ДОЛГИ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

Чуть меньше 24-х миллионов рублей. Это ремонт участка дороги или нескольких дворов. Или средняя зарплата примерно тысячи ржевитян. Или годовой бюджет довольно крупного (например, такого, как «БиЛД») предприятия. Ровно такова и сумма сегодняшней задолженности муниципального «ДЕЗа» за электроэнергию. Проблема растущих долгов организаций стала темой рассмотрения на совещании, которое прошло 4 февраля в городской администрации.

ПОТЕРЯННЫЕ МИЛЛИОНЫ

Директор МУП «ДЕЗ» Алексей Родионов назвал причиной накопления долгов неплатежи населения. По его словам, оно недоплатило «ДЕЗу» порядка 45-ти миллионов рублей, то есть, вдвое больше, чем должен за электроэнергию сам «ДЕЗ». И несмотря на то, что организация с середины прошлого года старается гасить все текущие начисления, уменьшить размер задолженности пока не получается.

— У нас в штате два юриста, удалось взыскать по исполнительным листам около 1,2 миллиона рублей, — пояснил Родионов в ответ на вопрос и.о. главы города Романа Крылова о предпринимаемых мерах по уменьшению задолженностей. — Сколько это в процентном отношении? Порядка пяти процентов. Но судебные участки не могут принять весь объем заявлений сразу, и это является сдерживающим фактором… Установили частотные преобразователи и устройства плавного пуска на системы водоснабжения и водоотведения, и тем самым уменьшили потребление электроэнергии на 15 процентов. На сегодняшний день ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» начисляет «ДЕЗу» в месяц 2,6 млн. рублей.

По словам руководителя, не только население недоплачивает «ДЕЗу», но и ржевские предприятия. Сейчас дебиторская задолженность составляет 12 миллионов рублей. И все взысканные с них по суду средства направляются на погашение кредиторской задолженности перед поставщиками электроэнергии.

— Такой низкий процент взыскания говорит либо о нежелании вести претензионную работу, либо о недостаточной квалификации юристов в штате, — считает Крылов. Он распорядился представить график погашения долгов и в течение февраля вести полный перечень сделанного организацией для решения проблемы.

* * *

Городские котельные тоже, как выяснилось, грешат долгами не только за газ, но и за электричество. Справедливости ради, вторые куда меньше первых. При этом «РЭР-Тверь», исходя из собственных реалий, ставит целью не быстро погасить 64-миллионный долг, а хотя бы не увеличить его. Реальный, по словам руководителя, прогноз по уменьшению задолженности — 4-5 лет. И с этой целью организация оптимизирует потребление: так, полная замена приборов учёта позволила снизить годовые начисления за электроэнергию на 12 миллионов рублей.

Другая котельная, «55 Арсенал», обязуется до марта рассчитаться с поставщиком электроэнергии. И есть основания этому верить, потому что в прошлом году именно так и произошло. Поэтому большого беспокойства у энергетиков нет.

А вот в очередной раз переименовавшаяся котельная краностроительного завода (теперь она ООО «Энергосервис») привычно приводит массу аргументов, объясняя, почему у зарегистрированной в октябре организации на сегодня уже имеется 7-миллионный долг. Например, говорит о потерях в сетях, из-за которых якобы вынуждена нагревать теплоноситель с удвоенной силой… Правда, «Регионэнергоресурсу», владельцу этих сетей, за транспортировку тепловой энергии «Энергосервис» тоже не платит — и тоже якобы из-за потерь.

— А за аренду котельной вы платите вовремя? Сколько, кстати? — ненавязчиво интересуется директор Ржевского участка «ТверьАтомЭнерго-Сбыт» Татьяна Марусяк.

— 890 тысяч рублей в месяц, — отвечает руководитель «Энергосервиса» и пытается оправдаться, — но если не будем платить, значит, перестанем содержать котельную…

— Не котельную вы перестанете содержать, а её владельцев, — парирует Роман Крылов. — Эта котельная — больное место в городе, и судя по всему вы не намерены ничего решать. Очередная смена юридического адреса — тому подтверждение. И я, хотя рычагов воздействия у меня немного, все же предприму по отношению к вам все возможные жесткие меры.

Как на этом фоне выглядел отчет директора «Энергосистемы» Александра Трофимова «долгов нет, есть авансовый платеж за январь», пояснять вряд ли нужно. И сразу как-то расхотелось «входить в положение» и проникаться трудной судьбой остальных руководителей.

Теперь предстояло рассказать о долгах своих тяжких городским управляющим компаниям, которые тоже были приглашены на совещание.

НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ РАСХОДЫ

Кажется, граждане уже успели забыть, что такое астрономические суммы за общедомовые нужды. А ведь всего лишь несколько дней назад пресловутый ОДН за электроэнергию, подчас превышавший начисления по квартирному счетчику, повергал многих ржевитян в шок и заставлял часами простаивать в очередях за правдой и перерасчетом. Сегодня таких сумм в квитанциях нет. Однако на самом деле они никуда не делись. Просто в связи с изменением законодательства их начисляют не гражданам, а управляющим компаниям…

В этом вопросе сложилась парадоксальная ситуация: в более выгодном для управляющей компании положении оказались те дома, где не установлены общедомовые приборы учёта электроэнергии, ведь в этом случае её поставщик, выставляя счета, за основу берет не показания счётчика, а норматив. Управляющая компания, в свою очередь, взыскивает эту сумму с жителей, и разница если и получается, то не катастрофическая. Там, где установлены ОДПУ (общедомовые приборы учета электроэнергии), ситуация другая. Разница между суммой показаний индивидуальных приборов учёта и тем, что «набежало» со всего дома на общедомовой счетчик, подчас достигает колоссальных размеров. Ведь сюда попадают и потери в сетях, и несанкционированные подключения, и искаженные показания старых поквартирных счетчиков, и воровство электроэнергии, и неоплаченный вовремя кем-то из жителей квиток. А УК взыскать с жителей больше норматива не может — таков закон. Поэтому установка приборов учёта, как того требует прогресс и тенденции к разумному расходованию ресурсов, носит декларативный характер, а на деле она никому не нужна…

Примерное «Восточное», пояснил Сергей Леденёв, имеет ОДПУ на всех обслуживаемых домах. Однако для управляющей компании это лишние хлопоты и расходы: содержать контролёров, которые будут отслеживать показания, искать несанкционированные подключения (а даже в их благополучном районе они наличествуют-таки по несколько на дом).

После очередной проверки, говорит Сергей Михайлович, размер неучтённого потребления в отдельно взятом доме сразу падает, но ненадолго: выждав, кулибины успокаиваются и снова мудрят со счётчиками… И возникают ситуации, когда полностью заселенная трёхкомнатная квартира «потребляет» в месяц… 50 кВт! Поэтому управляющая компания и несёт убытки, особенно в домах с ОДПУ.

Роман Крылов убеждён: пусть даже без счётчиков жить удобнее, но это временный выход, и идти по непопулярному пути учёта электроэнергии нужно, как бы ни было это сложно.

— На то она и управляющая компания, чтобы контролировать все общедомовые процессы, — говорит он. — Воровство электроэнергии, отсутствие контроля за потреблением — это всё дополнительные расходы. И как бы ни было в этой ситуации удобно спрятаться за норматив, нужно стремиться к точному учёту и экономии электроэнергии (в том числе и путём установки датчиков включения света в местах общего пользования).

Так, МУП «Содействие» за год получило прирост задолженности перед «ТверьАтомЭнергоСбытом» более 4-х миллионов рублей. И это несмотря на то, что, по словам Татьяны Марусяк, начисления во всех 160 домах ведутся именно по нормативу, а не по показаниям приборов учёта, которые в части домов есть.

Какая задолженность у УК «Народная», её директор Сергей Матвеев назвать затруднился. Зато не раз упрекнул энергоснабжающую организацию и в нежелании идти на компромисс и подписывать акты сверки и графики погашения долгов, и в неправильной методике начислений, когда в расчёт норматива попадает площадь технических помещений, где нет ни одной лампочки, а значит, и энергопотребления нет и быть не может…

— У нас есть решение арбитражного суда, который признал, что начисление по дому 24 по ул. Краностроителей должно быть 926 рублей. Тогда как «АтомЭнерго-Сбыт» выставляет не меньше 2,5 тысяч ежемесячно! — горячился руководитель.

— Подобные совещания проходят каждый год, — встала Светлана Синкевич. — И звучит одно и то же: УК побуждают проводить выявление потерь и нести расходы за потребителей, которые имеют прямые договоры с поставщиком электроэнергии! Ни одна управляющая компания не в силах содержать штат контролёров, которые могут и будут учитывать и передавать показания ОДПУ и индивидуальных счётчиков… У ООО «Экогород» 238 домов, из них 105 имеют приборы учёта. Мы регулярно перечисляем «ТверьАтомЭнергоСбыту» определённые суммы, независимо от того, сколько собрали с жителей. С сентября прошлого года задолженность за электроэнергию выросла до 4-х миллионов рублей. И разница между фактическим потреблением и тем, что мы можем предъявить жителям, всегда будет большой, потому что население платит так, как ему выгодно.

О своей невозможности решить данную проблему вы-сказались и другие УК.

— Мы собираем жителей, выявляем несанкционированные подключения, устанавливаем датчики, но это мало помогает. Разница все равно большая, и не в нашу пользу, — сказала руководитель «Инком-Строя», где 16 из 42-х домов имеют ОДПУ. А «Инком Дом Ржев» вынужден гасить разницу из собственных средств, потому что даже по нормативу начисления составляют 418 тысяч рублей, а население платит меньше трёхсот. Более 800 тысяч рублей задолженности имеет и УК «МД», хотя, в отличие от других компаний, имеет в штате контролёра и ежемесячно передает показания общедомовых и поквартирных счетчиков поставщику электроэнергии.

Вообще, проблема кажется неразрешимой — впору опускать руки и пускать все на самотёк. Но куда продуктивнее было бы спросить о том, как удается справляться с таким положением дел, новую управляющую компанию «ЧиП», которая, как и «Энергосистема», отчиталась об отсутствии задолженности…

Повторное совещание на эту тему, сказал Роман Крылов, пройдёт через месяц. За это время организациям следует согласовать графики погашения задолженностей и выработать план увеличения энергоэффективности, будь то установка оборудования для экономии и учёта электричества или другие меры.

— Мы работаем в рамках действующего законодательства, — резюмировал он.

Правда, именно изменение законов под благой целью решить одни проблемы подчас и создает массу других. Так получилось с ОДН.

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *