НА ГРАНИ РЕАЛЬНОСТИ

Идея об открытии в Ржеве современного сосудистого центра с возможностью проводить высокотехнологичные операции и стентирование обретает более реальные очертания. И даже более того, планы стали более амбициозными и масштабными по сравнению с первоначальным намерением об установке в одном из перепрофилированных помещений стационара ЦРБ ангиографа — сложного рентген-аппарата, позволяющего исследовать и оперировать сердце и сосуды.

Как пояснил главный врач ЦРБ Анатолий Бегларян, конкурс на поставку ангиографа в рамках национального проекта «Здравоохранение» уже объявлен, выделены средства из федерального и регионального бюджетов. Его установка намечена на октябрь-ноябрь нынешнего года.

А уже сейчас в Ржеве начала работу организация Lister, которая будет готовить проект размещения в ЦРБ полноценного современного диагностико-операционного комплекса для эндоваскулярной хирургии. Руководитель организации Борис Обухов провел в администрации города мини-презентацию, позволяющую понять, о каком именно оборудовании и каких возможностях идет речь. Возможностей и преимуществ перед традиционными операциями очень много. Скажем, если лапароскопические операции позволяют получать доступ к внутренним органам через прокол, без полостного разреза, то сосудистая и ангиологическая хирургии и вовсе позволяют проводить медицинские манипуляции внутри человеческого тела, попадая к нужным органам через кровеносные сосуды. Даже после устранения таким способом серьезных патологий (инфаркты, инсульты, ишемическая болезнь, пороки сердца, словом, множество заболеваний кардиологического, неврологического, урологического и гинекологического профиля), пациент восстанавливается в считанные дни и возвращается к полноценной жизни.

Сегодня такая хирургия развивается в основном в крупных городах, в том числе и в Твери, в областной больнице. Самой востребованной операцией такого профиля является стентирование, когда в поврежденный атеросклеротическими бляшками сосуд вводится зонд и устанавливается стент, обеспечивая нормальный кровоток.

Подробности таких операций можно найти в Интернете.

Руководитель ООО Lister продемонстрировал на слайдах, как выглядят оборудование и сама операционная, как проходит оперативное вмешательство и что именно видит хирург на мониторе во время него. Для визуализации в кровоток добавляется безвредное контрастное вещество на основе йода, и сосуды становятся видны, как на ладони. Причем современный ангиограф позволяет визуализировать практически все тело человека.

Однако высокотехнологичный аппарат — не единственное, что необходимо. Сама операционная должна соответствовать высоким требованиям.

Как пояснил Борис Леонидович, 80 процентов послеоперационных осложнений связано с качеством воздуха в операционной. Микробы, сказал он, «путешествуют» в воздухе на частичках пыли и влаги, а их попадание внутрь тела вызывает септические
осложнения. Поэтому в помещении устанавливают сложную систему медицинского газоснабжения, где вдобавок к особого типа вентиляции предусмотрены такие меры, как обеспечение разности потенциалов для предупреждения осаждения пыли, установка датчиков перепадов давления воздуха (чтобы он не попадал из коридора в операционные и палаты интенсивной терапии), специальное антистатическое и антибактериальное покрытие стен и потолков. Даже пожарные датчики в таком помещении особые: не «коробочки» (потенциальные пылесборники), а отверстия в потолке, втягивающие воздух каждые 20-30 секунд. Кроме того, дополнительное оборудование необходимо на случай перебоев в электроснабжении. Все перечисленное, вместе с операционными установками, интегрировано в единый информационный комплекс, где оперблок представляет собой полноценную сложную единую систему с диспетчеризацией.

В состав оперблока включена палата интенсивной терапии, который в нашем случае будет составлять единый ПИТ-комплекс с уже имеющимися в кардиологическом отделении койко-местами.

Все вышесказанное, конечно, больше напоминает научно-медицинскую фантастику и мало вяжется с привычными нам провинциальными лечебными учреждениями. Представить такого рода помещения в нашей ЦРБ, действительно, сложно. Тем более — в сравнении с тем, как выглядит часть ее других корпусов. Но упомянутая организация, по словам Обухова, уже сделала проекты полутора десятков таких комплексов, и они — действующие.

Заказчиком предпроектных работ, которые, как мы отметили, уже начаты, выступает Ржевская ЦРБ. И это — одно из условий выделения субсидии из вышестоящих бюджетов на создание в Ржеве подобного центра. Роман Крылов, внимательно слушая презентацию, задал ряд вопросов. Один из первых — подходит ли вообще в принципе здание ЦРБ в Ржеве и обеспеченность его такими ресурсами, как электричество, для осуществления такого проекта?

— Да, хотя, не буду скрывать, нюансов много, — ответил Обухов. — Но надо понимать, что реализация проекта задаст тон модернизации всего учреждения, начиная с приемного покоя… Что касается электроснабжения, нужны будут дополнительные мощности.

— ЦРБ уже направила в Россети обращение по этому поводу и получила предварительный договор стоимостью порядка двух миллионов рублей, — пояснил главврач Анатолий Бегларян. Для него, как и для большинства реально мыслящих людей, тем более с учетом существующих сегодня кадровых и материально-финансовых проблем, все происходящее пока сродни прожекту. Однако поддерживать подобную прорывную инициативу, которая выведет здравоохранение не только Ржева, но и всех соседних районов и городов на качественно новый уровень, он готов.

К сожалению, медицина в Ржеве (и не только здесь, а во всех аналогичных районах) сейчас далека от идеала. Но прежде чем накрыться простыней и ползти в сторону кладбища, стоит сделать все возможное для изменения ситуации. Именно этим и руководствуется новая городская власть, пробивая идею открытия в Ржеве высокотехнологичного медицинского отделения.

— Причем сначала, речь шла исключительно об установке ангиографа в отдельном помещении. Но чтобы он работал действительно эффективно, нужен полноценный комплекс: палаты интенсивной терапии, переоснащение больничных коек, полная адаптация всех необходимых площадей… Это, конечно, совсем другой масштаб и совсем другой порядок цифр. Но и областной минздрав, и лично губернатор такую идею поддержали, — поясняет Роман Крылов. И спрашивает у проектанта, сколько времени потребуется на подготовку проекта?

— В конце апреля мы рассчитываем сдать его на гос-экспертизу. И с учетом замечаний, через месяц завершить окончательно. После этого можно формировать техническое задание на оснащение центра. То есть, к концу текущего года проект может быть полностью реализован.

Закономерный вопрос, который лежит на поверхности — кто будет работать на этом оборудовании? Проблема острая, но пути ее решения есть, убеждены инициаторы идеи. Сначала воспользоваться помощью специалистов ОКБ Твери, параллельно готовить своих и приглашать для переезда медперсонал из других регионов. А в перспективе — освоить обучение в ТГМА врачей такого профиля.

Все вышеупомянутые вопросы — финансовые, кадровые, организационные — получат обсуждение на выездном совещании областного мин-здрава, запланированном на следующую неделю. Представитель проектной организации тоже будет присутствовать и представит концепцию тем, от кого непосредственным образом зависит ее воплощение.

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *