ПРЕСТУПЛЕНИЕ ВЕКА

Обвинительное заключение по уголовному делу о хищении двух мешков картофеля, имевшем место в одной из столовых Ржева, напоминает затейливую задачу из школьного учебника арифметики и занимает семь страниц мелкого машинописного текста. Кажущаяся незначительность похищенного с лихвой компенсируется изобретательностью и дерзким подходом преступников, а также удивительной дотошностью и добросовестностью следователей.

Читаешь уголовное дело и понимаешь, что какое-нибудь ограбление банка на загнивавшем (да так и не сгнившем) Западе и в подметки не годится с блеском совершенному и не менее блестяще раскрытому «преступлению века», которое произошло в Ржеве в семидесятые годы прошлого столетия.

А началось все достаточно банально, в духе застойной эпохи. Жили-были три товарища, которые доблестно трудились ради собственного благополучия и светлого будущего в отделе снабжения одного из ржевских предприятий. Михаил Однов и Игорь Яблоков — грузчиками, а Николай Пламенов — водителем автомашины ЗиЛ-164. Трудились они, трудились, а вот светлое коммунистическое будущее все не наступало и не наступало. И приходилось работягам для того, чтобы скрасить затянувшееся ожидание, все чаще прикладываться к бутылке. И все бы ничего, да денег на такие излияния катастрофически не хватало, дома — жены, дети, тещи. Зарплату получить не успеешь, а уже разошлась она на семейные нужды. Захочешь премию утаить, а жены уже тут как тут — чуть ли не у проходной караулят. Как жить в таких трудных условиях? Где сыскать деньги на «живую воду», примиряющую со скучными буднями?

И созрел у наших героев преступный план. И был он, наверное, таким лихим и дерзким потому, что с утра Однов и Яблоков выпили по флакону туалетной воды «Ароматная». Был такой чудесный напиток, позволяющий пьющим людям дотянуть до открытия магазинов, торгующих спиртным. А вот выпили бы они вина или водки, может быть, и не произошли бы те таинственные и леденящие душу события, о которых говорится в обвинительном заключении…

Итак, 20 сентября 1979 года грузчики Однов и Яблоков вместе с водителем Пламеновым были направлены в совхоз «А-ий» для погрузки приобретенного предприятием картофеля. С ними поехала заведующая столовой Зинаида Матюкова. Пока она оформляла в правлении документы, наша троица разрабатывала план похищения корнеплодов, которые было решено продать и, купив спиртное, культурно провести вечер.

А теперь чистая математика и сухие строчки официального документа.

Грузчик Однов при взвешивании пустой машины с целью завышения веса спрятался в ее кузове. Вес автомобиля с Одновым составил 4600 кг. Вес Однова в одежде составляет 77 кг. После загрузки в автомашину картофеля она вновь была взвешена, и вес ее составил 7100 кг. Соответственно, вес картофеля равен 2500 кг, о чем была выписана накладная. Из-за того, что пустую автомашину взвешивали вместе с Одновым, в ней находился неучтенный картофель весом 77 кг. Во время погрузки Яблоков на поле возле сортировочного пункта самовольно взял пять пустых мешков стоимостью 7 рублей 50 копеек, чтобы потом загрузить в них похищенный картофель. По пути следования автомашины Яблоков и Однов успели загрузить два мешка картошки весом примерно равным весу Однова.

Все! Гениальная комбинация близилась к своему триумфальному завершению,
оставалось только реализовать похищенные «ценности» и насладиться плодами своей изобретательности. Но, увы, как это чаще всего бывает, вмешалось проведение в лице непьющей и очень дотошной Матюковой. Когда машина приехала в Ржев и остановилась у столовой, директор увидела непонятно откуда взявшиеся наполненные картофелем мешки. И сразу же разгадала замысел преступников! Бесстрашная женщина не могла смириться с таким бессовестным похищением государственной собственности и смело вступила в схватку с ее расхитителями. Обвинив Яблокова, Однова и Пламенова в намерении похитить картофель, она посоветовала отказаться от кражи, а получив отказ, бросилась звонить «куда следует».

Но разве существует сила, которая может остановить пьющего человека на полпути к заветной рюмке? Несмотря на предупреждение Матюковой и явную угрозу разоблачения, троица все же похитила два мешка картофеля.

Как говорится, своя ноша не тянет, и злоумышленники на своем горбу, буквально бегом донесли мешки с картофелем до дома мачехи Пламенова, которая без лишних вопросов купила его, расплатившись двумя бутылками водки. Директор столовой тем временем позвонила в милицию, а когда вышла к машине, то след похитителей и двух злополучных мешков уже простыл. Решение о самостоятельном преследовании коварных и дерзких воров созрело у Зинаиды Михайловны моментально. Тем более она знала, что мачеха Николая Пламенова живет на соседней улице, и даже была с ней знакома.

Директор направилась к ее дому и почти сразу увидела преступную троицу. Матюкова поняла, что картофель уже реализован по рыночной цене, а оплата булькает в оттопыренных карманах грузчиков. Она вновь попыталась образумить дерзких и беспринципных грабителей, уговорить их вернуть картофель, предназначенный для приготовления обедов для честных советских тружеников, которые, в отличие от Яблокова, Однова и Пламенова, ведут здоровый образ жизни и пьют исключительно столовский компот. Но, увы, мужчины молча и сосредоточенно пробежали мимо, направляясь, очевидно, в укромный уголок, в котором можно было бы не спеша воспользоваться плодами своего преступления.

Почти сразу после того, как преступники скрылись, в конце улицы показался желтый милицейский «УАЗик». Похищенный картофель был обнаружен в сарае мачехи Пламенова Марии Козловой. А сами злоумышленники задержаны в нетрезвом состоянии в гаражном кооперативе, расположенном неподалеку.

На похитителей «второго хлеба» было заведено уголовное дело. И главным свидетелем в нем выступала чистая математика.

«Вес картофеля в мешках, обнаруженных под досками в сарае гр. Козловой, составил 82 кг 600 г на сумму 16 руб. 52 коп. Всего Однов, Яблоков и Пламенов похитили государственного имущества на сумму 24 руб. 02 копейки, то есть, совершили преступление, предусмотренное ст.90 ч.2 УК РСФСР», — говорится в обвинительном заключении.

Казалось бы, все ясно и понятно. Но, наверное, плох тот «гангстер», который сразу же сознается в своем преступлении. И гр. Однов изложил следствию свою версию случившегося. По его словам, после флакона туалетной воды «Ароматная» его сильно разморило. И он просто уснул в машине, которую за это время успели взвесить с его беспробудно спящим телом. А вот когда на обратном пути Яблоков рассказал, что он был взвешен в пустой машине, они подумали и решили, что раз уж так вышло, не стоит упускать из рук то, что приплыло в них само. Лишний картофель есть, мешки есть, и любой нормальный человек на их месте поступил бы точно так же. Они затарили два мешка примерно таким же весом, как он сам, а потом продали их, получив две бутылки водки. И хотя он, Михаил Однов, вину свою признает, но категорически не согласен с тем, что он специально спрятался в машине. Да и пламенных призывов директора столовой он не слышал, а может, просто не понял, чего она от них хочет.

Эту версию собутыльника поддержал и Яблоков. По его показаниям, мешки он взял исключительно для того, чтобы мягче было сидеть на обратном пути. К тому же,
утверждал: о том, что в пустой машине спит Однов, он говорил Матюковой, но она его сообщение проигнорировала. А прикинувшийся «белой овечкой» водитель Пламенов и вовсе показал, что он ничего не знал, а товарищи сказали, что берут картофель с разрешения самой Зинаиды Михайловны…

Столь противоречивые показания свидетеля и обвиняемых можно было прояснить, только устроив очную ставку. Что и было сделано. Однако преступники даже на очной ставке продолжали настаивать на том, что Однов в машине оказался случайно, в бессознательном состоянии, а Матюковой об этом было известно от Яблокова. И что никаких требований вернуть картофель она им не предъявляла и даже не предупреждала, что собирается вызвать милицию…

Мачеха Пламенова Мария Козлова показала, что когда пасынок позвал ее на улицу и показал два мешка картофеля, то она сначала было засомневалась. Но Однов и Яблоков ее горячо заверили, что картофель ни в коем случае не ворованный, а приобретенный честным путем. Тогда она купила его, расплатившись двумя бутылками водки, банкой рыбных консервов и половиной буханки хлеба.

Ясное, как день, дело становилось запутанным… Несчастная женщина-директор, вставшая на защиту принадлежащего государству картофеля, оказалась в двусмысленном положении. К счастью, нашелся свидетель, который поставил в этом деле последнюю точку.

Гражданин Снегирев, проживавший в соседнем с мачехой Пламенова доме, к счастью, в тот день ремонтировал во дворе свой старенький «Запорожец». Через общий забор он видел, как преступная троица почти бегом принесла картофель для продажи, получила водку и вышла на улицу, где путь им преградила директор столовой Зинаида Матюкова, настоятельно уговаривавшая немедленно вернуть картофель и угрожавшая уже вызванной милицией.

Репутация честного директора была восстановлена. А для трех друзей, совершивших «похищение века», ситуация складывалась довольна кислая. Формулировки обвинительного заключения звучат более чем сурово: «По предварительному сговору группа лиц совершила открытое хищение государственного имущества». А если учитывать, что Однов уже был судим и отсидел три года за грабеж, а Пламенов был по молодости лет осужден за хулиганство, думается, что срок они получили максимальный.

Дело это кажется курьезным из-за «значительности» похищенного. С другой стороны, в СССР тоже воровали (и у частников, и у государства), но в то время всегда присутствовала неотвратимость наказания. Причем суровая десница правосудия одинаково карала и похитителей картофеля, и директоров крупных предприятий, и даже министров. Словом, как говорил один герой всенародно любимого кинофильма: «Тебя посадят! А ты не воруй!»

Ольга ДАБУЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *