В ПОИСКАХ СОВРЕМЕННОГО СТИЛЯ, ИЛИ ИСКУССТВО ЭПОХИ «ОТТЕПЕЛИ»

В середине февраля в Ржевском выставочном зале прошла прямая трансляция Центра мультимедиа Русского музея первой лекции нового цикла «Новейшие течения в выставках. Как они делаются?», посвященной искусству эпохи «оттепели». Чуть больше 60 лет прошло с той поры — по историческим меркам не такой уж большой отрезок времени. Но если судить с позиции обычного человека — это целая жизнь. Для кого-то — хорошо знакомая, до боли родная, для кого-то — новая, совершенно неведомая. Но так или иначе, это другая жизнь в другой стране, которую мы называли советской.

Для тех, кто подзабыл, напомню: слово «оттепель» как нельзя лучше подходит для того исторического периода, который наступил после смерти Сталина (вторая половина 50-х —
60-е годы). Страна одновременно надеялась на перемены и не знала, что будет дальше. Поэтому понятие «оттепель» не столько литературное, сколько общественно-политическое и ассоциируется прежде всего с хрущевской эпохой, добрыми советскими фильмами, супермодным тогда твистом и популярными «Битлами». И если о кино и литературе той поры большинство людей среднего и старшего возраста имеют представление (на слуху имена Солженицына, Эренбурга, Окуджавы, Дудникова, Овечкина, Аксенова), то про живопись и архитектуру эпохи 50-60-х знают, наверное, лишь специалисты, которые помогут ответить на вопросы: «Как искусство реагировало на время? Что такое стиль? Что такое ленинградский опыт?» Об этом и многом другом говорилось во время прямой трансляции лекции Центра мультимедиа Русского музея.

Вместе с Маргаритой Костриц, старшим научным сотрудником отдела новейших течений Русского музея, куратором многих выставок, мы путешествуем по Мраморному дворцу, чтобы узнать, как ленинградское искусство второй половины 50-х — середины 60-х годов формировало современный стиль эпохи.

Понятие стиля, по мнению искусствоведа, уже не столь отчетливо присутствует в нашем культурном пространстве, его категория утратила свою значимость в современном искусстве.

Но глядя на каменные глыбы из мрамора, гранита или известняка — некие символы-аллегории (такая скульптура сегодня осталась только в музее), эскизы декоративной бетонной вазы, украшенной мозаикой, рассматривая стеллажи и полки, где уютно разместились белые медведи, слоники, серые и ярко-оранжевые сервизы, миниатюрные статуэтки (все эти предметы обязательно были во многих домах середины XX века), непременно ощущаешь дух эпохи 60-х.

При всех различиях, нюансах, деталях можно выделить главное — присутствие характерной, узнаваемой формы и вместе с ней — пространственных и структурных особенностей. Стиль середины прошлого столетия основывался на формальных поисках искусства авангарда 1920-х годов, развивая их дальше, во взаимосвязях с западным контекстом. В то время он был назван «современным», отражающим современное восприятие окружающего мира. Его слагаемые охватили все виды искусства, архитектуру, предметный мир дизайна и моды.

В замысле выставки неслучаен ленинградский опыт с его знаменитой «горизонталью» архитектурного пространства, где легко уживаются «каменные глыбы» обобщенных форм — скульптурные доминанты, мягкие овалы фарфора, стекла, керамики — и строгие, организующие вертикали декоративных тканей. Роль декоративно-прикладных искусств в этот период значительна. Структура выставки решена с акцентами на них, давая возможность сравнивать различные формальные приемы.

Экспозиционные залы как пространство с «намеком» на интерьер, с условными стеллажами, полками, выявили заданные ранее и совсем неожиданные параллели. В 1960-е интерьер впервые становится темой обсуждений и, конечно, графика (рисунок, эстамп, плакат) занимает в нем только ей присущее положение.

Побывать в небольшой импровизированной квартирке
60-х помогло интересно организованное пространство музея. Два кресла, на стене — портрет популярного поэта Анд-рея Вознесенского и бесконечная графика, в которой запечатлена жизнь 50-х годов прошлого века. Простенько, небогато, без всякого намека на роскошь — так жили все советские люди в то время, когда, как известно, в приоритете были нравственные ценности. Рядом — зал всякой всячины — логическое продолжение этого интерьера. Видим множество вещей, которые сопровождали жизнь советского человека: плакаты, пластинки, производственные альбомы…

В другом зале, на стене, картины Пикассо, необычайно популярного в то время. Привлекают внимание зрителя костюмы: повседневное, но очень симпатичное платье в крупный горох, вечерний черный наряд с непременным глубоким декольте и воздушной юбкой-колоколом (этот суперпопулярный фасон носили модницы 60-х).

Эпоха «оттепели» весьма интересна с точки зрения архитектуры. Стране необходимо было много дешевого жилья, и длинные нескончаемые пятиэтажные дома в какой-то мере помогли решить квартирный вопрос. Однако об эстетике и экономичности говорить не приходится — серые, неприглядные на вид «коробки» оказались на самом деле весьма затратными в процессе строительства. Архитектурная графика, дающая идеальное представление о «современном стиле», была показана на выставке впервые.

Елена СООЛЯТТЭ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *