Юрий Федорович Кузовкин, Почетный гражданин города Ржева, заслуженный учитель России: «С УЧЕНИКАМИ – НА ОДНУ ВОЛНУ»

— Юрий Федорович, пожалуй, сразу о главном? Почему именно педагогическая деятельность? Что привело в профессию?

— Комсомол. Стал комсомольцем в 14 лет и могу сказать, что с ним прошагал по жизни. Это та школа, которая помогала проявить лидерские качества, учила общаться со сверстниками, идти к достижению цели. По окончании десятилетки я работал старшим пионервожатым в детском доме, наверное, тогда и зародилась мечта стать педагогом. Тем более что и отец мой, глава большой и дружной семьи, мечтал, что кто-то из его детей станет учителем. У нас уже были инженеры, работники торговли, медики, а вот педагога не было. И я поступил в Шуйский пединститут на физико-математический факультет. На распределении изъявил желание отправиться в Новосибирскую область. Выпускной вечер совпал с веселой комсомольской свадьбой, и в село Верх-Ирмень Ордынского района поехал уже с супругой Зинаидой Леонидовной, учителем начальных классов. Сибирь стала бесценным опытом. Четыре года я проработал в сельской школе.

— Помните свой первый класс?

— Ну а как же! Выпуск был большой — 37 человек. Замечательный класс. Именно тогда я понял и сохранил убеждение на всю жизнь, что работая с детьми, надо уметь настраиваться на их волну. Не поддаваясь, управляя процессом, конечно. Важно как можно больше находиться с детьми вне учебы, в нестандартных ситуациях — поездках, походах, на внеклассных мероприятиях. Доходило до смешного. У нас уже тогда родилась дочь Марина, и мои ученики были готовы присматривать за ней, лишь бы потом жена меня отпустила, например, кататься с ними на лыжах.

Словом — состоялось. Учителем я стал, и о каком-то разочаровании или сожалении даже говорить не приходилось. У нас был очень хороший коллектив, наладились дружеские связи. Думаю, если бы не территориальный отрыв от семьи, едва ли я оттуда уехал бы. Но все же приняли решение переехать поближе к семье.

В Ржеве у меня жил старший брат. К нему в 1965 году я и приехал. Он работал главным инженером на «РМЗ» и даже попытался уговорить меня сменить сферу деятельности, звал к себе на завод. Но я уже твердо решил, что останусь в образовании. И моим первым местом работы в Ржеве стала 6-я железнодорожная (ныне 11-я) школа. Учил физике, был классным руководителем, поработал завучем по производственному обучению, организатором по внеклассной и внешкольной работе с детьми.

Главное, что запомнилось из того времени, это чрезвычайно серьезное отношение детей к учебному процессу. Конечно, и в то время были лоботрясы, не без этого. Но большинство проявляло огромный интерес к учебе. Я не успевал им задачки по физике подсовывать. Учебных пособий было в то время мало, так они «зарешали» мой единственный задачник до дыр. Много было одаренных, смышленых ребят. Из них вышел толк.

— Эти тоже стали самыми любимыми?

— Конечно. Но главное, что стали порядочными людьми. Слежу за их успехами, радуюсь, хожу на встречи. Свой дружный класс я выпустил в 1975 году. Мы много времени проводили вместе. Была потрясающая поездка в Крым на уборку урожая, другие интересные события. Есть что вспомнить. В 6-й школе отработал десять лет, а потом получил предложение возглавить 9-ю.

— Но ведь директорская деятельность значительно отличается от функционала простого учителя.

— У меня уже был немалый положительный опыт работы с детьми. Поэтому мне было чем поделиться с коллегами, имелось свое видение того, как должно быть все устроено в хорошей школе. В коллективе было немало возрастных учителей, и поначалу присутствовала определенная настороженность, но в целом меня приняли. Прошли некую притирку, заключавшуюся в усовершенствовании отношений учителей и учеников. Неслучайно позже я всегда активно и настойчиво пропагандировал методику сотрудничества всех участников образовательного процесса — учеников, учителей и родителей. Если взаимоотношения складываются — можно ждать результат.

— Этому можно научиться?

— А почему бы и нет? Только учитель должен себя этим озадачить. Попытаться найти взаимопонимание, настроиться на одну волну со своими учениками, прочувствовать ситуацию. И с этой позиции уже влиять на процесс. Только делать это надо не на словах, а на деле. Ведь что у нас сейчас происходит в образовании? Вроде бы, много хороших лозунгов. Но помимо хороших идей, должны быть практические дела. А они, к сожалению, либо здорово запаздывают, либо вовсе повисают в воздухе.

— Об этом мы еще обязательно поговорим. А пока давайте вернемся к 9-й школе, с которой связана основная часть Вашей жизни. Шутка ли сказать, 37 учебных лет!

— Да, пройден немалый путь. По-прежнему, помимо непосредственно учебного процесса, мы большое внимание уделяли внеурочной деятельности. Активно занимались физическим воспитанием. У меня тогда был девиз: прежде чем что-либо требовать, нужно создать условия. Поэтому необходимо было улучшить материально-техническую и учебную базы. Многое получилось, перечислять сделанное пришлось бы слишком долго.

— А потом из обжитого, разумно устроенного «дома» пришлось переезжать…

— О необходимости строительства новой школы говорили давно и много. Строился большой микрорайон. А наша школа была переполнена, на 524 места — 860 учеников. И вот решение было принято — нам сказали, что перейдем в новое здание. Оборудование начали закупать еще до окончания строительных работ, а строилось все в бешеном темпе, участвовали все предприятия города. Нужно было успеть к началу учебного года. Завтра — линейка, а сегодня еще устанавливают плинтуса на первом этаже. Все успели, школа открыла свои двери в срок. Но самое главное — удалось сохранить коллектив, традиции, дух школы. А это важнее стен. Хотя и возможности наши, конечно, расширились: актовый зал, столовая, блок шестилеток, два спортивных зала. И мы старались максимально их использовать. Например, туризм развивали, в соревнованиях регионального уровня участвовали. А чтобы туда попасть, нужно было совершить пеший или водный поход. Закупили лодки и сначала сами этот маршрут прошли. Только потом с детьми отправились.

— Юрий Федорович, но ведь это огромная ответственность! На директоре, на учителе. В наши дни мы все крепко усвоили, что инициатива наказуема и проще поменьше ее проявлять.

— Замечаю. И если говорить об образовании, то есть такая тенденция: отработал учитель свои уроки — и домой. И так изо дня в день. Такие учителя были всегда, но сейчас их, увы, на мой взгляд, стало больше.

— Но ведь этому есть вполне логичное объяснение: маленькие зарплаты, отсутствие должного уважения к профессии…

— Да, все это так. Ставка учителя у нас составляет 8302 рубля за 18 часов в неделю! А есть регионы, где она еще меньше. И это только 18 часов уроков. А подготовка к ним, анализ учебного процесса, внеурочная деятельность и прочее? Как это учтено при оплате? Никак. Мизерная заработная плата ниже прожиточного уровня. И это, конечно, безобразие. И до тех пор, пока те, от кого это зависит, не на словах, а на деле это не осознают, ничего не изменится.

— Но с высоких трибун уже звучали слова о том, что учитель — это призвание, и о деньгах тут говорить едва ли не стыдно.

— Вот мы и договорились до того, что средний возраст учителя — 50 лет. И я с содроганием думаю о том, что будет, когда уйдет это поколение. Молодежь попросту не ориентирована на эту работу. Как ни крути, бытие определяет сознание. А зарплата учителя может обеспечить только существование на грани нищеты. И меня это до глубины души возмущает.

— И все же отсутствие у молодежи интереса к работе в школе зависит не только от уровня заработной платы. Само отношение к профессии изменилось. Учителя можно безнаказанно оскорбить, обругать, унизить. А в последнее время участились случаи физического воздействия. Случаи для России, ее многовековой системы ценностей, вопиющие!

— А вот это и есть результат неправильного подхода к самому процессу образования со стороны государства. Да и родители, вынужденные заниматься вопросами выживания своих семей, все меньше и меньше уделяют детям внимания. С экранов телевизоров дети видят насилие, разврат. Про социальные сети даже говорить не хочется. Все это взаимосвязано.

— А можно отследить, когда именно почтительное отношение к учителю, веками царившее в России, изменилось? Когда зародилась сама мысль о том, что на учителя можно поднять руку?

— Надо сказать, что отдельные «экземпляры» всегда были. Я не сторонник идеализировать, вздыхать — «вот было, вот стало». В мою бытность и с топором на школьную дискотеку приходили. Но это были единичные случаи. Сейчас, к сожалению, подобное происходит все чаще и чаще. И, боюсь, будет расти в геометрической прогрессии. Ведь «проблемные» дети вырастают, ведут свойственный им образ жизни, у них появляются дети, которые идут в школы. Но, повторюсь, виновата тут и сама система образования. Виновата! Закон об образовании противоречив. С одной стороны он декларирует, что в детях нужно воспитывать трудолюбие и уважение к людям труда. А следующей строчкой запрещает приобщать их к труду! Нельзя заставить ребенка убрать за собой свой же собственный мусор. Дальше — больше: учитель теперь оказывает образовательную услугу. Услугу! Серьезнейший процесс, от которого зависит будущее страны, обозвали услугой. Вот они — корни, которые и дали такие уродливые ростки.

— То есть, главные изменения должны произойти на законодательном уровне?

— Да. И неслучайно, видимо, сейчас приостановили введение новых ФГОС, которые вызвали шквал замечаний работающих в школах учителей. И действующие-то стандарты оторваны от реалий. Какова реальная практическая цель образования? Каковы реальные механизмы ее достижения? Как использовать наш богатейший опыт? Ничего этого в них нет, одни словеса. Хочется верить, что начнется настоящее обсуждение с участием педагогического сообщества, учителей-практиков.

Ну и уж отмечу, что столь резкий переход страны на путь капитализма многое изменил в нашем сознании, в сознании детей. Они слишком рано видят силу денег, их реальную власть.

— Есть ли, не побоюсь этого слова, надежда? Существует ли какой-то путь, позволяющий соединить современные реалии и накопленный опыт?

— Надежда-то, как говорится, умирает последней. Но ведь даже та немногая молодежь, которая все-таки приходит в школу, готова брать больше нагрузки, не особо задумываясь о самом образовательном процессе. Один известный аналитик назвал их «пофигистами». Так вот, если количество таких «пофигистов» в школе будет увеличиваться, то, боюсь, упомянутые рукопашные схватки с учениками участятся.

— Не хотелось бы закончить на такой печальной ноте. Поэтому задам вопрос, на который уже знаю ответ. Но все же спрошу. Юрий Федорович, Вы любите детей?

— Если вся жизнь отдана работе с ними, то ответ, конечно, очевиден. Всегда говорил и буду говорить: большинство детей — это порядочный народ. И каждый ребенок достоин уважения!

— Спасибо за интервью.

Беседовала Ольга ДАБУЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *