БАННЕР — ВНЕ ЗАКОНА

Как выглядят сегодня центральные улицы Ржева? Нам, кто ходит и ездит по ним ежедневно, на этот вопрос ответить несложно. При этом вряд ли кто поспорит, что свежий взгляд гостя выхватит те детали и вызовет такие впечатления, которые коренному жителю уже не видны. Мы, глядя по большей части себе под ноги, зачастую уже не замечаем ни интересной архитектуры ржевских домов, ни того, что мешает ее разглядеть.

В 90-е, когда квартиры первых этажей массово становились магазинами, многие из старшего поколения активных жителей выступали рьяными противниками установки козырьков с вынесением на тротуар, пристроек к зданиям и прочего, по их мнению, вандализма по отношению к историческому облику Ржева. Градостроительный совет тогда проходил часто и шумно. Но потом всё как-то незаметно стихло, а облик городских улиц стал меняться ещё активнее и подчас бездумнее, по принципу «я хозяин, я так вижу». И чаще всего побеждал именно он — кто платит, тот и заказывает… архитектуру.

Итог мы видим на Большой Спасской, Советской, Мира, площади Коммуны и других улицах: разноцветные и бесстильные входные группы, где чугун соседствует с пластиком, дешевый сайдинг — с штукатуркой, а красивые арочные оконные проемы прячутся за кричащими баннерами и аляповатыми вывесками.

Против этих баннеров ещё два года назад пытался бороться отдел благоустройства (тогда во главе с Николаем Колобовым). Но снятые по его требованию фанерные щиты через месяцы появились снова, поскольку системной работы тогда не случилось.

И теперь есть повод вспомнить о начатом и снова заняться видоизменением городских фасадов: большой юбилей и ожидание потока туристов на мемориал. И, как каждая хозяйка «генералит» дом к приходу гостей, так и ржевитянам хорошо бы позаботиться о том, каким люди увидят и запомнят наш город, что расскажут близким и в соцсетях и захотят ли приехать еще и позвать друзей…

На этот раз подход у администрации более основательный: фасады начали ремонтировать, а отдел архитектуры недавно разработал специальный документ — концепцию размещения информационных конструкций на территории города Ржева. Это норматив, который детально описывает требования к тому, как должны выглядеть вывески и надписи на зданиях в нашем городе.

— Это своего рода алгоритм, воспользовавшись которым любой предприниматель или руководитель мог бы разработать дизайн и заменить прежнюю (пусть даже привычную) вывеску на своем магазине, офисе новой и современной конструкцией, — говорит главный архитектор Мария Орлова. — Готовя этот документ, мы осмотрели основные улицы Ржева: повсеместно облик зданий не соответствует современным тенденциям. Да, мы к нему привыкли. Но привычно — вовсе не значит хорошо. Нужно менять стереотипно сложившееся мнение, что лучшая вывеска — это большая вывеска. Оно неправильно.

Между тем, примеров, когда вывеска буквально перечеркивает всю плоскость фасада или занимает всю его ширину, у нас немало. Например, «Второй дом» или «Фарма-Вита» по Большой Спасской. Главный архитектор перечисляет основные нарушения, которые нам с вами привычны, но не соответствуют ни современным тенденциям, ни требованиям художественного вкуса. Это неуместное обилие декоративных панелей, несочетаемых материалов (фальшпанели на исторических фасадах); повсеместное использование баннеров на ткани в качестве вывесок (такие заплатки мало того что выглядят по-колхозному, но и быстро приходят в нетоварный вид); «глухие» витрины, закрытые щитами (так раньше выглядела «Гармония»); обилие вывесок на ограниченной площади; отсутствие ухода за вывесками, из-за чего они бывают сломанными, обшарпанными и выцветшими…

— Поставлена задача избавиться от «лоскутных одеял» на фасадах, видоизменить тем самым облик Ржева, — добавляет Орлова.

— Приведение в порядок городских улиц — часть общей стратегии, которая сейчас претворяется в Ржеве, — говорит Роман Крылов, исполняющий полномочия главы города. — Не просто подчистить-подкрасить, а переформатировать вначале центральные улицы, а затем и весь город. Это включает в себя и контроль административных комиссий за тем, как выглядят оживленные места Ржева, и разъяснительную и социальную работу, и многое другое. Без выдержанного единого стиля и концепции результата от проводимых благоустроительных работ не будет. А если этим заняться и привести здания в порядок, это положительно скажется на облике нашего города. Хочу отдельно подчеркнуть: наша задача — не загнать всех в какие-то рамки или собрать штрафы, а путем комплекса мер сделать улицы Ржева и город в целом привлекательнее и красивее в первую очередь для самих же его жителей. Я надеюсь, что нас поддержат и отнесутся с пониманием. Отдел архитектуры готов в частном порядке отработать по каждому фасаду, каждой вывеске и каждому магазину. В ближайшие недели мы планируем встретиться со всеми предпринимателями и руководителями, чьи магазины и офисы расположены на центральных улицах — график этих встреч будет обнародован.

Какими же должны быть вывески в идеале?

— Предпочтительнее, чтобы название было написано отдельными буквами без подложки. Они не ложатся «заплатками» на фасад, не уродуют его и не загромождают. От лайтбоксов, которые просто-таки давят своей пестротой и яркостью, надо уходить. Подсветка букв допустима, но внутренняя. Панели-кронштейны — тоже, но они должны соответствовать определенным условиям. Такие вывески не ломают архитектуру зданий и априори выглядят «дороже» — при этом, недороги и просты в изготовлении. Можно привести в качестве положительных примеров вывески магазинов «Стиль» возле Выставочного зала, «Облик», кафе «Додо-пицца», новых пекарни и парикмахерской по Большой Спасской. А такие, как «Смак» на этой же улице, надо менять. При этом дизайн-проект вывесок нужно разрабатывать сразу на весь фасад, — считает главный архитектор города.

Как «нельзя» и как можно — подробно изложено в упомянутой выше концепции — с рисунками, схемами, размерами, пояснениями. С этим документом смогут ознакомиться все без исключения на городском сайте (на вкладке «Город для жителей» следует найти раздел «Полезная информация», а в нем еще один — «Градостроительная деятельность», где размещена «Архитектурно-художественная концепция размещения информационных конструкций на территории города Ржева Тверской области»).

В середине прошлой недели состоялась первая встреча с предпринимателями, чьи помещения расположены вокруг площади Коммуны (где установлен памятник Сеславину). 29 января в библиотеке им. Островского пройдет встреча с теми, кто имеет офисы и магазины по Большой Спасской, 4 февраля — по ул. Ленина и Советской, 6 февраля соберут Ленинградское шоссе, 11-го такое же совещание будет касаться Торопецкого и Муравьевского трактов.

— Я прошу всех предпринимателей серьезно отнестись к этим встречам и проводимой работе. От деревенских, «колхозных» баннеров нужно уходить. Они не украшают наш город и не вызовут позитива у гостей. А надо понимать, что именно эти гости будут заходить в наши торговые точки и приносить доход их владельцам, — аргументирует Владимир Карпов. — Я много езжу в другие города и вижу тенденции в оформлении зданий. То, что имеется у нас в Ржеве — даже не вчерашний, а позавчерашний день.

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *