В ПОИСКАХ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Полтора года назад на одном из заседаний Ржевской городской Думы (еще прежнего созыва) звучал вопрос, заданный Игорем Либензоном, бывшим директором Пушкинской школы, заслуженным учителем РФ. Его обращение в администрацию и к депутатам касалось введения в нашем городе доплаты вышедшим на пенсию заслуженным учителям. После эмоционального обсуждения Игорю Ефимовичу поступил ответ, что реализация подобных финансовых поощрений не предусмотрена ни городским бюджетом, ни полномочиями муниципалитета, а если присвоенные звания — федерального значения, то и полномочия по выплатам после выхода на пенсию носителям этого звания должны быть реализованы на федеральном уровне.

Прошло время, ржевитяне выбрали новых депутатов, сменился и руководящий состав администрации. И Игорь Ефимович при поддержке своих коллег-учителей снова инициировал заданный вопрос — 14 января он записался на прием к председателю и депутатам Ржевской городской Думы. Аргументы для того, чтобы добиваться удовлетворения своей инициативы, у него такие: Москва доплачивает «своим» заслуженным по 2 тысячи рублей в месяц, Тверь — 1,5 тысячи, подобную надбавку получают в В. Луках, Орехово-Зуево…

— А на оставшихся в Ржеве семерых денег, получается, нет? Если нет в городском бюджете, возможно, их найдет губернатор: я направил обращение на его имя, — говорит Либензон. И, как видно, намерен идти и выше для решения своей, как он выражается, «копеечной» проблемы.

Еще один заслуженный педагог, бывший директор школы Юрий Кузовкин, убежден, что этот вопрос — только верхушка айсберга, а искать правду в вопросе оплаты не только учителям-пенсионерам, но и ныне трудящимся, следует именно на федеральном уровне. И никак иначе. Один из аргументов — что звание учреждается не на местном и не на региональном, а уровне страны — значит, и источники финансирования должны исходить именно оттуда. А проблема на самом деле гораздо шире, говорит он. Она начинается в неправильной, несправедливой системе финансирования отрасли образования. Гораздо более справедливыми были советские подходы к оплате труда (и, соответственно, пенсии) учителей. Они позволяли финансово оценивать результаты работы одинаково по всей стране и исключали ситуацию, когда зарплаты учителей двух соседних регионов (при одинаковой нагрузке) сильно отличаются. А именно так у нас и происходит, и наши учителя, уехав в Москву, получают там в три раза больше. Таким образом, государство изначально не только диктует однозначно неравноправные условия, но и подталкивает людей к переезду, еще больше кадрово обескровливая регионы…

Председатель Думы Андрей Константинов в ответ на обращение Игоря Либензона заверил, что Дума изложит свою позицию и тоже направит официальный запрос в регион. «После получения ответа будем решать, в какую сторону двигаться дальше», — сказал он.

Между тем, вопрос действительно непростой. Не только и не столько в отношении «семи оставшихся заслуженных педагогов», а в том, что само звание заслуженного девальвируется таким отношением. Аналитики считают, что при всем декларируемом вслух внимании к зарплате учителя (именно оно звучит в «майских указах» Президента), сам принцип «средняя заработная плата», превратившись в предмет чрезмерного административного давления, разрушил не только систему оплаты труда, но и уронил управляемость системы образования. И единственно правильное решение — поменять систему расчета учительского оклада, отказавшись от бухгалтерской методики. Надо наконец принять решение платить учителю «за статус»: за его роль в жизни граждан, за его вклад в развитие общества, за его незаменимость в судьбе страны (именно так платит государство судьям, депутатам, Президенту…). Иначе арифметика получается грустной, а последствия — слишком серьезными.

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *