Михаил БУРЛЯШ, писатель, автор и исполнитель песен: Я ПРИЕДУ К ВАМ ЕЩЁ!

— Михаил, Ваше имя постоянным читателям нашей газеты знакомо хорошо: «Ржевские новости» не раз публиковали Ваши рассказы, и они неизменно пользовались читательским интересом. А недавно Ржев увидел и еще одного Михаила Бурляша — автора и исполнителя шансона. Так кто Вы, Михаил? Расскажите о себе с самого начала.

— На концертах меня часто объявляют «человеком мира». Я живу на колесах, очень много путешествую, езжу по разным городам и странам; мест постоянного проживания у меня несколько. Поэтому по характеру я, безусловно, путешественник. А по призванию — музыкант и писатель. Писатель, впрочем, не совсем настоящий, потому что творческого запала у меня хватает лишь на короткие рассказы. Сесть и написать какую-то эпическую вещь нет ни времени, ни возможности при моём кочевом образе жизни.

Если рассказывать о себе с самого начала, то получится как у всех — родился, учился, женился… Моя мама русская, а отец — украинец. Когда они встретились, никому из них и в голову не пришло бы, что однажды они окажутся представителями двух не особо дружественных государств… Может, и хорошо, что они не дожили до этого? Историю их знакомства я описал в рассказе «Август», он есть в Интернете.

— Когда готовились концерт и творческая встреча с читателями, Вы спрашивали, брать ли с собой гитару и есть ли в зале рояль… У Вас есть музыкальное образование? На каких инструментах играете?

— Я по жизни самоучка. Музыкальную грамоту изучал по учебникам. Сам освоил гитару и фортепьяно. Сейчас учусь играть на баяне. Цели стать человеком-оркестром нет, но принцип «хочешь сделать хорошо — делай сам» в музыке актуален так же, как и везде. Поэтому после десяти лет интенсивной музыкальной практики я вполне уверенно могу работать не только певцом, но и звукорежиссером, аранжировщиком, саунд-продюсером. Все эти профессии я освоил, сочиняя и записывая свою музыку.

— Готовя интервью, я забила в поисковик «Михаил Бурляш» и получила контекстный ответ «Мистер Икс русского шансона». Поясните?

— Когда я только начал петь, я размещал свои песни на музыкальных форумах и в сборниках шансона, не предоставляя фото или видео. Мне хотелось получить ответную реакцию чисто на музыкальную составляющую моего творчества. Чтобы у людей не было соблазна всмотреться в моё лицо и поставить мне какой-нибудь «диагноз». У нас ведь любят приклеивать ярлыки к лицам на основании субъективных впечатлений. Однажды я невольно подслушал разговор двух девушек, листавших инстаграм и обсуждавших фото парней, которые они там рассматривали. Знаете, что я услышал? «Ботан», «красавчик», «туповатый», «высокомерный», «колхозан», «чучело», «вылитый Ди Каприо» и т.д.

Мне хотелось избежать «перехода на личности» и понять, стоит ли чего-то моя музыка без привязки к моему мужественному благородному лицу (смеется). В итоге, с легкой руки какого-то редактора, меня окрестили «мистером Иксом». Но титул задержался ненадолго. Как видите, я выступаю без маски и даже без черного плаща. Так что можете звать меня мистер Бурляш, или просто Михаил.

— Как у Вас рождается песня?

— Хорошо бы этот вопрос задать Александре Пахмутовой. Я бы с удовольствием послушал её ответ! Что касается моих песен, рождаются они по-разному. Иногда всё начинается со стихов, а иногда — с мелодии. Бывает, что с песней приходится долго мучиться, а бывает, что и слова, и музыка «выстреливают» за считанные минуты! Творчество — это таинство, такое же, как любая деятельность человека, в которой есть место искре Божьей.

— Почему шансон?

— Шансон — это верхушка айсберга по имени «Бурляш». На «нижних этажах» есть и рок-музыка, и попса, и даже блюз. Но… Однажды я показал одну потрясающую рок-балладу своей хорошей подруге Элеоноре Филиной, которая много лет была ведущей легендарной программы «В нашу гавань заходили корабли». Она с интересом послушала, потом посмотрела на меня печально и сказала: «Миша, песня потрясающая. Но тебе лучше петь шансон». Мне сразу вспомнилось интервью Жени Белоусова, в котором он с грустным юмором сказал: «Ну что ещё мне петь с моим-то лицом»…

— Ваше творчество началось с песен Михаила Круга?

— На самом деле, первой песней именно в жанре шансона была моя авторская версия легендарной композиции Михаила Танича «Птичий рынок». Мне захотелось додумать, что могло произойти с героями песни 10, 20 лет спустя, и я написал продолжение. Потом эта песня стала основой моего первого альбома «Шансон ХХ века. Кавер-воспоминания». Там были песенные продолжения многих известных хитов, в том числе и знаменитого «Владимирского централа» Михаила Круга.

Но моей любимой песней Круга была и остается «Красавица» — именно её я исполнял на 15-м фестивале памяти певца в Твери. Эту песню для Круга написал талантливый воронежский шансонье Владимир Бочаров, человек, с юности прикованный к постели. Трагическая случайность лишила его возможности ходить, но не сломала характер и не отняла талант. Чему любители жанра, безусловно, безумно рады. Мы с Володей уже несколько лет дружим, и с его разрешения я иногда исполняю «Красавицу» на своих концертах.

— Михаил, Ваша принципиальная позиция петь свои песни самому? Востребованы ли они другими исполнителями, и как Вы к этому относитесь?

— Песня — это не просто художественное произведение. Для меня это, прежде всего, средство общения с людьми. А общаться самому напрямую гораздо интересней, чем «передавать приветы» через других певцов. Это всё равно, что разговаривать через переводчика.

Что касается других исполнителей… Одна моя коллега как-то уговорила меня спеть дуэтом её авторскую песню. Песня получилась красивая, трогательная. Какая-то девушка, поющая в сельском хоре, услышала её в Интернете и обратилась с просьбой прислать фонограмму, чтобы она могла петь эту песню на своих выступлениях в сельском клубе. На что автор песни ответила: «Эта песня не для деревенской сцены». Меня это покоробило. Как можно отказывать тем, кто хочет петь твои песни? Я не отказываю.

Сейчас, кстати, работаю над несколькими новыми песнями для одной известной исполнительницы. Надеюсь, скоро их услышит вся страна.

— Скажу честно, поклонницей шансона не являюсь и мало что в этом понимаю. А так называемую тюремную лирику не принимаю вовсе, более того, ее пропаганду путем песенного творчества не разделяю, да простят меня поклонники Круга… Для кого она? Неужели так много в нашем обществе людей, среди которых она востребована?

— Давайте для начала разберемся, что такое «тюремная лирика». На мой взгляд, всем известная песня «По диким степям Забайкалья» — это стопроцентная тюремная лирика. Но ведь это не мешает нам петь её за столом, в кругу семьи и друзей, верно? Песни либо цепляют за душу, либо — нет. И если цепляют — то по большому счёту не так важно, о чём они. А если по сути Вашего вопроса, блатняк, тюремная лирика и т.д. — это всё пласты народной песенной культуры, такие же, как, например, частушка или дворовая песня. Когда к этому пласту не будет интереса у слушателей — он сойдет на нет сам собой. А пока эти песни востребованы — они будут петься.

А по поводу песен Михаила Круга… Что при его жизни, что сейчас, через два десятка лет после его смерти, споры вокруг них не утихают. Добавлю и я свои пять копеек. К сожалению, те, кто судят о песнях Круга, делают это лишь по раскрученным хитам. А ведь его творчество — это на 90 процентов просто лирика. Песни о жизни, о любви, об отношениях, о маме, о доме. О любви к Родине, если хотите. Этот человек написал сотни потрясающих песен, но большинство из них так и осталось в тени «Владимирского централа». Чтобы абстрагироваться от ярлыка «король шансона», послушайте песни, которые Круг писал другим исполнителям. Например, «Ты опоздал» (Ольга Стельмах) или «Красавчик» (Татьяна Тишинская). Послушайте — и сами всё поймете.

— Хорошо, обязательно послушаю. Послушала Вас на концерте и в сети Интернет — и все выходные ловила себя на том, что в голове звучит Ваша песня «Тесно». Зацепила!.. Вернемся к разговору о Вас. Михаил Бурляш — автор рассказов — мне лично интереснее, чем Михаил Бурляш — певец шансона. Давайте теперь поговорим о Вашем литературном творчестве. Судя по тому, что на «ЛитРес» доступны пять Ваших книг, у него есть свои поклонники. Как рождается сюжет рассказа, особенно мистического?

— Все истории из жизни. Я вообще не любитель фэнтези. Единороги, вылетающие из айфонов и стреляющие в девушек-эльфов невидимыми лучами — не моя стихия. Жизнь намного богаче и разнообразнее вымысла. Сюжеты часто рождаются из случайных встреч, из разговоров, из увиденного в поездках. Например, рассказ «Однажды у моря», с которого началась моя история как писателя, родился из натюрморта, попавшегося мне на глаза на улицах Франкфурта. Я бродил по городу и вдруг увидел на мусорном баке две невскрытые бутылки дорогущего шампанского. Это было так странно, что я не удержался и сделал фото. Несколько дней спустя пересматривал отснятое в той поездке, и эти две нераспечатанные бутылки опять зацепили мой взгляд. Была в них какая-то загадка, недосказанность. Так появился рассказ о трагической судьбе девушки, увезенной возлюбленным в дальние края. Когда он понял, что спасти её невозможно, то постарался сделать так, чтобы последние часы своей жизни она была счастлива…

Сюжет рассказа «Немое кино» о великой актрисе прошлого века Вере Холодной навеяла мне сама героиня, приснившись однажды. Во сне она сказала одну загадочную фразу, которую я запомнил и, проснувшись, постарался разгадать…

У каждого рассказа своя история, иногда — странная, иногда — пугающая, а иногда — самая банальная. Но в этом месте позвольте мне остановиться и процитировать героиню Риммы Марковой из фильма «Ночной дозор»: «Тебя компоненты интересуют или результат?» Другими словами, читайте рассказы и получайте удовольствие. Писательская кухня — не самое интересное место.

— У Вас есть и стихи, и рассказы. Что ближе?

— Настоящие поэты сейчас посмотрели бы на Вас с укором. Мой стихотворный дар весьма скромен, и пользуюсь я им исключительно из жадности. Ну, то есть, чтобы не платить поэтам-песенникам (смеется). На самом деле, работа со словом для меня отдых и удовольствие. А стихи это или проза — не столь принципиально. Главное — не ограничивать свою фантазию, отдавшись волне вдохновения. Когда пишешь искренне, «в потоке», получаются действительно интересные вещи.

— Тогда поделитесь, пожалуйста, с нашими читателями своими творческими планами на ближайшее будущее. У Вас наверняка есть цель, или Вы, как творческий импульсивный человек, живете одним днем?

— Знаете, а ведь жить одним днём не так уж и плохо. Ты не прокручиваешь в голове прошлое и его ошибки, не витаешь в облаках, мечтая о будущем — ты просто живёшь. Здесь и сейчас. Но планы, безусловно, есть. Готовлю к печати новый сборник рассказов, который выйдет предположительно в марте следующего года. Веду переговоры с серьезным издательством об участии в проекте о судьбах известных людей — что-то вроде ремейка популярной в советское время серии «ЖЗЛ». Сразу после Нового года для меня вообще начнется горячая пора — подготовка к очередному поэтическому фестивалю «Берещенье», организатором которого я являюсь вот уже седьмой год.

— Михаил, в нашем городе Вы были впервые, и за сутки вряд ли смогли его рассмотреть. И все же, какие-то впечатления есть?

— Ржев мне очень понравился. Тихий, спокойный, уютный город, в котором варят замечательно вкусный кофе. К сожалению, посмотреть достопримечательности не удалось, но зато я скормил четыре батона уткам на Советской площади и получил от общения с птицами огромное удовольствие. А чего стоит потрясающе горячий прием, который устроили ржевские зрители нам с коллегами на концерте! Для артиста нет радости больше, чем искренние аплодисменты и счастливые лица слушателей. Я обязательно приеду сюда ещё.

Беседовала Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *