Елена Борисовна КОРОЛЁВА, педагог дополнительного образования Дома детского творчества: «ДЕЛАЙ ДОБРО И БРОСАЙ ЕГО В ВОДУ»

— Елена Борисовна, есть такое выражение: желаешь жить без печали — наукам и ремеслам обучись. Мне кажется, для Вас очень подходящее. И краски, карандаши, бумага, клей…

— Рисовать любила с детства, мечтала стать художником. После школы поступить в художественное училище не получилось, и я отучилась на художника-модельера. Жила в Казахстане, в Алма-Ате, потом по семейным обстоятельствам переехала в Ржев. Признаюсь, до этого о городе ничего не знала. Жизнь моя изменилась резко. Здесь другие пейзажи, люди с иным менталитетом… И уже в 21 год я осознала, что такое ностальгия.

— Но предаваться этому тягостному чувству было некогда…

— Так и есть. По объявлению в газете устроилась на работу и попала, как говорят, в свою стихию. Пять лет отработала в ателье «Волга» художником-модельером. Работать было интересно, первое время удавалось воплощать свои идеи, создавать коллекции одежды. Девочки-манекенщицы, а ими были ученицы 10-й и 1-й школ, демонстрировали изделия разных фасонов и размеров, от считающихся идеальными параметров 90-60-90, до реальных. Чтобы каждая женщина, заглянувшая в магазин при ателье, могла найти вещь своего размера. Но в конце 90-х годов материалы были дефицитным товаром.

— Что носили ржевитянки в те годы?

— Мне казалось, многие ходят в спортивных костюмах. В основном, на фабрике шили спецодежду, в том числе и школьную форму, на особенные случаи попадались и модели для столицы. В мои обязанности входило нарисовать, подобрать лекала и ткани, если изделие шло в пошив — проконтролировать процесс.

Коллектив у нас был творческим, сработавшимся, жили дружно. За помощь и поддержку особые слова благодарности грамотному конструктору Валентине Александровне Гулиной.

В те годы познакомилась с еще одним талантливым ржевитянином — Александром Паршиковым. Он тогда работал в колледже, куда меня пригласили помочь обучить девочек модельной походке. В Алма-Ате нас учили демонстрировать то, что ты создаешь, навыки хождения по подиуму были.

— Женская походка — тема интересная. Посоветуйте, что нужно, чтобы, словами героини «Служебного романа», не отклячиваться, в узел не связываться, не скукоживаться и не чесать на учебу и работу, как будто сваи вколачиваем?

— Правильная осанка, легкий шаг от бедра и обязательно — улыбка!

— Для себя молодой мастер, конечно, тоже шила?

— Еще в школе. Причем без снятия мерок и лекал, прямо по живому телу. Мастерила из того, что удавалось раздобыть маме. Умение шить очень выручало в период, когда на ладан задышала фабрика и было сложно с деньгами.

Пока находилась в декретном отпуске, с предприятием произошли не лучшие перемены. Уволилась по сокращению, через биржу труда окончила курсы по дизайну интерьера. Моим следующим местом работы стал Дом детского творчества.

— Вас приняли на должность, которая в советские времена была почти в каждой организации.

— Да, художника-оформителя. Декорировала сцену к спектаклям театра «Цель», рисовала афиши, периодически шила сценические костюмы.

В моей семье понемногу рисовали или шили все: мама — преподаватель черчения и рисования, одна из старших сестер любила шить, другая — рисовать, для них это скорее хобби.

— А Вы объединили оба эти увлечения в профессиональную деятельность?

— Понемногу, постепенно к преподаванию пришла и я. Думаю, не случайно меня настигла педагогическая карма: дед по линии отца был директором школы, сестра — завучем. Из пятнадцати лет, что работаю в ДДТ, восемь — преподаю. Мастерим с дошколятами, веду кружковые занятия по росписи на ткани «Батик».

— Кто-то создает фигуры из глины, композиции из дерева, вышивает, вяжет… В Вашем случае любовь к рисованию слилась с любовью к ткани. Очень бы хотела попробовать эту технику, мне кажется, работа по батику — процесс медитации.

— Возможно, но в нашем с детьми случае это, скорее, брызги энергии. «Батик» дословно переводится как «восковые капли», а за самим термином скрывается несколько способов ручного рисования на различных видах тканей. На ткань наносится рисунок, контур которого покрывается специальным составом, препятствующим растеканию красящих веществ по основе. Мы работаем с красками, которые без профессиональных приспособлений после высыхания закрепляются утюгом на любой ткани, будь то хлопок, шёлк, синтетическая ткань. Стирать такие изделия нужно вручную, при температуре 30 градусов.

— Росписью увлечены только девочки?

— В нашей группе есть мальчик, ходит не первый год. От тех, кто приходит заниматься в учреждения дополнительного образования, в первую очередь нужно желание. На занятия дети ходят с удовольствием и азартом.

— Материалы для занятий ребята приносят сами?

— Да. Эскиз прорабатываем на бумаге и переносим его на ткань. На первых порах можно распечатать любую картинку, наложить на ткань и раскрасить. Это самый простой способ выполнения по аналогии с бумажной раскраской, только на ткани. Если что-то не задалось, с ткани, как, например, с бумаги, изъян не сотрешь, поэтому этот способ — хорошая подстраховка для ребят, кто боится сделать что-то не так.

— Все, что расписывают (шарфы, косынки), практично в применении, можно носить самому и подарить друзьям и близким — здорово!

— Для молодежи особый интерес — футболки, они в приоритете. Расписывали рюкзаки, джинсовки. Но, если выбирают подарок мамам, то останавливаются на шелковых платках.

— С кем работать интереснее — с ребятней постарше или дошкольниками?

— Со всеми. Мне нравится наблюдать, как дети растут, познают мир, развиваются, меняются. Есть те, кого я знаю с трех-четырех лет, когда они ходили в школу раннего развития «Почемучки», «Внеклассники», сейчас ходят на «Батик».

— Батик, работа с бумагой, салфетками… А непосредственно рисование, например, портретов?

— В училище рисовала, получала отметки «отлично». Нет, сейчас точно не рискну взяться за портрет. У художника есть много правил, внутренних установок, среди них: художник должен рисовать каждый день, хоть набросок, и это стремление к работе должно войти в привычку.

— И проявляться художественный энтузиазм должен в полной мере.

— Верно. Если можно так сказать, я сейчас в ином направлении, «отрываюсь» со своими воспитанниками. Мое дело — предложить тему, а далее — видение ребенка, его замысел, который мы вместе реализуем, фантазируем. Свои творческие мысли я с удовольствием раздаю детям.

— В этом и заключается истинное наставничество.

— Вы точно сказали, именно наставником я себя чувствую в первую очередь. Как сказал мудрец: ребенок — не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Стараюсь.

— А методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни.

— Да, в том числе и в умении доводить начатое до конца, не бросать на полпути. Не получается — остановись, передохни, подумай, может, что-то нужно изменить, дополнить, и снова за дело. Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело. И еще немаловажное правило — будьте внимательны к своему труду и уважайте труд других.

— Творчество питается идеями, которые приходят в голову…

— Порой в самый неожиданный момент и становятся идеями фикс. Частенько среди ночи, в начале изучения новой темы, мысли роятся: надо сказать об этом, сделать то-то…

— Елена Борисовна, Вы считаете себя человеком на своем месте?

— Вполне. О столице не мечтаю и уезжать из Ржева не планирую. Здесь обрела личное счастье, друзей, занимаюсь тем, что мне по душе.

— Про портреты спросила. А вышивка?

— Хочу ею заняться. Пока в перспективе, это задумка на будущее. С наскока не принимаюсь за дело, надо созреть и решиться. Так было с батиком — лелеяла, вынашивала идею. Эту технику освоила еще в художественной школе и много лет к ней не возвращалась. Впереди пятнадцать лет трудовой деятельности, многое можно успеть.

— Например, организовать вы-ставку совместных с ребятами работ, вон их в кабинете сколько: ярких, необычных…

— До этого, опять-таки, надо дозреть.

— Что для Вас важнее, процесс творения или результат?

— Процесс — это жизнь, мысли, которые увлекают.

— Представляю, как выглядят стены квартиры творческой натуры…

— В 14 лет могла себе позволить расписать стену, сейчас строим дачу, на одну из стен засматриваюсь. Возможно, удастся приложить к ней руку.

— Елена Борисовна, у педагогов продолжительно завидный в сравнении с другими профессиями отпуск. Помимо подготовки к новому учебному году, как его проводите?

— Смена обстановки, новые впечатления всегда благоприятно влияют на творческий процесс. По возможности стараемся путешествовать по России, люблю Санкт-Петербург, ездим за рубеж. Из каждой поездки привожу с собой массу впечатлений и задумок для работы. Вот в Казахстане не была больше 10 лет, скучаю и когда-нибудь надеюсь увидеть и горные пейзажи, и родных людей.

— День рождения творческой женщины — прямо в мужской день — 23 февраля. Особинка…

— Я — третья дочь и подарок папе, такой себя считала.

Моя семья — моя опора. Муж Олег, дочь Катя и сын Олег. Олег — мое любимое имя со школьных лет. Олег Павлович — так звали нашего замечательного директора школы.

— Через несколько дней женский праздник. Елена Борисовна, от Вас пожелания для всех ржевитянок.

— Мы живем в интересном городе с удачным местоположением, красивой природой. Давайте бережно относиться к окружающему миру, ценить жизнь. А если что-то и требовать, то, в первую очередь, от себя. Хочется, чтобы люди красиво выражали свои мысли, красиво поступали и не ждали, не требовали благодарности. Есть такая пословица: делай добро и бросай его в воду. А вода сама его разнесет…

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *