Я — УЧИТЕЛЬ

Каждый человек находит свою профессию по-разному. Кто-то ищет призвание всю жизнь, а кому-то посчастливилось разглядеть его еще в детстве, задолго до того, как на руках оказался диплом о профессиональном образовании.

Маргарите Прокопченко, учителю математики Победовской школы им. Обручева, победительнице муниципального этапа конкурса «Учитель года-2020», в этом плане повезло. О своей будущей профессии она знала с юного возраста и учительством грезила задолго до того, как переступила порог школы в качестве педагога.

— В детстве я играла в школу, первые уроки давала куклам, — рассказывает Маргарита Сергеевна. — Родители всегда говорили, что профессия учителя уважаемая, что всю жизнь будут тебя называть по имени-отчеству. Но, скорее всего, не это сыграло решающую роль. В школе им. Обручева, в которой я сама училась, у меня были замечательные педагоги, их пример и вдохновил связать свою жизнь со школой.

После окончания 11-го класса поступила учиться в Старицкое педагогическое училище, это был 2001 год. Получать профессию педагога мы отправились вместе с подружками. Но после выпуска в профессию пришли, можно сказать, единицы. Многие разочаровывались и уходили. Сейчас, наверное, только половина моих однокурсников работает по специальности. А я после учебы поступила в Тверской государственный университет на заочное отделение и сразу пришла преподавать в свою родную школу им. Обручева. Директор Вера Петровна Ершова знала, что я заканчиваю педучилище, и позвала работать.

— Каково вернуться в свою родную школу в качестве учителя, стать коллегой тем, кто еще недавно учил тебя?

— Вера Петровна — не просто директор, она — мой первый учитель. Поэтому ответственность я чувствовала двойную. Безусловно, поначалу было страшно. Но меня настолько радушно встретил коллектив, что страхи ушли. Каждый помогал, особенно классные руководители. Учителя старой закалки опекали, берегли. Назначили наставника, первые год-два помогали организовывать уроки, учебный процесс. Посещали мои уроки, а я смотрела, как урок ведут другие учителя, учила и сама училась, чтобы влиться в профессию. Уже почти 16 лет прошло с тех пор! Но я ни разу не пожалела о своем выборе, просто потому, что в другой сфере деятельности себя не представляю. Именно поэтому отношусь к своей профессии с отчетливым ощущением спокойствия и счастья — она меня определяет как человека, как личность.

Когда я пришла работать в школу в 2004 году, были не самые лучшие времена, для сферы образования — тем более. Учеников в нашей сельской школе оставалось совсем мало, в 9-м классе в ту пору был всего один выпускник. Но все меняется, и хорошо, что в лучшую сторону. Появились интерактивные доски во всех классах, проекторы, оборудование, Интернет, в школе есть лаборатория, спортинвентарь, тренажеры — словом, все, что необходимо. И внешне школа сильно изменилась. Кажется, с каждым годом она все краше, хотя на самом деле очень взрослая, но все такая же родная, уютная и добрая.

— Почему Ваш выбор пал на математику?

— О, это тоже любовь с детства. И наследственность. Мои родители прекрасно владеют этим предметом, у папы и мамы пятерки по математике в школьных аттестатах. Мне передалась их тяга к этому предмету, помноженная на два. Еще в школе у меня была особенная любовь к математике. Если в тетради появлялись помарки, что-то зачеркнуто, у меня начиналась паника. Конкретно по этому предмету все должно было быть идеально. Считаю, мне повезло, потому что в старших классах математику у нас преподавала Галина Анатольевна Козырева. Моя любовь к математике — ее заслуга. Галина Анатольевна, видя мою тягу к предмету, давала чуть больше заданий, чем остальному классу. Ее уроки всегда были такими интересными! И я стараюсь сделать так, чтобы и мои ученики полюбили этот серьезный предмет, увидели в формулах и расчетах поэзию цифр. Математика — наука удивительная, но в то же время крайне точная и серьезная. К ней нельзя относиться легкомысленно.

— Вы выбрали сельскую школу. Не хотелось больших просторов для творчества?

— Нет, никогда. Победа — мой родной край, я люблю эти места беззаветно. И хотя сейчас со своей семьей живу в Ржеве, душой всегда здесь. Тут моя работа, моя мама, каждые выходные я провожу в Победе. И дети мои больше любят деревню, чем город.

— Когда в семье мама — педагог, на детях это отражается?

— Не самым лучшим образом (смеется). Потому что мои собственные дети, я считаю, брошенные. На своих уже времени не остается. Как говорят, сапожник без сапог. Но я строгая мама, хотя, судя по моему характеру, этого и не скажешь. Старшему Егору уже 13 лет, он семиклассник. Пока учился в начальной школе, держала в «ежовых рукавицах». А теперь он взрослый парень, его можно уже отпустить из-под всесторонней маминой опеки. Младший Макар осенью пойдет в школу, ему 6 лет. Несмотря на строгость, с сыновьями мы друзья, они знают, что я — самый близкий для них человек, которому можно доверять и делиться всем. А мне интересно все, что происходит в их жизни.

— Строгая мама — строгий учитель?

— Как раз наоборот. Мы с ребятами общаемся на одной волне, а не как учитель-ученик. И это позволяет находить общий язык с детьми в классе. Помогает взаимопониманию и то, что у меня сын — подросток, я знаю их интересы, какие проблемы волнуют ребят. Стараюсь привить и своим детям, и своим ученикам любовь к Родине, стремление знать и помнить свою историю, уважать старших, стараюсь воспитывать в них терпимость и дружелюбие. «Ошибки врачей дорого обходятся людям. Ошибки учителей не столь заметны, но в конечном итоге они обходятся не менее дорого» — пом-ните эту, ставшую крылатой, фразу из «Иронии судьбы»? Школьные учителя — вершители судеб, как бы громко это ни звучало. Неравнодушие и ответственность не только за знания, но и за то, какими вырастут твои ученики и твои собственные дети, что понесут с собой во взрослую жизнь — вот главное.

В школе я еще и классный руководитель у 9-го класса, выпускного. У меня пятеро «школьных детей» — две девочки и три мальчика. Все, как на подбор, спокойные, скромные, стеснительные. Когда я пришла к ним в 6-й класс, поначалу было очень трудно на что-то раскачать ребят, ту же песню спеть, сценку поставить для школьного праздника. Помню, как уже через год с мальчишками мы поставили небольшой танец. И это не только для них, но и для меня стало маленькой победой. Когда мои ребята вышли и станцевали на большом школьном празднике, я поняла — прогресс пошел. К сожалению, за рамками школы нам нечасто удается общаться. Но когда есть возможность, мы с удовольствием выбираемся в кинотеатр всем классом.

Вообще, у нас очень сплоченный коллектив детей и педагогов. Наверное, это особенность сельской школы. Все друг друга знают, все, как родные. И на финале конкурса «Учитель года», когда объявили, что я победила, наши ребята подходили, поздравляли, обнимали меня, как родную, даже те, у которых я предмет не веду.

— Маргарита Сергеевна, что подвигло Вас принять участие в профессиональном конкурсе в этом году, ведь Вы в нем уже не новичок?

— Знаете, меня все спрашивают, как согласилась пройти это нелегкое испытание второй раз? Возможно, потому, что я безотказный человек. Впервые принимала участие в «Учителе года» в 2012-м, тогда мне досталось второе место. В нашем педагогическом коллективе все учителя поучаствовали хотя бы раз в «Учителе года». Теперь, получается, пошли по второму кругу. Предложили мне представлять нашу школу, и я согласилась, хотя прекрасно знала, что это тяжело, это большая ответственность и труд немалый.

— Что помогло победить?

— Скорее всего, опыт. Так получилось, что моими соперницами были молодые педагоги. Думаю, девчонок немного потряхивало от страха и волнения. Я более комфортно себя чувствовала. Наверное, это отразилось. А во втором этапе конкурса большую роль сыграла помощь моих коллег.

Мне предстоял открытый урок в Становской школе в незнакомом для меня классе. Я пришла заранее перед уроком, чтобы познакомиться с детьми. И у нас сразу сложились дружеские отношения. Мы нашли общие темы, разговорились, ребята сразу меня запомнили, я их. А уже во время урока было ощущение, что я в своем классе. И дети молодцы, с ними было комфортно работать, я видела, что им на моем уроке интересно, и это подстегивало.

— В чем была изюминка Вашего выступления на финале, чем покорили жюри?

— Готовя дома самопредставление, я решила не идти по привычному пути — стихи на фоне презентации, что обычно у всех и каждый раз. Хотелось как-то по-другому себя выразить. И я рисовала. Заранее подготовила плакаты, отражающие основные этапы моей жизни, а на сцене добавляла цвета в рисунки. И получилось, что моя жизнь заиграла всеми цветами радуги.

Второй этап требовал большой подготовки, и мне очень помог весь коллектив нашей школы. Поэтому моя победа на конкурсе — это и их заслуга. Мы сняли фильм для конкурса, где ребята участвовали как актеры в роли участников войны. Сюжет таков: современные дети, они очень разные: кто-то — хулиган, кто-то — стеснительный, кто-то — влюбленный романтик. Я задаю им сочинение на тему «Нам жить и помнить». И когда дети начинают писать сочинение о героях Великой Отечественной, они представляют себя в роли этих солдат. Получилось очень реалистично. Этим фильмом мы хотели сказать, что и современным детям дано понять и прочувствовать все, что пережили тогда люди, какой ценой досталась Победа. Дети будут помнить о героях, спасших для них Родину.

Фильм, мастер-класс, самопредставление, предыдущие этапы — все вместе стало слагаемыми успеха.

— А когда объявили о Вашей победе в конкурсе?

— Это была эйфория. Сердце трепетало, руки тряслись, слезы подступали. Эмоции взяли верх, когда объявили мою фамилию. Я чувствовала гордость за себя, за свою школу, своих коллег, была рада, что все получилось, что справилась с волнением. Во время конкурса мне пришлось читать стихи на военную тематику, а я воспринимаю их очень близко к сердцу, поэтому старалась не расплакаться. И у меня получилось справиться со своими эмоциями.

— Теперь Вам предстоит защищать честь Ржевского района на региональном этапе. Когда он состоится?

— По традиции областной конкурс проходит весной. Скорее всего, он состоится в апреле-мае. Сейчас есть возможность немного передохнуть, а потом предстоит серьезная подготовка.

— Остается пожелать Вам достойно представить свою школу в Твери. И, конечно же, победы!

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *