Генплан на коленке

В прошлую пятницу депутаты снова рассматривали проект генерального плана Ржева. Напомним, работа над этим документом ведется уже больше полутора лет — по результатам открытого конкурса, право сделать новый генеральный план нашего города получил институт «ЭНКО» из С.-Петербурга. На сегодняшний день пройдены все согласования, необходимые для того, чтобы у Ржева наконец появился новый Генеральный план на смену старому, выполненному еще в 80-е годы прошлого века под руководством главного архитектора Топкишева. Проект нового документа прошел через процедуру публичных слушаний, первично был презентован специалистами «ЭНКО» на заседании Гордумы, затем согласован в областных инстанциях. Осталось малое: за него должны проголосовать городские депутаты, после чего Генеральный план вступит в силу. Однако это малое дело, как оказалось, вовсе не простое. В повестку прошлого, февральского заседания городских законодателей, вопрос о Генплане был включен, но снят еще в самом начале Виктором Константиновым «ввиду неподготовленности вопроса». Администрация было воспротивилась, однако меньше чем через неделю, на внеочередном заседании комитета по промышленности, который должен был подготовить тему к рассмотрению всем депутатским составом, Виктор Вениаминович свою позицию убедительно доказал, найдя в тексте и картах Генерального плана и Положения о застройке территорий массу неточностей. Тогда как и раньше специалистам городской администрации и отдела архитектуры совместно с работниками «ЭНКО» приходилось не раз корректировать плоды труда последних.
Например, первоначально проектировщики из северной столицы проложили объездную дорогу (или, как стали говорить позже, «дорогу для разгрузки транспортной сети») через экологическую жемчужину Ржева — Нижний Бор. Споры, где же должна проходить трасса, до сих пор не утихают, и несогласованность мнений по этому вопросу является одной из причин, почему Генплан до сих пор не принят. Еще одним камнем преткновения стал путепровод в районе Ржева-I, или, проще, виадук. Последним вариантом, который предложили специалисты «ЭНКО», стало решение сделать здесь транспортную развязку не под, как сейчас, а над железнодорожным полотном. Услышав это, депутаты возмутились. На бумаге и из С.-Петербурга это, может быть, и мыслимо, но на практике труднопредставимо. Чтобы поднять дорогу над путями не менее чем на 8 метров, как того требуют нормы, нужно было бы начинать развязку как минимум от перекрестка с ул. Тертия Филиппова. Но тогда где завершать и какой ширины должен быть этот мост?
Других неточностей в градостроительной документации, за которую давно уже уплачены бюджетные деньги, тоже нашлось предостаточно. По одному только микрорайону «Электромеханики» Андрей Константинов высказал их более десятка (остальные изложил на бумаге и представил работникам администрации). Например, почему квартал на пересечении ул. Маяковского и Республиканской обозначен как зона малоэтажной застройки, если там давно уже стоит многоэтажный дом? Как получилось, что Большевистский переулок вообще не нанесен на карту, как и частный детсад? Зачем профилакторий отнесен к учреждениям здравоохранения, а не санаторно-курортным объектам, а «Дельфин» обозначен как учебное заведение? Таких даже не досадных, а большей частью глупых ошибок или описок в градостроительной документации, которую предлагали принять депутатам, нашлось слишком много. И, думается, выискивать и исправлять их следовало не депутатам, и не в последний момент, а гораздо раньше — как минимум до момента оплаты исполнителям за плохо проведенную работу.
А ведь за нее перечислено порядка десяти миллионов бюджетных рублей! Правда, меньшая часть из них из городского, остальное — из регионального бюджета. Но ведь это слабо утешает, не так ли? Возможно, часть причины в самом порядке осуществления таких работ на основании конкурса (а конкурс, как мы помним, предполагает, что право на работу получит исполнитель, который пообещает выполнить ту же работу за меньшие деньги). Именно так в Ржеве и ряде других городов региона был заключен подряд с проектным институтом «ЭНКО», который на собственном сайте обещает «достоверность и актуальность данных, высокую детальность и точность проработки картографических и семантических материалов», и берется за выполнение планов и других документов по всей территории России. Еще часть причины — в том, что работу осуществляет исполнитель, который имеет необходимые лицензии, но реальное представление о самом объекте (в нашем случае — о знакомом родном нам Ржеве) начинает получать уже после заключения контракта. Более того, как выяснилось — почти ни за что не отвечает.
Еще один момент, на который обратили внимание депутаты — что схема расположения коммуникаций, неотъемлемая часть каждого подобного документа, и выполнена, и согласована скорее формально, и когда дело дойдет до реальных работ по прокладке сетей, нужно будет делать ее вновь…
Генеральный план — документ на 30 лет. Однако как можно говорить о разумных перспективах, если даже существующее положение дел в нем не отображено? Да и сами карты-схемы, выполненные проектным институтом и продемонстрированные депутатам в качестве слайдов, сегодня, когда уже изобретены трехмерные принтеры, а компьютерные возможности позволяют работать с изображениями любой сложности, выглядят несколько допотопно, что ли. Принимая во внимание стоимость работ, дилетантскому взгляду хочется кликабельных фото в большом разрешении…
После двух часов обсуждения депутаты и администрация так и не смогли прийти к общему мнению, что же дальше делать с Генпланом. Администрация настаивает: принимать, сроки на исходе, и если документ не утвердить, во всем Ржеве застопорится работа по оформлению участков, строительство и другие процессы. Депутаты спорят: нельзя принимать настолько сырой документ, в котором, не особо вникая, находят неточности даже неспециалисты. Факт многочисленных правок еще не говорит о готовности и не проходит в качестве утешения. Заместитель главы администрации по строительству Любовь Румянцева предложила каждому депутату поискать неточности в Генплане по своим округам. Глава Наталья Воробьева возмутилась…
В конце концов, работу комитета решили продолжить в понедельник, поправки передать в проектный институт, а потом, 21 марта, снова рассмотреть исправленный уже документ на заседании комитетов Думы. 28 марта он скорее всего будет принят в первом чтении на очередном заседании Думы. С этого момента он приобретет статус закона, а это значит, что любое его изменение можно будет принимать только с соблюдением всей процедуры: слушания, вынесение на Думу, согласования… Технически все изменения Генеральный план города Ржева будет вносить все тот же институт пространственного планирования «ЭНКО» — и, конечно, уже за дополнительные деньги.
Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *