ТВОРЧЕСТВО ЕСТЬ СЧАСТЬЕ

Марина Воинова, композитор, органистка, преподаватель Московской консерватории, кандидат искусствоведения, основатель и главный редактор журнала «Органные салоны».

— Марина, Вы впервые в Ржеве?

— Да, это — мой первый визит. И такая идея возникла благодаря Елене Барановой, которая очень много и интересно пишет в «Фейсбуке» о Ржеве и органном зале. Думаю, многие узнали о храме Святого Луки именно благодаря её активности, удивительной созидательной энергии.

Мы приехали в Ржев с концертом вокальной и органной музыки с моей коллегой Юлией Лабинской, замечательной певицей, директором АНО «Центр культурного и творческого развития «Арт Про», которая предложила идею благотворительного концерта 22 декабря. Мы выступили в храме Святого Луки бесплатно, а собранные пожертвования будут переданы на лечение жителя Ржева Евгения Станового, машиниста тепловоза локомотивного депо (4 ноября прошлого года его сбил автомобиль, он долгое время был в коме, недавно пришел в себя и нуждается в помощи и поддержке).

— Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о Ржеве.

— Было не очень много времени погулять по Ржеву, но все-таки удалось увидеть и краеведческий музей, и Волгу, и военные памятники. Как и для многих, Ржев для меня тесно связан с темой войны и истории. Жертвы в Ржевском сражении были чудовищными, пострадало больше миллиона человек! А по некоторым данным, больше двух… Наших мальчишек-солдат, отдавших свои молодые жизни, закрывших собой дорогу на Москву. Кто не помнит еще со школьной скамьи до дрожи пробивающие строки: «Я убит подо Ржевом…». Приезжая сюда, понимаешь, что это было именно тут. И эта земля ещё хранит память о тех страшных днях. Особенно чувствуешь это, глядя на Волгу и потрясающую природу, которая в Ржеве совершенно удивительная.

— Какие произведения вы исполняли на концерте?

— Программа была разной и, надеюсь, интересной для публики. Скарлатти, Шуберт, Массне, Пуччини, Глинка… Также я исполнила собственные произведения: молитву «Ave Maria» для голоса и органа и «Фантазию» на хорал Микаэля Агриколы, основоположника финской письменности, выдающегося деятеля церкви Ингрии эпохи Реформации XVI века. Это сочинение написано совсем недавно, впервые исполнено в октябре 2019 года, на концерте к 220-летию собора св. Петра и Павла в Выборге. Мне показалось символичным включить эту пьесу в программу концерта в храме Святого Луки, ведь этот приход также принадлежит Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. И, конечно же, звучали рождественские песни — хорал Мартина Лютера, вместе с Юлией Лабинской мы исполнили также немецкие духовные песни «Как расцветала роза» и «Тихая ночь». В финале весь зал нам подпевал «Jingle bells» (для исполнения мы специально привезли из Москвы «рождественские» музыкальные инструменты: треугольники и колокольчики). Мне кажется, публике понравилась наша идея, зал был воодушевлен и долго не отпускал нас. А потом мы общались с публикой, было чаепитие, раздача автографов. Спасибо настоятелю храма Валерию Антипову за теплый и сердечный прием и замечательную организацию.

— Расскажите, пожалуйста, о себе.

— Родилась в Набережных Челнах, недалеко от Казани, на берегу реки Кама, в семье инженеров-строителей, приехавших строить завод «Камаз». Моя мама была из семьи блокадников, эвакуированных в Свердловск из Ленинграда, точнее, города Пушкин. Поэтому мне  город близок и дорог, мы часто выступаем в Пушкине с концертами. Наша семья переехала в Москву, когда мне было 5 лет, в школу я пошла уже здесь. Всю жизнь мои родители были в переездах, на «стройках века», как тогда говорили. Вот и «Олимпиаду-80» тоже приехали строить в качестве приглашенных специалистов (был  серьезный отбор, брали самых лучших со всего Союза). Папа занимался геодезическими изысканиями, мама была сметчиком. Мои родители были задействованы в возведении здания Агентства печати «Новости» на Зубовском бульваре, где рядом  стоял и наш дом.

— Почему решили заниматься музыкой?

— Музыкой я стала заниматься с первого класса, по инициативе родителей. Раньше все стремились обучить детей музыке, благо это было доступно. Сначала это были классы в образовательной школе, в музыкальную я попала после второго класса. Настоящая любовь к музыке проснулась у меня в старших классах, но я не думала серьёзно продолжать образование. Хорошо училась по многим предметам, увлекалась историей, литературой, физикой и математикой. Позже — философией и языками. Принимала участие в городских олимпиадах и не думала о карьере музыканта. Мне казалось, это для избранных.

Окончила 10 классов и поступила в институт на инженерную профессию на вечернее отделение, параллельно работала и сочетала занятия в Новом гуманитарном университете Натальи Нестеровой. На 4-м курсе поступила в Московскую консерваторию, правда, со второй попытки. Музыка взяла своё! В 1998 году окончила Московскую консерваторию по классу композиции, в 1999 — по классу органа, там же в 2001 году — аспирантуру как композитор и музыковед, защитила кандидатскую и написала монографию о современной органной музыке. С 2001 года преподаю здесь, на кафедре теории музыки.

Кстати, моя коллега Юлия Лабинская также имеет несколько образований. Она окончила строительный институт по специальности «инженер-архитектор», затем РАМ имени Гнесиных по классу «вокальное искусство». Несколько месяцев назад получила степень магистра на факультете искусств МГУ. Она очень разносторонний и талантливый человек. Кроме музыки, Юлия увлекается живописью, выставлялась в Москве, Санкт-Петербурге и Уфе. В 2018 году у нас даже был проект, в котором мы делали выставку ее работ в санкт-петербургской галерее «Мастер» и фестиваль органной музыки. Электронный орган привезли с собой из Москвы! И еще вместе мы делаем журнал «Органные салоны», в котором недавно опубликовали статью про Ржев и органную жизнь в храме Святого Луки. Так что наш визит и концерт — это еще и укрепление творческих связей.

— Какую музыку Вы пишете и где ее можно услышать? Какие направления Вам близки?

— Многое со временем менялось. В консерватории и сразу по окончании вуза меня очень привлекала современная стилистика, нравился Мессиан, французская музыка, импрессионизм, какое-то время — авангард… Мне всегда очень нравилась Губайдулина с её экспрессией и увлеченностью философией, эстетикой барочных риторических фигур, интеллектуальностью… Сейчас мне хочется писать музыку простую и светлую, «для людей», говорить со слушателем на понятном ему языке, дарить радость от соприкосновения с музыкой, возвышать своим творчеством.

Услышать мою музыку можно на моих концертах. Некоторые сочинения я выложила на свой сайт www.marinavoinova.com. Подготовлен к изданию диск с моими органными сочинениями, который, надеюсь, скоро выйдет в свет. «Творчество есть счастье», мне кажется, нужно стараться делиться им с другими людьми.

— Как Вы думаете, почему сегодня современная «серьезная» музыка не столь популярна среди молодежи?

— Я бы так не сказала. Существует нехватка информации об этой музыке, отсутствие условий для роста её популярности. Не хватает должной поддержки со стороны государства. Классика вытеснена из эфира национальных теле- и радиоканалов, она коммерчески не выгодна и не может конкурировать с поп-музыкой. Если бы в «серьёзную» современную музыку вкладывались такие же средства, как в поп-звезд, то, не сомневаюсь, молодежь выбрала бы то, что по-настоящему достойно внимания, потому что оно уникально. А уникальность сегодня — это тренд.

Современная «серьёзная» музыка значительно проигрывает популярной и с точки зрения пиара. Многие современные авторы не умеют, а порой не хотят этим заниматься, считая, что их задача только творить. Интернет заполнен информацией не о тех, кто талантлив, а кто умеет себя продвигать. Поэтому, я считаю, нам, творческим людям, необходимо общение с единомышленниками, чтобы создать единое пространство для общих идей и
устремлений. Поэтому так ценно все, что делается сейчас в храме Святого Луки, ставшем настоящим культурным центром Ржева! Я желаю сил и Божьей помощи организаторам идеи органных концертов и настоятелю прихода Валерию Антипову.

— Ваши произведения рождаются вдруг, по вдохновению, или это результат упорного труда?

— Думаю, они рождаются до того, как я начинаю работать над сочинением. Они спроецированы интуицией и ждут своего часа. Иногда просто нужен повод — концерт или заказ написать то или иное сочинение, чтобы этот заветный «клапан» открылся и мысли, идеи обратились в звуки. Вдохновение для меня — не состояние и не усилие, это коммуникация между реальностью и внутренним миром.

— Расскажите о Вашей журналисткой работе.

— Работала в разных изданиях и проектах, каждый мне многое дал и многому научил. Потом мы с Юлией Лабинской решили создать свой журнал, свой проект от начала и до конца. Журнал «Органные салоны» был зарегистрирован в 2018 году и довольно быстро превратился в моё главное журналистское занятие. Наш проект — гораздо больше, чем журнал. Общаясь с коллегами и авторами, обсуждая насущные проблемы и вопросы, принимая участие во многих знаковых событиях органной жизни и презентуя нашу органную культуру за рубежом, мы пытаемся создать единое информационное пространство, объединиться в сообщество профессионалов и любителей органного искусства.

— Вы преподаете в Московской консерватории. Рождаются ли сегодня Моцарты и Бетховены?

— Конечно! Для этого мы все и работаем.

— Как воспринимают люди в разных городах органную музыку?

— Думаю, слушатели органных концертов в разных городах воспринимают музыку примерно одинаково. Но, конечно, есть свои отличия. Где-то концертов много и вопрос репертуара очень важен. В каких-то местах люди ждут конкретные сочинения, желательно известные. Так или иначе, любая публика будет откликаться на  внимание и искренность, которые подарит ей исполнитель.

— Где выступать волнительнее и ответственнее: в концертном зале в Москве или в церкви Св. Луки в Ржеве?

— Все концерты вызывают волнение и чувство ответственности. Приезжая куда-то, всегда понимаешь, что, кроме интересного концерта, от тебя будут ждать определенного уровня соответствия той или иной школе, в моем случае — Московской консерватории. Мысль о том, что вольно или невольно несешь такую ответственность, заставляет волноваться.

— Что для Вас музыка?

— Думаю, это мой способ общения с миром.

— Где встречали Новый год и Рождество?

— Дома. Новый год и Рождество — семейные праздники.

— Вы верите в чудо?

— Наша жизнь — это уже чудо… А творчество есть счастье.

— Что хотели бы пожелать ржевитянам в Новом 2020 году?

— Счастья, мира и благополучия! Чтобы сбылись все надежды и близкие люди всегда были рядом.

— Спасибо за интересное интервью. Творческих Вам успехов! До новых встреч!

Беседовала Елена Сооляттэ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *