МАТВЕИЧ

Все называли его просто по отчеству — Матвеич. Не из панибратства, нет. Этот человек был столь уважаем и любим односельчанами, коллегами, друзьями и близок каждому, что вот так запросто и, наверное, по-свойски звали его в совхозе «Панинский».

Это хозяйство, базировавшееся в Плешках, было детищем Владимира Светлова, самым большим ребенком, выпестованным его заботливыми руками, выстраданным его большим человеческим сердцем.

Владимир Светлов родился 7 января 1940 года в деревне Гляденово Ржевского района. Здесь, в родных краях, закончил Шутовскую восьмилетнюю школу, затем — служба в армии. В 1963 году Владимир Матвеевич начал свой трудовой путь рабочим в совхозе «Глебовский». Без отрыва от производства, как тогда говорили, он оканчивает с отличием профессионально-техническое училище, затем — Всесоюзный заочный сельхозтехникум, отделение подготовки руководящих кадров колхозов и совхозов Московской сельскохозяйственной академии им. Тимирязева. С 1967 года Светлов работает в совхозе «Мирный» электромонтером, потом
инженером-электриком, а в 76-м его избирают секретарем парткома совхоза.

— В те годы в Калининской области сложилась крайне тяжелая обстановка с кормами, — вспоминает ветеран труда, Почетный гражданин Ржевского района Антонина Федоровна Куприянова. — И тогда было принято решение создать два семеноводческих хозяйства: в Кимрском и в Ржевском районах. У нас долго думали, в каком именно месте основать хозяйство такого направления, а главное — кому доверить? В округе совхоза «Мирный» было много деревень, но практически все они обезлюдели. Вот в этих местах, на этих землях и решено было организовать совхоз. Многим руководителям хозяйств, маститым, с образованием и немалым опытом работы, тогда предлагали заняться семеноводством. Как сказал мне один из них: «Да я даже не знаю, с чего начинать, и не потому, что не хочу. И взялся бы за эту задачу, но боюсь мне ее не потянуть». Борисов, первый секретарь Ржевского райкома партии, был мудрый руководитель, он остановил свой выбор на Светлове. «Знаешь что, Матвеич, — сказал он тогда Светлову, — ты — местный, ты — коммунист, ты — секретарь парторганизации, тебе придется возглавить это хозяйство. Пошли, я тебе покажу твою будущую контору».

Контора — это громко сказано. Светлов ожидал увидеть дом, а вместо этого вручили ключи от полуразрушенной бывшей конторы ДРСУ. Но делать нечего, свое согласие уже дал, отступать было некуда.

В книге «В краю истоков» известного публициста Ивана Васильева отражено становление будущего совхоза «Панинский»: «Деревня Плешки, в двадцати километрах от Ржева, совсем уже было покорилась приговору — осталось пять жихарей. Как вдруг, в одно прекрасное утро приходит весть: быть Плешкам центром нового совхоза».

В 1976 году деревня Плешки, совсем было позаброшенная, становится центром нового семеноводческого хозяйства, единственного в своем роде в Ржевском районе. А его отцом-основателем и директором становится Владимир Светлов. Началась трудная работа; с нуля, на пустом буквально месте предстояло создать абсолютно новое в районе сельхозпроизводство, собрать коллектив, а главное — сплотить.

Руководителям хозяйств, чего греха таить, в Ржевском райкоме доставалось. Ругали всех и за все, строго очень было. А вот Светлова на совещаниях в райкоме никогда не трогали. Гуров (первый секретарь райкома партии, был назначен после Борисова — прим. автора), бывало, только вежливо спросит: так, Владимир Матвеевич? Светлова все уважали и любили за доброту, незлобивость, восхищались его такой искренней верой в свою землю, людей. Ко всему, он был немногословен, но работу знал и делал.

За несколько лет «Панинский» шагнул далеко вперед — было налажено производство семян, построена производственная база, зерносклады, коровники. Но главное, о чем болела душа председателя — это люди. Светлов мечтал преобразить деревню, чтобы селяне жили в хороших домах. Таких, чтобы механизаторы и доярки, придя с работы, не думали, где достать дров для печки и сколько принести домой воды из колодца.

— Я работала рядом с Владимиром Матвеевичем с 1980 по 2000 годы, пока он не ушел на пенсию, — вспоминает Нина Ильинична Попова, экономист совхоза «Панинский». — Пом-ню, он показал мне генеральный план застройки Плешков, в этом документе на 20 лет вперед было расписано строительство. И Светлов целенаправленно воплощал генплан в жизнь. За 10 лет было построено очень многое: вся производственная зона, мастерская, сушилка, детский сад, клуб, магазин. Хозяйство было прибыльным, и это позволяло вкладывать деньги в обустройство деревни. Строили не только объекты производства и соцкультбыта, начали строить жилье для колхозников хозспособом, с помощью подрядчиков, студотрядов. Планировался в Плешках и большой Дом культуры. И он обязательно был бы построен, а также многое другое, что было в задумках у Светлова, если бы не лихие 90-е. Последние жилые дома сдавали в строй в 1993 году, хотя времена уже настали очень трудные.

Но самое главное, что удалось воплотить Владимиру Матвеевичу в жизнь — газификация деревни. Вместе с Виктором Васильевичем Шармановым Светлову пришлось обить немало высоких порогов в Москве и Ленин-граде, но своего эти руководители добились — совхозы «Панинский», «Глебовский» и «Мирный» включили в план строительства газопровода. Газ пришел в Плешки, в дома сельских жителей.

В районе было много замечательных руководителей, крепких хозяйственников, знаменитых, можно сказать. И колхозы-миллионники, и гремевшие на всю область совхозы. А в некоторых населенных пунктах только воспоминания об этом и остались. Старожилы до сих пор пеняют: мол, сидели на мешках с деньгами, а для людей ничего не сделали — ни дорог, ни домов, ни газа. Светлов же после себя оставил добрую память — газифицированные дома со всеми удобствами, в которых и по сию пору живут плешковцы и добрым словом вспоминают директора. Уж совхоза много лет нет, а дома стоят, и магазин, и детсад, и еще много чего, что было построено при Матвеиче и до сих пор служит людям.

Все, кто работал рядом со Светловым, вспоминают его отеческое отношение к людям, заботу о каждом человеке. Для него не было чужой беды. Со всеми проблемами в Плешках шли к нему, не только по совхозным делам, но и по всем остальным, что касалось жизни в деревне. Матвеич никогда не грубил, если мог помочь — помогал, если нет — просил подождать, но все равно решал вопрос.

Светлов работал честно и в высшей степени порядочно. Нина Попова рассказывала, что председатель не признавал непрозрачных схем в бухгалтерии. А прежде чем принять решение, советовался с людьми.

Посмотришь на некоторых руководителей сейчас — просто небожители, которые снисходят до простого народа в минуты необходимости или для пиара. Отгороженные от людей высокими заборами вокруг своих особняков, они живут в другом мире и другими заботами. Чего греха таить, и раньше, при социализме, таких хватало. Светлов же заслужил уважение и любовь земляков еще и тем, что никогда не возвышал себя над простыми людьми. Коллеги вспоминают, что жил он в обычном доме, таком же, как и у всех остальных плешковцев. Привилегий для себя не назначал, да и не любил этого дела.

— Помню, едем рано утром из Успенского в Тверь, — рассказывает председатель СПК «Успенское» Любовь Василенко. — Видим — идет по дороге человек. Присмотрелись — Светлов. Это он из Успенского, где тогда жил, на работу в Плешки направляется. А путь-то неблизкий. Спрашиваем: Матвеич, что же ты пешком идешь? «Да вот, — говорит, — сломалась машина, не на чем добраться». Нет транспорта, другого для себя не потребует, несмотря на то, что руководитель. Не считал зазорным и пешком пойти. Вот такой это был человек. Себя не жалел, о людях думал.

Развал страны, сельхозпроизводства, упадок и разорение хозяйств — жизнь на селе разделилась на «до» и «после». Старожилы говорят, что войну пережить было легче, чем разруху сельского хозяйства — восстановленного, отстроенного в послевоенные годы заново, а затем разрушенного до основания. И не врагом, а своими же. Светлов заболел только лишь по той причине, что не смог видеть, как многолетний труд его земляков, его собственный, словно корова языком слизала…

* * *

В 2014 году, когда Владимир Матвеевич уже был на заслуженном отдыхе, решением районного Собрания депутатов ему было присвоено звание «Почетный гражданин Ржевского района».

А 2 марта нынешнего года, в канун Дня освобождения Ржевского района, на здании Плешковского детсада открыли мемориальную доску В.М. Светлову. Еще раз вспомнить о прекрасном человеке, ярком представителе «золотого фонда» ржевской земли, пришли и приехали отовсюду его бывшие коллеги, друзья, земляки, односельчане, родные. Владимир Матвеевич — третий из числа тех, кто увековечен на этом здании. Первых два — герои Великой Отечественной Молодцов и Гусев.

— Я очень надеюсь, что когда-нибудь здесь появится и четвертая мемориальная доска — тому, кто восстановит, наконец, сельхозпроизводство в Плешках, возродит здесь жизнь, — сказала на торжественном мероприятии Антонина Куприянова. Эту надежду разделяют многие.

…С гранитной доски вглядывается в окружающих настоящий русский мужик, крестьянин. Но даже теперь, когда Матвеич уже ушел в мир иной, он все еще жив в человеческой памяти, в благодарных воспоминаниях односельчан и соратников. Светлая память Вам, Владимир Светлов, Человек с большой буквы.

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *