Любовь Колесник, поэт, журналист: «РЖЕВУ НЕ ХВАТАЕТ КРАФТОВОЙ ИСТОРИИ»

— Люба, позволю себе разговор на «ты», твои стихи на страницах нашей газеты появляются регулярно. Это или поэтические подборки, или стихотворные подписи к первополосным снимкам. Но где сейчас живет и работает Любовь Колесник, наши читатели (и вообще, большинство людей, которые знают тебя лично или заочно) вряд ли осведомлены. Восполним пробел?

— В начале 2017 года я получила приглашение стать главным редактором уникального проекта министерства культуры Московской области — туристического путеводителя по Подмосковью http://welcome.mosreg.ru/. С нуля создавался инновационный «туристический глянец», требовался человек со свежим взглядом и острым пером.

За два года я объехала Подмосковье, изучила все туристические изюминки — от Троице-Сергиевой лавры, в которую едут миллионные потоки туристов со всего мира, до удивительных камней и четырехсотлетних деревьев, причудливых провинциальных музеев и манких «заброшек», привлекательных для тех, кто не хочет идти по проторенным маршрутам. Даже в чистое поле может прийти энтузиаст — как Наталья Басина с ее хаски-деревней «Рузская Аляска» или Алексей Ежелев с парком «Кочевник» — и преобразовать территорию так, что люди потянутся. Сайт под моей редакцией стал лучшим региональным туристическим путеводителем по рейтингу журнала «Отдых в России» и получил высокую награду Российского инвестиционного форума «Сочи-2019».

— Да, я помню твои публикации. Мы как-то даже ставили их под рубрикой «Точка на карте». Портал заработал, и сегодня у тебя новый проект? Где ты трудишься?

— Сейчас работаю ответственным секретарем в подмосковных муниципальных газетах, недавно поступило интересное предложение в сфере культуры. Работать в Подмосковье, живя в Ржеве, тяжело, много времени и сил уходит на дорогу; спасибо за поддержку моим родным людям. Но мне нравится: события, люди, колоссальный опыт, который я могу впоследствии применить и в родном регионе.

— Люба, ты — публичный, активный в интернет-пространстве человек. Свою точку зрения по разным поводам, будь то литературоведческие диспуты или другие отвлеченные или профессиональные темы, высказывать ты никогда не боялась, даже если это мнение идет вразрез с общими настроениями. Недавно много шума наделала твоя позиция относительно туризма в Ржеве, привязанного к Ржевской битве и военной истории. Однако мне кажется, те, кто выступил с осуждением, не совсем правильно тебя поняли. «Не читал, но осуждаю». Ты ведь говоришь не о том, чтобы перестать привлекать внимание к военно-патриотической тематике, а о том, чтобы параллельно развивать другие направления, ту же ржевскую пастилу, например. Так?

— Я не заметила никакого негатива. Наоборот, на мою идею о том, что драматическая военная история не должна затмить 800-летнего прошлого Ржева, его купеческой, старообрядческой жизни, голубей, пастилы, канатного промысла и всего того, что окажется привлекательным для людей, с большим позитивом отозвались многие известные в российском туризме личности, например, Илья Кузьменков, главный редактор «Радио Вера». Илья Александрович живет в Волоколамске и развивает там агротуризм. Один из лучших специалистов в российской медиасфере, он считает натуральные продукты и гостеприимство ключевыми источниками коммуникации.

На мой взгляд, Ржеву не хватает некой крафтовой истории — ею могла бы стать пастила, не промышленная, а ручного изготовления, артельная. Это продукт позитивный, вкусный, запоминающийся. Пастилу делали в трех русских городах — тульском Белеве, подмосковной Коломне и у нас. В Коломне продукт стал брендом, на который едут со всей России. Продается не столько сама сладость, сколько антураж — барышни, которые ее подают, рассказывая истории из старинного быта, костюмы, обычаи позапрошлого века. А у нас приняли решение снести два домика начала XX века, которых в городе и так почти не осталось после войны. В Коломне такие домики поднимали из руин, и через несколько лет в них расцветали живые музейные истории.

Ржевскую пастилу я попробовала именно в Коломне — она была изготовлена по архивным записям и существенно отличается от пастилы от «Тверских хлебов», которая сейчас поступила в продажу — больше похожая на мармелад, плоская, плотная, с ягодным вкусом. Делается она только из местных ржевских яблок очень кислых и твердых сортов — старожилы помнят, какие яблочные сады укра-шали город. Важны все детали, важна рецептура и аутентичный процесс изготовления, сохранение и развитие традиций. Из них и формируется культура туризма.

Через Ржев едет огромный поток на Селигер, грех им не пользоваться. И я продолжу утверждать, что объекты показа с трагическим смыслом — мемориалы, захоронения, военные памятники — важны, но не исключительны. Сотни тысяч наших предков погибли, защищая родной Ржев — тот, каким он был, с множеством церквей и красивых зданий, с трудолюбивыми мастерами, со славными традициями. Мы должны в этом городе не только скорбеть, но и в первую очередь жить, развиваться. К тому же туризм — важный экономический драйвер.

Я не случайно упомянула Волоколамск. Сейчас там тоже проходят глобальные преобразования городской среды, которыми в том числе занимается молодой энтузиаст Федор Степанов. Его группе удалось сделать проект, который вошел в программу «100 городских лидеров» Агентства стратегических инициатив, благодаря которой город получил большой грант. Федор сплотил вокруг идеи ребрендинга города гражданское общество, активных жителей, которые включились в процесс и меняют территорию сообща. Я работала в коммуникации со специалистами из АСИ, и утверждаю, что у соседей есть чему поучиться.

— Поговорим о поэтическом творчестве. Твои стихи печатает «Новый мир», твое имя в интервью журналу «Сноб» упоминает Константин Кинчев (Цитата: «…я не знаю, как влияют (и влияют ли) мои песни на слушателей. Но уж коль скоро Вы столь лестно отозвались о моем влиянии, озвучу: мне очень нравится поэзия Любови Колесник, а также стихи Петра Мамонова. Рекомендую…»). О современной поэзии и твоем месте в ней — следующий вопрос.

— 2019 год был для меня очень удачным. Я выиграла престижный Волошинский конкурс. Призом станет выход моей новой книги в лучшем специализированном поэтическом издательстве страны — «Воймеге». Также я стала призером Григорьевской премии, которая проходила в Санкт-Петербурге. После того, как спустилась со сцены после чтений, ко мне буквально подбежал мужчина с горящими глазами: «Мне очень понравилось! Хочу вас издать!» В питерском издательстве «Пальмира», в новой серии под редакцией Вадима Назарова (экс-редактор издательства «Амфора») сейчас готовится мой сборник. В этой серии — лучшие современные российские поэты. Будет продаваться во всех книжных магазинах страны, а на обложке, кстати, цитата из Кинчева. В майском номере «Дружбы народов» выйдет большая подборка моих стихов о Ржеве и войне — большинство из них вы печатали.

Я вхожу в оргкомитет премии памяти тверского мецената Наталии Серовой. В этом году работает второй сезон премии, принимаем к рассмотрению рукописи неизданных книг — это единственная в Тверской области премия, которая работает именно с неизданным материалом. Спасибо фонду «Отчий дом» за возможность открывать широкому кругу читателей хороших авторов. Победитель первого сезона премии, детский писатель Александра Смирнова, стала настоящей звездой — постановка по ее пьесе «Лето в банке» стала хитом сезона тверского ТЮЗа. Срок приема работдо 1 марта, приглашаю ржевитян к участию.

С большой благодарностью приняла приглашение Ольги Воробьевой провести творческий вечер для участников литературного объединения «Вдохновение» для лиц «золотого» возраста при ржевском отделении социальной защиты населения. Тема — стихи о войне в творчестве современных поэтов. Александр Межиров и Юрий Кузнецов, Виталий Пуханов и Геннадий Каневский, тверские — Евгений Карасев, Василий Рысенков, Святослав Михня… Считаю, нужно ориентироваться на лучших.

— Известный в Ржеве поэт и многолетний редактор «Ржевских новостей» Сергей Смирнов всегда иронично, но тем не менее уважительно относился к творчеству местных авторов, пишущих стихи. Понимал, как важно для них публиковаться в газетах, и часто переписывал откровенно слабые строчки. Но если такие непрофессиональные стихи получали известность — тут уж давал эмоциям волю. Чего стоит эпиграмма на стихи про турманов-турмалинов (турманы появились во второй редакции, если кто помнит, а поначалу песню о голубях сложили со словом «турмалины», а это вовсе не птица, а камень). Сегодня на волне патриотизма мы имеем всплеск поэтического творчества на тему ржевской битвы и мемориала. В одной из школ раздали тексты московской поэтессы, написавшей песню, школьники ее разучивают и поют. А настоящего гимна у Ржева так и нет — может быть, на этой волне и он наконец появится? Правда, требования к тексту должны быть повышенные…

— Песня Сергея Васильевича «Синий март» — на мой взгляд, это настоящий гимн Ржева. Я утверждаю, что мы должны продолжать местные промыслы и традиции, читать и чтить талантливые тексты предшественников, а не стремиться любой ценой создать новое, тем паче «к дате». Это и есть патриотизм. А то, о чем ты говоришь, больше похоже на строительство быстровозводимых конструкций «пятерочек» и «магнитов» на месте исторических зданий.

— Спасибо за интервью.

Беседовала Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *