько лет назад и к вступительным экзаменам особенно не готовилась, сдала неплохо и стала студенткой — будущим специалистом в области бухгалтерии. С жильем проблем не возникло — дали комнату в общежитии. С любимым удавалось видеться несколько раз в неделю. К себе в гости Игорь девушку приглашал редко, ведь нужно точно выгадать время, когда матери не будет дома. Наивная Ирина всему верила и ждала, когда он предложит пожениться. В надеждах прошел год, начался другой.

За несколько месяцев до государственных экзаменов она поняла, что беременна. Куда дальше тянуть с оформлением отношений (тем более Игорь сказал, что он теперь тоже живет в общежитии)?

Разговор с возлюбленным впервые был резким. Мужчина признался, что у него уже есть законная жена и ребенок. Такое откровение стало для молодой влюбленной женщины шоком. Любовь слепа, и вполне возможно, что Ирина не замечала, не хотела замечать очевидного. Выяснять отношения дальше не стала, гордость взяла верх над жалостью к себе. Завязала чувства в узел, приняла решение рожать, сдала экзамены, получила диплом.

Вернулась домой. Родительница с расспросами не приставала, нравоучений не устраивала. Сказала одно: «Жаль, не в замужах родишь…» Подходил срок родов, и о трудоустройстве никакой речи и быть не могло — кто ее возьмет в таком положении? Словно заведенная, она делала всю работу по дому, не разгибая спины, пропадала в огороде, таскала тяжелые ведра с овощами, дров охапку брала больше, полы натирала со всех сил. Ежеминутно старалась себя занять, чтобы на жалость к своей судьбе никаких сил не осталось. Вероятно, поэтому роды начались раньше срока и прошли тяжело. Скорая помощь приехала, когда малыш, благодаря бабушке, уже появился на свет.

Забот в доме поприбавилось. Елена работала в совхозе, из города в отчий дом после учебы вернулся один из братьев. Денег, конечно, не хватало, но выручали огород и подсобное хозяйство. Ирина, как и привыкла с детства, занималась ребенком и домашними делами. В каждодневных заботах неспешно уходила боль прежних чувств.

Жизнь берет свое. Однажды сходила на день рождения к подруге, где познакомилась с мужчиной. Спустя год поняла, что снова беременна. Решила рожать. А там оба подрастут, и на работу выходить можно. Но мы предполагаем, а обстоятельства, как известно, располагают. Как бы ни была изучена психика и весь организм человека, реакции его непредсказуемы. Для Ирины этот факт стал откровением в тот день, когда она поняла, что очередной раз беременна. Делать аборт по всем срокам было поздно, и на свет появился еще один здоровенький мальчик.

Никто из биологических отцов материальной помощи ни ей, ни детям не оказывал, жила она по-прежнему в родительском доме. Весь доход Шешуновых — детские пособия, небольшая сумма от Ирининых подработок и пенсия бабушки Лены.

Ира выросла в многодетной семье и, возможно, это и определяло ее поведение. Такова она, женская доля — рожать и воспитывать детей. Да, безотцовщина, да, сложно материально, но зато без скандалов, упреков и измен, которые нет-нет, а разгораются в семьях подруг.

Жизнь сосредоточилась на доме и детях. Младшенький вот-вот пойдет в ясли, можно поспрашивать о работе. Но мысли эти она отодвигала на потом. Мать из дома не гонит, ребятишек ее любит, свой материнский долг она выполняет исправно: в доме тепло, дети ухожены, в школу и сад пристроены.

Говорят, изучение только первых двух языков дается нелегко, а дальше с третьим, четвертым, пятым — уже намного проще. Наверное, так и с детьми. Где растут трое, там и четвертому, и пятому найдется что надеть, поесть, да и ласки (если родители любящие) тоже хватит. Не прошло шести лет, как Ирина рожает еще двух ребятишек. А потом принимает для себя решение: больше никаких детей. Старшие — помощники маме и бабушке и за младшими пригляд. Дети взрослеют, потребность семьи в деньгах становится ощутимее. Пора на работу. Благодаря добрым людям, трудоустроиться многодетной матери удалось по специальности в родной деревне.

Но очередная нежданная и нежеланная беременность рушила все планы. С поездкой в больницу Ира оттягивала: сначала не было денег, потом — праздничные нерабочие дни. А потом уже срок беременности превышал допустимый для прерывания.

План созрел в голове, когда возвращалась из больницы. Родным и подругам сказала, что сделала аборт. Ее словам поверили: на самочувствие не жаловалась, в больницу больше не обращалась, по дому кружила как пчелка, а будучи полной, одежду всегда носила просторную — ничего подозрительного. На что надеялась женщина, какие чувства переживала, какие мысли ее посещали — остается лишь гадать. Пару раз Лена, будто чувствуя неладное, спрашивала дочь, нормально ли она себя чувствует, но всякий раз получала твердый ответ: «Все в порядке». Выступающий на последних месяцах живот Ирина утягивала, чтобы не был заметен.

Когда начались схватки, испугалась как никогда. А может, и еще одного ребенка потянет? Хватит ли средств и сил? Ведь есть еще пятеро малолетних… Испуг, боль, страх… Какие еще чувства руководили женщиной в этот момент? Но решение она приняла страшное: родить ребенка самостоятельно и… убить.

Изобразив на лице что-то наподобие кривой улыбки для родных, стиснув зубы, превозмогая боль, она отошла от дома как можно дальше в сторону леса. Разорвала пуповину, накрыла лицо младенца тряпкой, отвернулась и привела в исполнение свой приговор…

Никто в этот вечер по деревне никаких криков не слышал. Позже она скажет, что ребенок при рождении не закричал, все пятеро кричали, а этот — нет. Возможно, малыш умер еще в утробе. Тельце закопала недалеко от дома.

Следующий день начался как обычно: приготовление завтрака, проводы в школу, дорога до детского сада… Жизнь пошла своим чередом.

Спустя время случившееся все же раскрылось: Ирине пришло направление на дополнительную консультацию по беременности! Ведь прошли все сроки, а сведений о том, что женщина родила, не поступало. Сама она ссылалась на то, что беременность все же была прервана, потом — что случился выкидыш, с которым она справилась сама. Когда к выяснению обстоятельств привлекли полицию, мать пятерых детей рассказала, как все было на самом деле, свою вину признала полностью. Именно эти обстоятельства стали смягчающими наказание при вынесении приговора.

Вопросы к этой истории формулировать страшно. Еще страшнее — получать на них ответы…

Имена героев изменены по этическим соображениям. Всякие совпадения случайны.

Публикация подготовлена по материалам Ржевского межрайонного Следственного отдела СУ СК РФ по Тверской области

Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *