НИЧТО НЕ НОВО ПОД ЛУНОЙ

Летом 2018 года Ржев в очередной раз «прославился». Есть такая особенность у нашего города — периодически попадать в новости федеральных каналов в связи с разными неприятными, а порой и трагическими событиями. То у нас вспышка гепатита, то цистерна с нефтью разольется. И вот новая напасть — ФСБ России задержала целую банду из 35-ти человек, которых подозревали в хищении грузов из железнодорожных составов, следовавших транзитом через станцию «Ржев». Среди арестованных фигурантов дела — десять машинистов и помощников машинистов ОАО «РЖД», три стрелка ведомственной охраны железнодорожного транспорта, начальник охраны и менеджер Октябрьской железной дороги, слесарь по ремонту подвижного состава, частный предприниматель, водитель, а также семеро безработных.

Как тогда пояснил со страниц одного весьма уважаемого издания некий эксперт-аналитик Европейского железнодорожного агентства Роман Мюнге, ничего удивительного в том, что именно в Ржеве в руки правоохранителей попала такая крупная группировка, нет.

— Чем хуже экономическая ситуация, тем выше рост преступности. Это характерная особенность общества. Тверская область в принципе весьма неблагополучный регион. Ржев же является довольно мощным железнодорожным узлом. Причём там очень тихие и заброшенные места. Есть где разгуляться, одним словом.

Слышать это было даже как-то слегка обидно. Но если разобраться, то так оно, наверное, и есть. Совсем близко живет и развивается огромный мегаполис. Это там, в Москве, XХI век, а у нас тут «места тихие и заброшенные», через которые то и дело проезжают такие заманчивые, груженные товарами для богатеньких жителей двух столиц вагоны. Ну как тут удержаться…

Но если говорить серьезно, то на железной дороге грабили всегда. Наверное, если бы наш городской архив сохранился полностью, то первые дела о хищениях на транспорте были бы датированы концом XVIII века. Такие дела, если они и были, конечно, не сохранились, а вот в советское время за хищения на железной дороге в места не столь отдаленные отправилось немало любителей легкого заработка. Если же согласиться с мнением эксперта и связать такие кражи с ухудшением экономической ситуации, то, наверное, стоит полистать дела конца 80-х-начала 90-х.

Все вокруг ничейное, все вокруг мое

Жил-поживал на маленькой станции М. Октябрьской железной дороги гражданин Баранов. И трудился он монтером в Ржевской дистанции пути. Железная дорога ему и работу дала, и жильем обеспечила: проживал он в служебном жилье — домике МПС. Дом этот из красного кирпича был старинный, построенный еще в то время, когда Ржевскую ветку тянули. Потолки — выше трех метров, стены толстенные. Жил Александр Васильевич в нем с женой и двумя детьми, Вовкой и Кристиной.

Работа у него была, прямо скажем, непыльная. И платили неплохо. Жена, пока в декрет не ушла, работала медсестрой в ржевской поликлинике. Не нуждались. Но и богатства особого не накопили. Да и откуда было ему взяться-то, богатству? Любил Александр Васильевич выпить. А где денег взять? Жена зарплату забирает полностью. Ну, припрячешь рублей 10-20. А дальше как? Ответ на этот вопрос найти было несложно. На станции частенько стояли в тупиках товарные вагоны, дожидаясь, когда их прицепят к какому-нибудь поезду. Правда, ничего особо ценного обычно в них не было. Но ведь и охраны никакой.

И решил монтер Баранов: раз в тех вагонах народное добро, значит — его. Не народ он, что ли? И брал, что плохо лежало, особо не скрываясь и не таясь. Пока однажды не попался. Вот показания его несовершеннолетнего сына Владимира, который в тот злополучный день «пошел на дело» с отцом.

«9 июня мой папа А. Баранов, напившись пьяным, позвал приехавшего к нам в гости из Ржева дядю Сережу Соколова посмотреть вагон, который стоял на станции со вчерашнего дня и в котором он уже смог приоткрыть дверь. Они пошли к вагону, и я пошел с ними. Они меня не звали, но и не прогоняли. Папа взял металлическую железку, открыл дверь и влез в вагон. А дядя Сережа взял себе на память свинцовую пломбу с двери. Папа передал ему из вагона несколько коробок и какой-то рулон. Когда папа вылезал из вагона, то свалился под откос и уснул. А дядя Сережа сказал мне, чтобы я смотрел, не идет ли кто. Я испугался и убежал, а дядя Сережа стал таскать коробки в кусты. Папа вернулся домой, когда уже было темно, и сказал, что дядя Сережа уехал в Ржев».

В тот день Баранов и Соколов «вынесли из товарного вагона грузового поезда № 2513 по предварительному сговору, с проникновением в хранилище и с вовлечением несовершеннолетнего в преступную деятельность рулон линолеума (58 кв. метров), водяной электронасос, две коробки с электролампами в количестве 200 штук, четыре реле АШ-2, два манометра, пакетный выключатель и 19 листов фанеры на общую сумму 903 рубля 03 копейки».

Соколов, попытавшийся сбыть в Ржеве коробку электролампочек и манометр, был взят с поличным и прикрывать подельника не стал.

В ходе следствия было установлено, что Баранов совершал хищения регулярно. Причем большинство похищенных им вещей — листовая фанера, бруски, доски, задние фонари трактора и тракторного прицепа с рубиновыми и оранжевыми стеклами, фонари подсветки номерного знака, прибор для измерения давления в шинах, наборы гаечных ключей — он хранил у себя дома, сбывая их, когда нужны были деньги на выпивку. Особенного раскаяния Баранов, кстати, не выказал, даже заявив, что все это все равно разворуют и разбазарят, не здесь, так там, куда все это отвезут. За что и получил максимальный срок, предусмотренный ст.89 ч.3 УК РСФСР.

«Трактористы»

7 августа 1988 года в 23 часа 50 минут со станции Вязьма Московской железной дороги на станцию Ржев-Белорусский Октябрьской железной дороги прибыл грузовой поезд № 5331, в составе которого находился полувагон с тракторами «Беларусь». Ценный груз, который ждали на полях уже умирающего советского государства, был серьезным соблазном для любителей поживиться «ничейным» имуществом. В это время на станции работали составитель поездов А. Колобков и его помощник С. Кутилин. Увидев полувагоны, они поняли друг друга буквально без слов. Удача состояла в том, что стрелок ВОХР С. Семенов, под охраной которого находилась новенькая техника, «временно отсутствовал». Колобков через открытые торцевые двери проник в полувагон и, отсоединив два тракторных аккумулятора, передал их Кутилину, который оттащил их в кусты. Стоимость украденного составила 123 рубля. Аккумуляторы продали почти сразу, всего за 60 рублей, гражданину Ф. Вавилову.

Следующую партию тракторов «Беларусь» провозили через Ржев уже в контейнеровозах. И снова Колобков и Кутилин в этот день работали на станции, и снова в их головах мгновенно созрел преступный замысел. Тем более что и рынок сбыта у них уже, можно сказать, был налажен. Правда, пришлось пригласить еще одного подельника, находившегося поблизости стрелочника Лебедева. Колобков быстро перерезал провода аккумуляторов ножом, а Кутилин и Лебедев относили их в кусты к забору станции. В этот раз было похищено четыре аккумулятора на сумму 246 рублей. Из материалов следствия не очень понятно, где опять был злополучный стрелок ВОХР Семенов, под охраной которого находились трактора. Но как только он появился, то сразу же заметил отсутствие аккумуляторов. Стоявший неподалеку солдат воинского караула У. Саидмуродов рассказал, что видел, как на контейнеровоз лезли составители поездов. Сложно сказать, что именно входило в обязанности рядового Усмана Саидмуродова, но останавливать злоумышленников он не стал. Вызванная Семеновым милиция и караул ВОХР быстро обнаружили спрятанные аккумуляторы и задержали грабителей.

Купивший первые два аккумулятора Вавилов сначала в скупке краденного не признался, сказав, что приобрел их в Москве, но под давлением улик свои показания изменил, сообщив, что купил их у незнакомого мужчины, которого потом опознал на очной ставке. Дело было передано в суд, грабители понесли заслуженное наказание.

Губит людей не пиво…

Но не только скучные стройматериалы и громоздкая сельскохозяйственная техника проезжали в те годы в товарных поездах через наш Ржев. Попадались вагоны с более манящим содержимым.

Теплым майским вечером 1989 года на станции Ржев-Балтийский слесари пункта технического обслуживания Михайлюк, Синдоревский и Самсонов находились на рабочем месте в нетрезвом состоянии. Выпивка закончилась, а хотелось «добавки». Стоит ли говорить, что авторефрижераторный вагон прибывшего товарняка привлек внимание слесарей. И о, чудо! На его пломбах В. Михайлюк, не веря своим глазам, прочитал: «Завидовский винзавод». Коллективное решение созрело мгновенно. Дождавшись темноты, злоумышленники прокрались на 14-й запасной путь, на котором стоял заветный вагон. Пока Синдоревский и Самсонов размышляли, сколько бутылок стоит взять, Михайлюк с помощью зубила вскрыл вагон, влез в него и стал передавать подельникам ящики с вином. Они похитили три ящика, соорудили из проволоки «закрутку» на месте сорванной пломбы, и оттащили похищенное подальше от вагона. Украденное вино оказалось хорошо знакомым и любимым «Вермутом» 0,7 литра по цене 2 руб. 66 коп. за бутылку. Общий ущерб от похищенных 60 бутылок составил 165 рублей со стоимостью ящиков.

Дальше все было, как в хорошей комедии. Украденные бутылки горе-воры переложили в «польстерный» ящик на перроне, по паре бутылок рассовали по карманам и пошли в раздевалку дегустировать «Вермут». А когда вернулись, спрятанного вина в ящике… уже не было. Расстроенные грабители, успевшие оценить вкусовые качества напитка, решили вернуться к вскрытому вагону. Они успели вынести еще три ящика, но были задержаны на месте преступления подоспевшей охраной. Наутро протрезвевшие Синдоревский и Самсонов оформили явку с повинной в краже и сбыте консервов «шпроты», украденных ими еще в феврале на общую сумму 88 рублей 32 копейки. Часть их еще хранилась в сарае Синдоревского.

Следствие полностью доказало вину трех злоумышленников в хищении вина, однако ответа на вопрос куда именно делись бутылки, сложенные в пресловутый «польстерный» ящик, в материалах дела не содержится. Если предположить, что кто-то наблюдал за ворами и видел, куда именно они спрятали свою добычу, то этот кто-то здорово поживился, оставшись при этом, в отличие от незадачливых слесарей, абсолютно безнаказанным.

Стоит сказать, что пиво тоже оказалось напитком, сгубившим нечистых на руку работников железной дороги, но это уже совсем другая история, и мы обязательно расскажем ее в одном из номеров нашей газеты.

Имена героев изменены по этическим соображениям. Все совпадения случайны.

Ольга ДАБУЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *