Геннадий Андреевич БАСОВ, композитор, ветеран труда: «ВСЯ МОЯ ЖИЗНЬ ПРОШЛА В ОРКЕСТРАХ»

— Геннадий Андреевич, по традиции рубрики герой рассказывает, где родился и вырос, что или кто повлиял на выбор профессии.

— Я родился 18 ноября 1936 года. В годы войны люди прошли путь тяжких страданий. Когда началась война, наша семья — мать, отец, сестра и брат — жили в деревне Маслова Гора Зубцовского района. Враги пришли в деревню и повыгоняли население из домов, люди жили в окопах. Родители, подхватив нас, детей, пытались бежать, но немцы нашли и вместе с другими отправили семью в Восточную Белоруссию. Малолетним был, но хорошо помню, как людскую реку по дороге гнали вооруженные враги. Ели, что придется, побирались. Одна из сестер заболела тифом, выжила чудом. После взятия Смоленска Красной Армией погнали нас в Западную Белоруссию, оттуда — в Барановичи, в итоге оказались в лагерных бараках за колючей проволокой. Самых крепких собрали для отправки в Германию. Но нас не взяли, отец и сестра сильно болели. Из плена освободили в 1944 году, и мы вернулись в Зубцов. Кругом разруха. В уцелевшей двухэтажке дали комнату, участок земли. Отцу предложили место конюха, мама занималась домашними делами. Начали строить дом, строительным материалом служили брёвна из разбираемых под Зубцовом блиндажей, так многие тогда выходили из положения. Сложная была жизнь… Давайте о музыке лучше поговорим.

— Конечно. Когда и как поняли, что Вас влечёт музыка?

— Отец Андрей Михайлович хорошо пел, на балалайке играл, многим нравилось. Я ещё мальчишкой просил купить мне балалайку, научить играть. Выкроили деньги и инструмент приобрели. Парень я способный, играть быстро научился. А потом меня позвали в городской духовой оркестр. Уже там научился играть на трубе. Так до окончания школы в составе оркестра и выступал.

— Тогда и решили связать свою профессиональную деятельность с музыкой?

— Да, но сразу после школы меня призвали в армию. Служил в Ленинградской области. Будучи новобранцем, тут же уточнил, можно ли попасть в военный оркестр? И очень скоро там оказался. Играл на трубе на парадах, смотрах, военных разводах. По просьбе начальства организовал хор из жен офицеров, нашел аккомпаниатора. Всем выступления нравились. А мне даже отпуск в двойном размере дали за заслуги. После демобилизации думал остаться в Твери и играть в оркестре, но заниматься музыкой надо с образованием.

Вариантов, куда поступать, было немного, а точнее, один — дирижерско-хоровое отделение Тверского музыкального училища, специальность — педагог-преподаватель.

— Говорят, студенческие годы самые счастливые. Время открытий, интересных встреч…

— Верно говорят. Именно в студенчестве я начал писать музыку. Никто не ожидал, само собой получилось. Первая песня была посвящена прощанию с училищем, слова написали ребята-студенты, музыку — я. С той песенки все и началось.

— На студенческих фотографиях у Вас в руках баян…

— Научился играть и на баяне. По окончании училища получил распределение в Энгельс, должен был преподавать в музыкальном училище, но до места не доехал: назначение переиграли и меня направили в город Белый. Признаюсь, расстроился, но по приезду к новому месту активно занялся работой. Деятельность развёл большую, преподавал уроки музыки в школе, организовал класс фортепиано в музыкальной школе. Как положено, три года по назначению отработал.

— Звонкая балалайка, инструмент, без которого нельзя представить музыку — фортепиано, самый высокий по звучанию из медных инструментов — труба, красавец-баян… широкий охват. Какой из инструментов ближе, по душе?

— Однозначно — баян — народа музыкальная душа.

— После Белого Вы приехали…

— В Ржев. Это был 1965-й год.

— Почему Ржев?

— Разузнал, что здесь есть оркестр, что музыкальные направления в городе пользуются спросом, развиваются. Устроился в клуб железнодорожников хормейстером и аккомпаниатором. В те годы в клубе и взрослый, и детский хоровые коллективы были. За двадцать лет, что я там проработал, много хороших солистов повидал.

Однажды военный комиссар Петр Башлыков, который вёл занятия в драматическом кружке при клубе, предложил написать музыку к его стихотворению.

Древний Ржев неприметен на карте,

Но зато он из тех городов,

Что вторично рождён был в марте

Самых грозных военных годов…

Я предложил написать припев, Петр Петрович согласился. И вот что получилось:

Волга, сердцу милая, песню поем про тебя.

Память героев вечно хранит ржевская наша земля.

Если вспомнить, саму песню ржевитяне приняли не сразу, какое-то время были насторожены и к моей персоне.

— Но позже совместный творческий труд по достоинству оценили…

— Да. За эту песню горисполком дал мне жильё. До этого моя семья жила по съемным квартирам.

— По городам и весям гастролировать довелось?

— Возил концертную бригаду музыкантов и вокалистов Ржева на дружественную встречу в Финляндию. С репертуаром в те годы было строго, исполняли отобранные предварительно песни советских композиторов. Ездили по соседним с Ржевом городам, на всех официальных мероприятиях города выступали.

— Помимо работы в клубе Вы преподавали в школе…

— Параллельно трудился в средней школе N№2 учителем музыки. Там у нас были и солисты, и ансамбли, хоровые коллективы разных классов. Плодотворные, интересные, пытливые прожиты годы.

— Геннадий Андреевич, Ваш день рождения — 18 ноября, если не ошибаюсь, в один день с ржевским поэтом Сергеем Смирновым. Именно в тандеме с ним Вы написали известную песню о Ржеве «Синий март».

— С Сергеем Смирновым нас в 1960-х годах свёл случай. Он мне сказал, что я первый, кто написал песню о Ржеве, и показал свое стихотворение «Синий март», написанное к конкурсу, посвящённому 25-й годовщине освобождения города от фашистских захватчиков.

Над Ржевом синий март

Снежинки осыпает,

Над Ржевом тишина,

Давно прошла война,

Но город никогда

Войны не забывает,

Пусть много лет подряд

Здесь мирная весна.

…Песня вполне могла бы стать гимном города. Согласитесь?

— Несомненно, строки и музыка сильные, подходящие. На создание музыки ушло много времени?

— Слёту, сразу, как прочитал текст. Человек я был уже опытный.

— «Синий март» — не единственная ваша совместная работа с Сергеем Смирновым. Давайте назовём песни о тверской земле, о Ржеве, которые создали вместе.

— Есть песни, где я только автор музыки, например, «Верхневолжские зори», «Роман», «Всегда с тобой», «Слышу я напевы русские», «Праздничный вальс», «Город воинской славы», «Речка Сишка», а вот слова и музыка в песне «Девочка-Волжаночка» — мои. Девчата-школьницы пели здорово, специально для них песня и появилась.

— Какая из перечисленных песен Вами особо любима?

— Отличная песня «Всегда с тобой».

…Конечно, здесь не южный небосвод,

Но нам на свете не найти дороже,

Чем молодых берёзок хоровод

И шум лесов родного Верхневолжья.

«Город воинской славы» — замечательное произведение.

На высоких речных берегах,

Там, где песни, как птицы, крылаты,

Своё имя несёт сквозь века

Город славы простого солдата…

— Кто исполнял Ваши песни?

— Владимир Лисичкин, Виктор Крючков, Ирина Кузнецова. Наши песни и сейчас продолжают исполнять на городских концертах. Когда их слышу, трогает до слез…

— Геннадий Андреевич, работа, любимое дело — важная составляющая в жизни человека, но без поддержки семьи никуда…

— С супругой Риммой Григорьевной вместе живем шестьдесят лет. Познакомились, когда я ещё учился в училище. Вырастили двоих сыновей.

— Кто-то из молодого поколения по музыкальным стопам пошел?

— Младший сын солировал в хоре, учился в музыкальной школе, но профессиональную стезю выбрал иную. Больше никто из родных посвятить себя музыке не решился.

— А Вы сейчас на чем-то играете?

— Иногда, на семейных посиделках нет-нет баян и достану.

— Геннадий Андреевич, что скажете о современной музыке?

— По сравнению с прежними временами, стало очень мало душевности. Раньше песни были лирическими, напевными, легко запоминающимися. Где бы люди ни собирались, везде пели. Сейчас музыка иная, и как прежде не поют, к сожалению.

Нужно определиться с серьезным целевым направлением в развитии современной культуры страны. Время идёт вперёд, музыка «ломается», видоизменяется, и сложно сказать, что в лучшую сторону. Но классика — Хачатурян, Прокофьев, Бородин — нерушима.

— Предположу, что у такого человека, как Вы, музыка — не единственное увлечение…

— Верно. Пчеловодством более пятидесяти лет увлекаюсь и рыбачить люблю. Стараюсь быть всегда при деле, чего и другим желаю.

— Творческому сообществу Ржева чего пожелаете?

— Да, в городе есть хорошие, сильные музыканты: Александр Иваненко, с ним играл в одном оркестре, Павел Вознюк. Желаю музыкантам творить добро, хорошие, лиричные произведения.

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *