ПОЛИЦИЯ НА ТРАНСПОРТЕ

День транспортной полиции отмечается 18 февраля. Именно в этот день в 1919 году в целях «поддержания революционного порядка и единства управления на всех железных дорогах» было принято постановление ВЦИК «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны», а Президиум утвердил «Положение о рабоче-крестьянской железнодорожной милиции». С этой даты началась история транспортной милиции, а теперь полиции.

Однако есть и другая дата, согласно которой подразделениям транспортной полиции в ноябре прошлого года исполнилось… 210 лет. 20 ноября 1809 года император Александр I утвердил «Учреждение об управлении водяными и сухопутными сообщениями». Получается, что специальный полицейский надзор в сфере транспорта появился в России еще в начале XIX века, то есть, еще до появления в стране железнодорожного сообщения. Первая железная дорога из Москвы в Царское Село была построена при императоре Николае I в 1836 году, а вместе с этим учредили и отдельную структуру — железнодорожную жандармерию, призванную обеспечивать порядок на маршрутах следования поездов.

Сегодня трудно представить Ржев просто как город, а не железнодорожный узел.

В 1886 году была сооружена Ржевско-Вяземская линия. Движение поездов здесь началось 5 ноября 1888 года.

Московско-Виндавская железная дорога начала действовать в сентябре 1901 года. С ее пуском появились направления из Ржева на Москву, Прибалтику, Вязьму и Торжок.

К 1905 году станция Ржев-2 была уже третьего класса. На ее территории располагалось депо на 14 паровозов с мастерскими малого ремонта паровозов и вагонов, материальный склад, водоемное здание на 2 бака и дом отдыха паровозного и кондукторского персонала. Ржев-1 считалась станцией четвертого класса с меньшей коммерческой деятельностью, чем Ржев-2, но и здесь было построено небольшое паровозное депо.

Уже на стадии строительства железных дорог возникла необходимость линейного, а не территориального принципа охраны правопорядка. Поэтому потребовалось привлечение экстерриториальных подразделений, коими и стали жандармские команды, обладавшие значительной мобильностью передвижения. К тому же у этих подразделений отсутствовала подчиненность местным органам исполнительной власти.

Увеличение количества вводимых в эксплуатацию железных дорог, рост пассажиро- и грузопотоков объективно расширили количество задач, встававших перед жандармской полицией. Согласно своду военных постановлений «жандармские полицейские управления железных дорог несут все обязанности и пользуются всеми правами наружной полиции, принимая участие в охранении внешнего порядка и в предупреждении и пресечении нарушений общественных благочиния и безопасности на определенных районах по железным дорогам…». Кроме того, железнодорожные жандармы в отдельных случаях должны были контролировать исполнение железнодорожниками служебных обязанностей, что требовало от них и знания специфики работы железнодорожного транспорта.

Согласно документу «Устройство и состав жандармских полицейских управлений железных дорог» отделениями управлений заведовали начальники на правах эскадронных командиров в чине подполковника или ротмистра.

Состав унтер-офицеров в жандармских полицейских
управлениях комплектовался из числа уволенных в запас гвардии и армии фельдфебелей, унтер-офицеров и фейерверкеров исключительно строевых знаний. Они принимались в эти подразделения на сверхсрочную службу и распределялись по станциям. В соответствии с «Инструкцией старшим унтер-офицерам жандармских управлений» им вменялось следить за сохранением порядка, а также поведением и точным исполнением подведомственными ему унтер-офицерами возложенных на них обязанностей: передавать прочим жандармам все отданные начальником письменные и устные приказания, занося их во входящий журнал; совершать обход и объезд участков, вверенных надзору, а на станциях железных дорог обеспечивать и паспортный контроль. Правда, это вменялось как старшим, так и остальным унтер-офицерам одинаково.

Старший унтер-офицер на станции заведовал всей служебной перепиской и представлял своему начальнику донесения о всех происшествиях в своем районе. На него возлагалось составление протоколов и ведение книги для записи всех железнодорожных служащих и живущих как в станционных домах, так и на линии. Он также должен был обучать выполнению обязанностей вновь определяемых на службу унтер-офицеров, для которых являлся непосредственным начальником.

Так было до 1917 года. Уездный Ржев в то время был забит десятками тысяч солдат, беженцев. Для криминала это было раздолье.

Еще в апреле 1917 года власти заменили агрессивное слово «жандармерия» («жандарм» в переводе с французского — «люди оружия») на более общее — «милиция» (с латинского — «войско»).

Сразу после Октябрьской революции и в дни перехода власти к Совету рабочих, крестьянских и солдатских депутатов охрана правопорядка в Ржеве и на железнодорожном узле была возложена на коменданта города, начальника гарнизона Т. Щербину и ЧК, первым председателем которой в Ржеве был товарищ Тимофеев. А в феврале 1919 года непосредственно создается и железнодорожная милиция, к обязанностям которой, согласно «Положению…» относились борьба с кражами и другими преступлениями на станции и в пути, хищениями железнодорожного имущества, продовольственной спекуляцией на железных дорогах, охрана порядка при скоплении публики на вокзалах и в поездах, защита железных дорог и железнодорожных сооружений в случае нападения. С этого времени и начинается отсчет новой истории службы охраны правопорядка на железных дорогах.

Первым начальником Ржевской железнодорожной милиции был 25-летний Иван Ребров. В 1920 году он возглавит уголовный розыск Ржева и уезда, а в марте 1921 года станет начальником ржевской уездно-городской милиции — пятым по счету.

В годы советской власти строительство железнодорожных путей приобрело доселе невиданные в нашей стране масштабы. А чем больше строилось железных дорог и увеличивалось число курсировавших по ним поездов, тем острее обозначалась необходимость их охранять.

В 1921 году Московская сеть Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги была переименована в Московско-Балтийскую. В 1922 году из линий Александровской и Московско-Балтийской железной дороги организована Московско-Белорусско-Балтийская.

Большое значение для узла Ржев и его управляемости имела проведенная реорганизация и создание из сети Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги двух дорог: Западной (центр управления находился в Смоленске) и Калининской (в Ржеве). Дорогой в предвоенные годы и после Великой Отечественной войны, до 1952 года, руководил Александр Васильев.

Организация управления Калининской железной дороги с центром в Ржеве потребовала строительства жилья и инфраструктуры для работников и реконструкции технических средств по увеличению пропускной способности железной дороги по всем направлениям линий.

За три года, с 1936 по 1939-й, были построены четыре 4-этажных дома — так называемые Калининские дома, притом с отдельной автономной котельной. В них были заселены в основном работники управления Калининской железной дороги. Также в этот период были построены две средних школы, больница, несколько детских дошкольных учреждений.

В июле 1937 года НКВД и НКПС издали совместный приказ, согласно которому в пунктах дислоцирования железных дорог были организованы дорожные отделы милиции, им подчинялись линейные отделы и отделения на станциях.

Сколько беспризорных детишек спасли от верной гибели и вырвали из лап преступного мира милиционеры, работающие на стальных магистралях, в том числе и на железнодорожном узле Ржева! Жаль, что имена многих транспортных милиционеров история не сохранила.

В 1937 году руководство страны уже задумывалось над созданием специальной школы транспортной милиции, но все планы перечеркнула война.

В годы Великой Отечественной многие сотрудники транспортной милиции ушли на фронт сражаться с фашистами. Они защищали Родину, в том числе и свой Ржев. Кому-то повезло вернуться после Победы в разрушенный город, но многие так и остались навечно молодыми.

Множество реорганизаций претерпели в послевоенные годы органы правопорядка на транспорте. Так, с 1 июля 1961 года линейное отделение милиции на станции Ржев было передано с Калининской железной дороги на Октябрьскую и подчинено Дорожному отделу милиции Октябрьской железной дороги. С 28 августа 1960 года до 1 мая 1970 года линейное отделение милиции на станции Ржев возглавлял подполковник Михаил Поздняков.

С 1 августа 1966 года линейное отделение милиции на станции Ржев было преобразовано в линейный отдел, а с 1 января 1981 года линейные отделы милиции — в линейные отделы внутренних дел (ЛОВД). С 1 августа 1994 года ЛОВД на станции Ржев был передан в Московское УВД на железнодорожном транспорте МВД РФ.

В свое время Ржев называли городом машиностроителей и железнодорожников, и это была правда, и люди гордились этим. Но все в жизни меняется. С уменьшением пассажиропотока (теперь поезда с севера на юг следуют через Тверь) сократилась численность и ржевской транспортной милиции, а с введением в действие федерального закона «О полиции», транспортные сотрудники милиции стали именоваться полицейскими.

Ныне линейное отделение полиции на станции Ржев входит как структурное подразделение в состав ЛОВД на станции Тверь, но цели и задачи у них остались прежними: охрана общественного порядка и борьба с преступными проявлениями. И знать (или хотя бы освежать в памяти) историю своей службы нынешним транспортным полицейским и нужно, и должно. А главное — помнить о своих ветеранах, людях старшего поколения, многих из которых уже нет в живых.

Работая над своей книгой «Транспортная милиция на станции Ржев», вышедшей в свет в 2002 году, мне довелось встречаться со многими ветеранами и действующими сотрудниками транспорт-ной милиции-полиции, записывать их воспоминания.

Вот что рассказывал майор Сергей Алексеевич Румянцев об одном из происшествий: «В один из дней 1982 года дежурил на вокзале. У гражданина была совершена кража личного имущества. Подозрение пало на троих молодых парней, один из которых был военнослужащим. Времени было час ночи. Быстро опросив свидетелей, которые указали, что парни ушли с вокзала в сторону города, я сел в попутную машину и поехал вслед за ними. На площади Мира увидел этих парней, вышел из машины и подошел к ним. Обнаружил у них украденные вещи. Машина в это время уехала, а прохожих, которые могли бы оказать помощь, не наблюдалось. Пришлось в одиночку доставлять троих парней в дежурную часть. Правда, потом ходил весь в ссадинах, но жулики понесли заслуженное наказание…».

Все так же вдаль убегают железнодорожные рельсы. Все так же идут по ним поезда, везут пассажиров и грузы. И стоят станции и вокзалы. А на смену одним солдатам правопорядка на транспорте приходят другие, но это уже новая история ржевской транспортной полиции. И пишется она сегодня.

Евгений ОЖОГИН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *