РЖЕВСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ

Первые духовные учебные заведения появились еще в Киевской Руси. Как только киевляне крестились, равноапостольный князь Владимир повелевал «приводить на крещение людей по всем градам и селам и всюду устроять церкви». Следовало, чтобы в каждом приходе при церкви находилась школа, в которой местное духовенство занималось бы обучением детей.

Духовным Регламентом положено было завести такие школы по всем епархиям. Содержать их указано было отчасти за счет архиерейских домов, отчасти — с церковных и монастырских земель (с первых — 30, со вторых — 20 частей ежегодного хлебного дохода). Обучение в этих школах стало обязательным для детей духовенства.

До XVII века не существовало общего управления духовными школами. Они оставались только епархиальными учреждениями, не имея прямых контактов и связи между собой. Не было и общих курсов, уставов, все зависело от воли и указаний отдельных архиереев.

На территории Верхневолжья Тверская епархиальная славяно-русская школа была создана Постановлением духовного регламента и Указом царя Петра I от 31 мая 1722 года. Во исполнение этого указа рекомендовано устроить в Твери школу для детей протопопских, священнических и церковного причта, а также в уездных городах — Кашине, Старице и Зубцове.

Ржев не попал тогда в тверской список по школьной подготовке по своему административному положению, поскольку лишь в конце первой половины XVIII века ржевская земля вошла в состав Тверской епархии, когда в 1744 году этот регион был включен в ее территорию. А ранее Ржев «издавна был частью обширной патриаршей, позднее синодальной области», то есть относился к Московии.

Решение вопроса в провинции не осуществилось по ряду причин: отсутствие приспособленных помещений, нехватка учителей, недостаток (а порой и полный дефицит) учебников, канцелярских принадлежностей и так далее.

С 16 февраля 1739 года открывается Тверская духовная семинария, созданная в результате реорганизации славяно-русской школы.

Одним из первых духовных училищ, открытых на Верхневолжье, было Осташковское (1751 год). Оно располагалось при Богородицком Житенном монастыре. Осташков и вся селигерская округа входили тогда еще в Ржевский уезд, приписанный к Тверским епархиальным землям.

В 1758 году по предписанию преосвященного тверского епископа Афанасия (1712-1776) Осташковское духовное училище было за-крыто, а все его 33 ученика были определены для продолжения учебы в Тверь.

В 1764 году преосвященным Гавриилом (1730-1801) была предпринята попытка возобновления деятельности духовных училищ, например, в Ржеве в Крестовоздвиженском монастыре и в Кашине в Дмитровском заштатном монастыре с платным обучением причетническому делу детей священнослужителей от 8 до 15 лет (чтение, чистописание, катехизис, пение). Но в Ржеве училище тогда не прижилось. В Кашине же устроилась только школа.

На 1808 год в России было 115 низших духовных училищ. В том же году на основании Комитетского проекта, Комиссия духовных училищ, образованная и являвшаяся отделением Синода, объединила под своим началом и единым управлением все духовные школы. Тогда же были выработаны единообразные документы и уставы. Непосредственный надзор за средними и низшими духовными заведениями был поручен духовным академиям.

Духовные школы как начальное образование (низшее звено) создаются в виде сословных школ смешанного типа, где общеобразовательные и специальные курсы сочетаются вместе.

1809 год обозначился стартовой площадкой сразу для четырех училищ Тверской губернии. Это Тверь, Ржев, Старица и Красный Холм.

Первые учителя в Ржевское уездное духовное училище были определены 17 октября 1809 года. Первые наставники Старицкого духовного училища назначены 19 октября 1809 года. Первый учитель в Краснохолмское духовное училище был зачислен 1 октября 1809 года. Эти даты могут считаться днями основания вышеназванных училищ.

* * *

Ржевское духовное училище почти семь десятилетий находилось в Нижнем городе (район Советской площади), предположительно при Христорождественской церкви. В числе его преподавателей были известные просветители XIX века.

Иван Семенович Колосов (1813-1871), надворный советник, кавалер Св. Владимира IV ст., отец известного просветителя В.И. Колосова. В 1833 году он весьма успешно окончит Тверскую духовную семинарию и сначала будет назначен на преподавательскую работу в Торжок (уездное училище), а потом — в Ржев (приходское училище и уездное духовное училище).

В.И. КОЛОСОВ

Его сын, Владимир Иванович Колосов (1854-1919), станет преподавателем всеобщей и русской истории в Тверской духовной семинарии, известным историком, археологом, археографом, зам. председателя Тверской ученой архивной комиссии (ТУАК), хранителем Тверского историко-археологического музея, председателем Совета Тверского общества любителей истории, археологии и естествознания, автором более 50 опубликованных работ по истории Тверского края и церковной истории.

Преподавателем ржевского училища был Владимир Петрович Успенский (1824-1894), историк, исследователь, краевед. Он родился в семье дьякона. В 1845 году окончил Тверскую духовную семинарию, был направлен преподавателем в Ржевское уездное духовное училище. С 1850 года — преподаватель в Осташковском уездном духовном училище, с 1868 года — священник Преображенской церкви в Осташкове. С 1890 года — протоиерей. Успенский занимался изучением истории Ржевского и Осташковского уездов. С 1884 года являлся членом Тверской ученой архивной комиссии. С 1863 года — действительный член Тверского губернского статистического комитета.

В.П. УСПЕНСКИЙ

Ржевское духовное училище окончил Василий Ильич Морошкин (1851-1903) — святитель Тихон, епископ Русской православной церкви, епископ Елисаветградский, викарий Херсонской епархии, известный общественный деятель России и меценат.

* * *

В 1865 году в Ржеве было открыто училище для сирот-девиц духовенства, которое в основе своей создавалось как благотворительное. Само здание было выстроено по проекту столичного архитектора на средства, пожертвованные  богатой московской особой А.В. Мазуриной. В училище обучалось около 300 девочек.

В Ржеве работало уездное отделение Тверского епархиального училищного Совета. Таким образом, в городе стало действовать 2 духовных училища: для мальчиков и девочек.

В 1877 году решением Синода было определено реорганизовать Ржевское духовное училище для мальчиков, объединив его со Старицким духовным училищем, которое до конца 70-х годов XIX века располагалось на территории Успенского монастыря.

Старицкое училище окончил архимандрит Аввакум (1801-1866, в миру Дмитрий Семенович Честной) — талантливый востоковед, дипломат и переводчик, принимавший участие в кругосветном плавании на фрегате «Паллада» в составе экспедиции Е.В. Путятина.

Другим известным учеником Старицкого духовного училища был Иван Стефанович Беллюстин (1819-1890), писатель по церковно-общественным вопросам, священник Тверской епархии, публицист, краевед. Как один из лучших выпускников семинарии имел возможность поступить в Санкт-Петербургскую духовную академию, но отказался от учёбы в академии, женился на дочери священника села Васюсина Калязинского уезда Тверской губернии и занял место тестя в сельской церкви. В 1843 году был переведён в Николаевский собор Калязина, где прослужил почти всю жизнь. С 1840-х годов активно занимался самообразованием, самостоятельно овладел французским и английским языками, мечтал о литературной деятельности. В 1850 году направил сочинение «Наука и религия» Московскому митрополиту Филарету (Дроздову) в надежде на публикацию и перевод на службу в Москву, но это не осуществилось. В 1860-1870 годах активно сотрудничал с многочисленными журналами и газетами России («Журнал министерства народного просвещения», «Вестник Европы», «Русский вестник» и мн. др.). В 1850-1870 годы преподавал Закон Божий в Калязинском духовном училище.

Старицкое училище окончил будущий протоиерей Арсений Иванович Двукраев (1825-1895), духовник семьи Великих Князей Константиновичей. Протоиерей Арсений был сыном священника из Старицы. Учился в училище, потом в Тверской семинарии, после чего был отправлен на казенный счет для дальнейшего образования в Санкт-Петербургскую духовную академию, где в 1851 году окончил полный курс одним из первых и лучших студентов. Арсений Иванович получил послушание преподавать в Александро-Невском училище, а 12 февраля 1855 года был рукоположен в сан священника и определен к Знаменской церкви (Санкт-Петербург).

По проекту инженера-архитектора Василия Ильича Кузьмина в Старице в конце XIX века строится каменное трех-этажное здание духовного училища с домовой церковью, сохранившееся до наших дней.

Сразу после революции, согласно Постановлению Народного Комиссариата имуществ Республики от 14 января 1918 года «Об упразднении придворного духовенства», все учебные заведения, принадлежащие духовенству, были переданы в ведение Народного Комиссариата по Просвещению.

В 1945 году здесь открылось педагогическое училище, которое действует и поныне.

Ольга КУЗЬМИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *