УЧИМ «РАССУЖДАТЬ» В МУЗЫКЕ

Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека, без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка.

В.А. Сухомлинский

1 октября отмечается День музыки, поэтому наш сегодняшний рассказ пойдет о Детской музыкальной школе N№ 1. Директор школы Марина Геннадьевна Дулева рассказала о том, чем был наполнен минувший учебный год, и о том, что планируется в году грядущем.

ДМШ N№ 1 существует в Ржеве с 1951 года. Она была открыта по инициативе известного в городе человека, музыканта и общественного деятеля Якова Гуревича — 20 лет он был бессменным директором школы. По его же инициативе в нашем городе появилось и музыкальное училище и ДШИ N№ 2. Кстати, в этом году Якову Иосифовичу исполнилось бы 95 лет, и 19 октября в библиотеке им. Островского работниками ДМШ будет организован вечер памяти этого выдающегося человека.

На сегодняшний день школу посещают более 300 человек. В ней обучаются дети с 3 до 18 лет. В нашей школе существуют такие отделения как: струнно-смычковое (скрипка, виолончель), струнно-щипковое (гитара, домра), класс духовых инструментов (блок-флейта, кларнет, саксофон), отделение фортепиано, класс синтезатора и класс сольного академического вокала. На подготовительном отделении эстетического развития обучаются наши малыши — дети в возрасте от 3 до 6 лет.

7_5Марина Геннадьевна рассказала о важном нововведении нынешнго года:

— Произведён отбор учащихся на общеобразовательную предпрофессиональную образовательную программу в сфере музыкального искусства «фортепиано». Эта программа направлена на подготовку учащихся к поступлению в специальные (средние и высшие) профильные учебные заведения. Если вспомнить прежние времена, музыкальные школы всегда являлись начальным звеном к дальнейшему образованию.

В 90-е годы изменения, происходившие в стране, не могли не отразиться на культуре негативно.

Сейчас снова меняется и ситуация, и закон «Об образовании». Правительство предпринимает попытки поднять статус образования в сфере искусства. Поэтому ведется работа по переходу детских музыкальных школ на начальную стадию профессионального обучения.

7_3Надеемся, что после полного курса обучения наши выпускники выберут музыкальное исполнительство своей профессией.

— Вы упомянули: основное в вашей работе все-таки не подготовка кадров, а эстетическое развитие личности. Что Вы под этим подразумеваете?

— Не все же избирают для себя путь музыканта, композитора или исполнителя. Но музыка и связанная с нею деятельность могут вызвать в ребенке особую потребность, желание общаться с нею, а по мере возможности и, как говорил Кабалевский, «рассуждать» в ней. В этом эстетический аспект музыкального воспитания, всестороннего развития личности ребенка. Музыкально-эстетическое воспитание не цель, а средство гармонического развития личности. Такой человек будет слушать качественную музыку, посещать концерты или выставки художников и понимать всю глубину заложенного в произведения смысла.

— Понимаю, это примерно как хороший кулинар не будет питаться фаст-фудом. Но говорят, мол, музыкальный слух либо есть, либо нет…

— Знаете такой анекдот? (стучит по столу). Слышно?

— Да.

7_1— Значит, слух у Вас есть. У каждого человека с рождения есть задатки к чему-либо: у кого-то к математике, точным наукам, у кого-то к изобразительному искусству, а у кого-то есть задатки музыкально-исполнительские. И способности можно развивать из этих задатков. Просто кому-то будет чуть легче понимать предмет, кому-то чуть сложнее. Здесь многое зависит и от усилий самого ученика, и от таланта преподавателя. Ведь изучение музыки — это непростой труд, надо успеть и в общеобразовательной школе, и у нас. Это заставляет рассчитывать свое время. Музыка дисциплинирует. Наше образование только носит название «дополнительное». По сути — это полноценное второе образование.

Если человек получил среднее специальное образование, он может поступить в любой вуз, имея какие-то способности. Но стать музыкантом, имея просто среднее образование, он не сможет. Потому что 6-8 лет в музыкальной школе обучаются профессии. Это не кружок, не хобби, как это иногда называют.

— Расскажите о ваших «звездочках».

— В 2012-2013 учебном году у нас 11 лауреатов, 40 дипломантов и 5 участников конкурсов и фестивалей международного, регионального, областного и городского уровней. 7 участников областного конкурса в рамках «Молодые дарования Тверского края». Хочется особо отметить победителей за этот год. VIII Международный фестиваль-конкурс «Играй, баян»: лауреат III степени Дмитрий Тоболов (препод. Марина Попова); дипломант III степени Александр Румянцев и дипломант I степени — оркестр баянистов (препод. Ольга Журавлева).

7_4Отмечу дипломантов VIII Тверского открытого конкурса юных пианистов: Марию Иваненко и Дарью Смирнову (преп. Эмилия Степникова); Наталью Прокофьеву и Александра Медвецкого (преп. Татьяна Донец); Полину Кучерову (преп. Ольга Дроздова); Алексея Цветкова (преп. Татьяна Донец).

Назову также по итогам IX областного конкурса скрипачей и виолончелистов среди учащихся детских школ искусств и студентов ТМК им. М.П. Мусоргского: лауреатов II степени Полину Коробову и Юлию Смирнову (преподаватель Галина Себежко); лауреатов III степени Алену Садовникову (преподаватель Марина Платонова), Анну Бодулинскую; дипломанта Ирину Виноградову (преподаватель Галина Себежко).

— Перейдем к делам насущным. Слышал, у вас ремонт был?

— Да, даже два. На средства школы мы поменяли два окна в нашем зале, а также заменили пол, покрасили стены. А на бюджетные средства, по программе софинансирования с областным бюджетом, был проведен капитальный ремонт отопительной системы. Батареи теперь у нас полностью новые.

В дальнейших планах — продолжать ремонт, покупать мебель в классы, обновлять инструменты. Что сможем, будем делать на свои средства, а также, если будет возможность, продолжать участвовать в программе софинансирования.

— Как у вас обстоят дела с кадрами?

— Сейчас в школе 34 преподавателя. Коллектив очень сильный, высококвалифицированный, средний стаж от 20-40 лет. Наши преподаватели известны в городе и за его пределами в качестве исполнителей, популяризирующих музыкальное исполнительство в составах различных, в том числе муниципальных, коллективах, многие из которых имеют звание «Народный коллектив», являются лауреатами конкурсов и фестивалей различных уровней. Это такие известные в городе имена как Ирина Богомолова, Марина Платонова, Галина Мироненко, Анна Олифер, Елена Шарова, Марина Артамонова, Майя Бойцова. Да всех не перечислить.

Молодежь тоже приходит. Недавно преподавать теоретические дисциплины стали Наталья Глужнева и Анна Мельникова. Хотелось бы и на других отделениях увидеть молодежь, надеюсь, наши выпускники со временем вернуться к нам работать.

— Мне остается только поздравить Вас и Ваш коллектив с праздником. И пожелать дальнейших творческих успехов.

Владимир КУТУЗОВ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *