ЛЮБИТЬ ЧЕЛОВЕКА

К 85-летию Артура Кондратьева

23 января в Выставочном зале состоялся вечер памяти талантливого ржевского художника, основателя художественного отделения ДШИ №2 Артура Кондратьева, посвященный его 85-летнему юбилею, а также открытие выставки «Учитель и ученики», где представлены работы мастера и его воспитанников: Светланы и Софьи Азаренковых, Руслана Бурцева, Дмитрия Зубенко, Ирины Прямовой. В экспозиции 86 картин (большая часть — работы Кондратьева, созданные в разные годы).

Наверное, нет в Ржеве человека, хоть немного интересующегося живописью, кто не знал бы этого имени. Артур Кондратьев — художник широкого творческого диапазона. Его кисти подвластны и портрет, и пейзаж, и натюрморт, и сюжетная картина.

Артур Федорович был участником ржевских городских, ленинградских и тверских областных выставок. Его произведения находятся в музеях, галереях, частных коллекциях в России и за рубежом. Живописную пушкиниану, которую художник создавал много лет, еще с ленинградского периода, по праву можно назвать украшением ржевской школы N№1, которая носит имя великого русского поэта.

Большой вклад в культуру Ржева Артур Федорович внес и как педагог. Долгие годы он преподавал на художественном отделении ДШИ №2. Кондратьев воспитал не одно поколение людей, преданных искусству, а для некоторых творчество стало делом жизни. Ученики Кондратьева — Светлана Азаренкова, Руслан Бурцев — известные художники-педагоги.

Софья Азаренкова (дочь С. Азаренковой) занимается иконописью и мозаикой в мастерской Свято-Елисаветинского монастыря в Минске. Окончила факультет дизайна Московского государственного колледжа им. Ивана Федорова, факультет народных ремесел и педагогики Московского государственного областного университета, а также частную иконописную школу имени Алипия.

Дмитрий Зубенко (сын Татьяны Кондратьевой) окончил отделение живописи и педагогики Тверского художественного училища им. А.Г. Венецианова, а также факультет декоративно-прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии. Работает художником по стеклу.

* * *

Артур Кондратьев родился 12 февраля 1935 года в городе Нерчинск Читинской области в семье военного врача. После войны семья переехала в Ржев. Окончив школу, Артур Федорович пошел служить в армию, в бомбардировочную авиацию на Дальний Восток. Со школьных лет увлекался живописью. Поступил на художественно-графический факультет Ленинградского педагогического института имени Герцена. Работал по направлению в Венгрии, а затем много лет преподавал в Ленинградском педагогическом училище.

Вернувшись в 80-е годы в Ржев, учил детей рисованию в изостудии Дома пионеров, затем основал художественное отделение в только что созданной школе искусств (ДШИ №2), где и проработал до 65 лет. И в течение всей жизни писал картины.

На выставке «Учитель и ученики» представлена лишь небольшая часть работ Артура Кондратьева, которые бережно сохранили вдова художника Татьяна Дмитриевна, а также его воспитанники.

Притягивают взор зрителя автопортреты мастера. Один из них, где художнику 53 года, написан в традициях Франса Хальса. Другой «Автопортрет в интерьере» по манере близок к художникам кустодиевской школы.

Удивительно запоминающиеся натюрморты, в которых отражена жизнь русской деревни. Тут и предметы быта (кувшинчики, бочонки, чаши, серпы и косы), и незатейливая природа с березками и рябинками, ромашками и васильками, и изба с иконкой, полотенцами, ароматными яблоками на столе. Все написано живо, красиво, с теплым чувством.

Большая часть представленных в экспозиции работ — пейзажи. Артур Федорович неоднократно бывал на «Академической даче», на творческих пленэрах общался со знаменитыми тверскими художниками Василием Волковым, Всеволодом Солодовым, Анатолием Морозовым. А последние годы постоянно жил на родине отца, в селе Татево Оленинского района, и писал пейзажи в разное время года, запечатлевая на них старинный барский дом, парк, пруды, окрестные поля, разливы рек и буйство красок золотой осени. А какие поэтические названия у его изумительных работ! «Осенняя нежная грусть», «Бабье лето», «Голубой апрельский день» — каждое произведение, словно песня, то веселая, то грустная, но непременно с жизнеутверждающими нотками, оптимистичная, добрая — такая же, как и он сам. А сам он — остроумный, артистичный, общительный, трудолюбивый, полный творческих замыслов…

Именно таким Артур Федорович навсегда останется в памяти своих учеников.

Руслан Бурцев, художник:

— Артур Федорович — человек открытый, мягкий, внимательный к людям и ученикам. С первого нашего знакомства увидел в нем привлекательного, творческого, без наигранности деликатного, воспитанного человека. Забота о способных учениках не ограничивалась занятиями в аудитории. Артур Федорович приглашал к себе в мастерскую, показывая свои творческие работы и делясь задумками и размышлениями об искусстве. Стараясь влиять на формирование творческого начала и развитие, он не оставлял нас, своих подопечных, без внимания и в послеучебный период жизни, год за годом внимательно следя за нашими успехами и достижениями. Некоторые, порой, даже незамысловатые приемы в изобразительном искусстве, я использую и по сей день, хоть и давно уже позади и изостудия, и школа искусств, и художественное училище. Этот незаурядный человек всегда в моей памяти как пример доброты и обаяния. И сына я назвал в честь своего учителя — Артур.

Ирина Прямова, преподаватель ДШИ №2 им А.Г. Розума:

— В выставке я участвую как творческий друг Артура Федоровича. Так сложилась судьба, что сначала она меня свела со Светланой Азаренковой, а затем с Артуром Кондратьевым, у которых я многому научилась.

Мы приезжали к нему в Татево, и это были незабываемые дни, полные творчества. Однажды зимой гуляли по заснеженному парку Рачинских. Артур Федорович рассказывал об этих удивительных людях, о том, какая большая была у них библиотека, о школе из красного кирпича для крестьянских детей, которую они построили, как приезжал в имение граф Шереметев. Сам Рачинский, профессор Московского государственного университета, был ботаником по образованию, выращивал у себя разные виды деревьев и даже ананасы!

А когда мы писали картины, Артур Федорович мог легко, в очень доступной форме дать в нужный момент какую-то подсказку. Он не объяснял долго, что здесь нужно подобрать по тону светлее или темнее, а говорил емко, выразительно: «А вот тут, — он показывал на рисунок, — ты светани, светани!» Мы учились у Артура Федоровича жизнелюбию. Он всегда умел поддержать словом. У него сердце было радостное. И картины Артура Федоровича заряжают этим оптимизмом.

Светлана Азаренкова, почётный работник культуры и искусства Тверской области, член Союза художников России, преподаватель ДШИ №2 им. А.Г. Розума:

— Как педагог Артур Федорович всех подкупал своею мягкостью, душевностью, но в то же время он давал нам хорошие знания, прекрасно объясняя материал. Он приносил альбомы с картинами художников и рассказывал про живопись, композицию. Это, конечно, нас увлекало. Композиция преподавалась как в художественном училище. Сначала мы читали произведения, например, Льва Толстого. Затем делали эскизы, зарисовки. Нам нравилось, что мы очень серьезно подходим к процессу создания рисунка, словно настоящие художники. Вместе ходили на пленэры в Нижний Бор, где рисовали родные березки, поля и стога. Артур Федорович учил без назидания, по-доброму, давал дельные советы. Нравилось наблюдать за работой мастера. Его картины — это сама жизнь. Какую ни возьми работу — в каждой почувствуешь любовь к милой сердцу стороне, к каждой травиночке и цветочку, любовь к человеку. Он сам так говорил: «Я люблю три «Ж»: жизнь, живопись, женщину» (со своей любимой супругой Татьяной Дмитриевной Артур Федорович прожил 23 года).

Воспоминания об Артуре Федоровиче добрые, самые светлые. И сегодня, когда учителя нет рядом с нами, все равно чувствуем его покровительство.

Самая главная заповедь: «Любить человека и дело, которым занимаешься» — запомнилась на всю жизнь. Этому учу теперь и своих учеников.

Елена Сооляттэ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *