«Не угасить огня в глазах»

Николай Викторович Громов, директор МОУ «СОШ № 4»: «Не угасить огня в глазах»

— Николай Викторович! «Сумерки просвещения» — книга под таким названием, сборник статей Василия Розанова, была напечатана в предпоследний год XIX века. Перечитывая это сочинение, с печальным чувством можно убедиться: заботы, тяготившие автора, не канули в небытие, опасения опять горячи, страхи — живы, а недомыслие реформаторов от образования — неистребимо. Хотя размышлял Розанов не только в другое время, но и вроде бы об ином. Преимущественно о гимназическом образовании. Но диагноз сов-пал. Разве что мгла сейчас стала погуще и потемнее. Согласны?

— Наверное, не было периода в российской истории, чтобы образование не реформировали. Причем происходит это с завидной периодичностью. Изменения должны быть, но не революционные, а поступательные: ведь жизнь меняется, и дети совершенно другие. Например, советская модель образования действительно была хороша, но учить так, как учили 30 лет назад, сегодня уже нельзя.

— В истории Ржева и, возможно, Тверской области, Вы самый молодой директор школы. Зачем Вам это?

— Не знаю. Наверное, это призвание? Или судьба! Так сложилось, что пришел в образование и полюбил эту сферу — детей, учителей, полюбил школу. Уже 10 лет работаю. Есть энтузиазм, желание, стремление многое сделать.

— Новый закон «Об образовании» Вы читали? Ничего там Вас не смущает?

— Честно говоря, он написан тяжелым юридическим языком, но все ключевые моменты, гарантии, компетенции, обязанности в нем прописаны. С ним надо фундаментально работать. Закон дает больше возможностей, открывает новые перспективы, но и налагает дополнительные обязательства на школу, родителей, учащихся. Старый закон не мог по своему функционалу соответствовать нынешним реалиям. Сейчас идет эволюционная смена парадигмы, меняется сам вектор развития образования.

— Например, вводится сомнительное утверждение, что никакого образования нет, а есть образовательные услуги. Если в образовании есть (или должно быть) нечто, что руками не потрогаешь, то в образовательных (ритуальных и так далее) услугах ничего такого нет и не нужно. Дебет-кредит, опись-протокол, подушевое финансирование — оплата труда учителя в соответствии с пятнадцатью критериями. Вот такая простая компетенция. Согласны?

— С одной стороны, да. Но по качеству того же образования, оснащенности образовательных организаций мы должны соответствовать определенным нормам, критериям, правилам. Понятно, что не в полной мере мы можем раскрыть эти моменты, но должны стремиться. Надо выполнять требования, которые общество к образованию предъявляет.

— Думаете, социум порождает образование, или наоборот?

— Они взаимосвязаны. Большую часть жизни дети проводят на улице, с друзьями. Опять же, СМИ, общая политика государства, условия жизни, резкое социальное расслоение. Если невежество и варварство уже стучатся в двери, то виноват, прежде всего, не школьный учитель. Виноваты и больны и государство, и общество, не требующие и не культивирующие образование.

— Сами подкорректировать ситуацию не хотите? Пойти в политику?

— Пока нет, но нельзя исключать никаких возможностей. События обычно настигают меня сами.

— Николай Викторович, что такое хорошее образование? Возьмем советскую школу. При всех своих достоинствах она была идеологизирована, а идеология — категория временная. Теперь современная школа. Все с сожалением констатируют, что уровень ее стал гораздо ниже, чем школы советской. А кого она готовит? Людей, способных работать и приносить пользу в условиях рыночной экономики. То есть, опять некое функциональное задание. А изменятся экономические условия? И опять окажется, что дали детям неполноценное образование.

— В идеале, образование должно формировать творческую личность, наделенную внутренней свободой, внутренним пониманием, что такое хорошо, и что такое плохо. Что есть принципы, за которые можно отдать жизнь, и есть нравственные границы, которые нельзя переступать. Надо, чтобы полученные знания и навыки были укоренены в нравственных началах. Государство сейчас пытается вернуть распределительную систему. Не знаю, хорошо это или плохо. У нас перекос с кадрами — в 90-е годы все ринулись учиться на юристов и экономистов. Сейчас стране нужны технические специалисты, соответственно, образование немного переориентируется в сторону точных наук. Если в 90-е годы была ориентация на получение денег, сейчас, к нашему счастью, возрождаются духовные ориентиры.

— Что касается единого образовательного пространства — Вы пришли из гимназии в обычную школу. Разницу почувствовали?

— Школы разные, но проблемы общие. Школа прежде всего должна готовить ребенка к жизни. И самое главное — дать нацеленность на дальнейшее развитие. Ребенок должен научиться совершенствоваться в том направлении, которое он выбрал. Процесс не должен останавливаться. Мы живем только тогда, когда развиваемся.

— Но в 17 лет сложно выбрать себе жизненное направление. Не всем же повезло так, как Вам!

— Это большая проблема образования. Не всегда ребенок может правильно оценить обстановку, расставить приоритеты. Должны помогать родители, школа, специальные структуры — психологи, центры занятости, которые проводят профессиональную ориентацию.

— Николай Викторович Вы хорошо известны в местных театральных кругах. Хороший учитель — всегда немного лицедей?

— Театр мне очень помогает в жизни, помогает раскрыться в полной мере. Актеру важно перевоплотиться. Ведь интересно прожить вымышленную жизнь, сочиненную кем-то. Войти в образ, пережить достижения или ошибки своего героя. В принципе, все литературные произведения пишутся для того, чтобы читатели, зрители научились чему-то. Идет обращение к душе, в людях проявляется доброе, человечное. Литература предостерегает от ошибок, шагов неправильных. Проживая вымышленную жизнь в театре, думаю, легче избежать ошибок и в жизни реальной.

— Не собираетесь организовать театральную студию в своей школе?

— Если только в перспективе. Несмотря на то, что опыт есть, работа директора для меня пока новая. Приходится во многое вникать, разбираться.

— Как встретил новый коллектив?

— Очень хорошо. Коллектив работоспособный, сильная учебная часть. Люди отзывчивые. Если обращаешься к ним с просьбой, идешь с предложением…

— С приказом…

— Я сторонник человеческого общения. Приказания могут быть, но между людьми должны сохраняться добрые отношения. Больше надо вносить теплых, дружеских моментов, трудностей и так хватает. Если переходить на командно-административные отношения, коллектив это не сплотит, а учителя — натуры ранимые, с обнаженной душой. Уверен, все трудности преодолеем только вместе.

Все решаемо, но не сразу. Совместно с учителями, детьми, родителями, городской администрацией сможем вернуть четвертой школе её давнее былое имя, когда она «гремела», тем более, что скоро у школы замечательный юбилей — 140 лет.

— Николай Викторович, останется ли время для работы в Общественной палате?

— Общественная деятельность отходит на второй план, но не хочется оставлять ее совсем. Буду помогать Ржеву. Если мы не будем ничего делать для родного города, то кто?!

— Если набросать идеальный портрет директора школы — какой он? Вжились в новый образ?

— Ситуации бывают разные — где-то приходится соответствовать классическому представлению, а где-то привносить новое видение. В зависимости от ситуации, получаются разные действия. Но идеала не существует! Все мы люди, у всех есть положительные и отрицательные черты. Многих директоров школ нашего города я уважаю. Стараюсь брать у них самое лучшее и привносить в свою деятельность. Очень хотелось бы иметь идеальную школу, без хозяйственных проблем, где всегда тепло, не течет крыша. И мы стараемся делать все, чтобы прийти к лучшему, чтобы лучик света забрезжил. Не стоит акцентироваться на плохом. Хочется позитива.

— В этом духе и будете воспитывать педколлектив?

— Учителей воспитывать не надо. Наши педагоги работают с огоньком в глазах. Если бы не было этого огня, учитель давно бы ушел из школы. Но они остаются.

— Вот видите, Николай Викторович, все-таки, учителя — «не продавцы образовательных услуг»!

— Они — энтузиасты, они — творцы. И, слава Богу, что такие люди у нас есть.

— Но государство не уважает энтузиастов?

— Государство — понятие странное и тяжелое. И Россию умом не понять. Россией можно жить, дышать, ощущать. А понимать очень тяжело — не поддается логике, здравому смыслу, трезвому расчету. Ее нельзя отформатировать.

— Скажите, что Вас формировало? Книги, люди?

— Хорошие люди оказали положительное влияние на мою судьбу. Благодарен всем, с кем сводила жизнь. Начиная с Владимира Ивановича Белых, учителя истории, задавшего мне верное направление. Очень много помогла Татьяна Николаевна Наветная, мой первый директор Владимир Михайлович Суслов и многие другие. Люди, которые несли добро, поддерживали, в моей жизни и сердце остаются навсегда! Из книг в память врезалась «Мать» Горького. Читал на одном дыхании, хотя достаточно сложное произведение в рамках школьной программы. «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Петр Первый» Алексея Толстого. Люблю перечитывать Пауло Коэльо, в его произведениях есть такие философские моменты, которые помогают в жизни.

— Вы упомянули «Мастера и Маргариту». Вы человек верующий?

— Крещеный. Верю, есть высшая сила, которая помогает. Сейчас школа и Церковь заинтересованы в том, чтобы наше общество становилось бы более нравственным, развивалось в положительном ключе. Но, думаю, к религии дети должны приходить скорее через семью, родителей.

— Уровень ржевского образования как оцениваете?

— Достаточно высокий. У нас хорошие показатели по сравнению с областью — результаты ЕГЭ, процент поступивших в вузы. Жаль только, что дети учатся в Москве, Петербурге, а Ржев остается без кадров. Но чтобы они вернулись, надо предоставить хорошую работу, зарплату, условия для дальнейшего развития. Это проблема не только Ржева, но и всех маленьких городов. Мы чувствуем ее наиболее остро, поскольку располагаемся между двумя столицами.

— Да, не каждый может в 28 лет стать директором школы в родном городе.

— Молодые люди стремятся туда, где происходят основные события, где им интересно. У нас же размеренная, поступательная, вялотекущая жизнь. Неслучайно Молодежная палата инициировала многие проекты, чтобы как-то разнообразить провинциальную среду обитания.

— Но теперь главный проект — школа номер четыре?

— Да, на нее будут направлены все силы.

— Перейдем к пожеланиям? Что самое важное для учителя?

— Терпение! Также в наш профессиональный праздник хочется пожелать всем учителям неиссякаемого здоровья, юношеского задора — чтобы глаза горели! И, конечно, хороших учеников и понимающих родителей!

— Благодарю Вас за интервью.

Ирина Кузнецова

Фото Владимира Кутузова

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *