Из Германии, с миром

В понедельник, 30 сентября, в Выставочном зале открылась выставка трех немецких художников, посвященная Году Германии в России. Основная экспозиция в большом зале заполнена акварелями Адольфа Бёлиха — это по большей части пейзажи. В малом зале — работы Ханса Мрачински и Кристиана Модерзона, написанные в годы Второй Мировой войны. Эти картины — три истории людей, переживших войну, ведь когда смерть от пуль и бомб может настигнуть в любой момент, это тяжело для любого человека, вне зависимости от его национальности. Один был ребенком, когда бомбили город, в котором он жил, второй попал в плен и там научился рисовать, третьего раненым спасли русские солдаты, и он не смог воевать дальше. И картины, в той или иной степени, передают их переживания. Выставка будет длиться всего две недели, но на нее стоит взглянуть, чтобы понять, как видели ту войну простые немцы. Без плакатов, маршей и пропаганды.

В 2011 году было подписано распоряжение Президентов двух стран о проведении Годов Германии в России и, наоборот, — России в Германии. И в нынешнем году в обоих государствах проходят мероприятия, посвященные культурному и экономическому взаимодействию.

В рамках этого года московской областной общественной организацией бывших несовершеннолетних узников фашизма в разных городах нашей страны запланированы демонстрации данной выставки. В наш город картины привез Олег Алимович Харламов, заместитель председателя этой организации. Он рассказал, что картины были подарены немцами к 65-летию победы над Германией, в знак примирения. А активно выставлять эти работы стали с прошлого года. Начали с городов Подмосковья: Подольск, Павловский Посад, Балашиха, Реутов, Электросталь, Серпухов; продолжится в городах, которые наиболее сильно пострадали от войны. Выставка уже побывала в Вязьме, а теперь мы можем видеть ее в Ржеве.

7_6Интересно, что в дальнейшем к работам художников из Германии будут добавлены и работы наших соотечественников, переживших войну. Например, в этом году в одном из школьных музеев Подмосковья была найдена целая коллекция рисунков Сергея Розанова, который 4 года пробыл в Маутхаузене (немецкий концлагерь). Он рисовал где и чем мог — на обрезках упаковочной бумаги кусками угля… Работы пока находятся в стадии оформления и, к сожалению, в Ржеве мы их сейчас не сможем увидеть.

Как говорят организаторы, цель выставки — показать, что немцы щепетильно относятся к урокам истории и что фашизм не повторится.

Но давайте перейдем к самим работам, вернее, не столько к их художественной ценности, сколько к разъяснению: кем они были написаны и в каких обстоятельствах?

В большом зале представлены работы Адольфа Бёлиха. Здесь нет войны, ее ужасов. Это завораживающие по мастерству исполнения акварельные пейзажи немецкой глубинки и красот природы, увиденные художником.

7_5Адольф Бёлих во время войны был ребенком. Он видел сначала в 39-м году парады, пропаганду, военные марши. А ближе к концу войны — бомбардировки Дрездена и, конечно, это отложило свой отпечаток. Ребенок не мог глубоко понимать причины происходящего, но они заставили ценить жизнь, красоту природы. Позже Бёлих окончил академию изобразительных искусств, долго преподавал и считается техническим мастером акварели. Интересен факт: в 90-х годах его приглашали японцы написать для них учебник по технике акварели. Что вдвойне удивительно — японцы испокон веков были мастерами каллиграфии. Но они пригласили именно Бёлиха, который хорошо разбирался в химии красок, в том, как они взаимодействуют с бумагами, как меняют себя при свете. Акварелями этот художник занялся не сразу, основным средством выражения творческой мысли для него были офорты (сложная техника гравюры на металле с использованием кислот). Но после автомобильной аварии он не смог больше работать с металлическими пластинами и перешел на акварель. Писал пейзажи у себя в Германии. Интересно, что художник в
70-х годах побывал в Ленинграде, и друзья ему подарили кисти и краски советского производства. С тех пор он работал только этими кистями.

Акварель вообще довольно сложная техника, здесь нет возможности, как в работе с маслом, подправить неудавшийся момент — бумага уже впитала краску и работу надо переделывать заново. Было интересно наблюдать, как наши художники обсуждают некоторые только им понятные нюансы в работах Бёлиха. Я, человек не столь сведущий в живописи, скажу проще — это, пожалуй, самые интересные акварели, что я видел: яркие, контрастные цвета, тонкие переходы от одного цвета к другому и хорошо ощущаемое общее настроение картины. Только смотреть их надо на стендах в Выставочном зале, на фотографиях уже не то — или цвета по-другому ощущаются, или должно быть какое-то расстояние до картины. Всем ценителям живописи, я думаю, будет интересно.

.7_4..Ханс Мрачински попал в плен 19-летним парнем. Надо понимать, что и в СССР, и в Германии была всеобщая воинская повинность. Сейчас сложно судить, хотел молодой Ханс воевать или нет. Пришлось.

Немецкая пропаганда в те годы настраивала, что, мол, приедете, постреляете, пройдетесь по Красной площади… После двухнедельного завоевания Польши и трехмесячного — Франции, наверное, сложно было представить, чем все обернется. А как прошло немецкое наступление на Москву, мы с вами знаем.

Ханс Мрачински попадает в лагерь под Красногорском, в Подмосковье. На самом деле ему очень повезло: отношение к военнопленным было разным. В этом лагере была сильная организация антифашистов, среди военнопленных работали агитаторы, которые вкладывали в их головы, что война кончится поражением Германии и нужно будет строить новый мир в дружбе с русскими. По сравнению с теми же немецкими лагерями тут был если не курорт, то близко к тому: работала библиотека, отмечались праздники. Молодому немцу, который захотел рисовать, дали такую возможность: карандаши, бумагу, вольный режим — он ходил вне лагеря. Ханс Мрачински до этого не умел толком рисовать, а когда вернулся в Германию, окончил художественную академию, стал профессором живописи и в 1994 году подлинники этих рисунков подарил музею антифашистов в Красногорске.

Мрачински пишет либо мирные пейзажи и портреты, либо в несколько карикатурной форме изображает проявления войны.

На войну попадали разные люди. Например, сын художника Отто Модарзона, работы которого считаются национальным достоянием Германии, Кристиан Модерзон был призван в армию уже после окончания художественной академии. Его перевели на восточный фронт из Франции как раз для того, чтобы сын знаменитого художника рисовал победный парад. Под Москвой он был полтора месяца, когда немцев от Москвы погнали, часть, в которой он служил, перевели под Сталинград. И здесь много работ, которые посвящены тому, что он видел там: пейзажи, люди. Интересна картина, где изображена русская девочка в платке; на другом стенде можно увидеть фотографию, на которой отображен момент написания этой картины. Это фото было найдено уже в 90-х. Кристиан Модерзон вообще очень сопереживал русским, это в какой-то мере видно по его картинам: здесь мы представлены не «дикими варварами», как рисовала пропаганда, а обычными людьми со своими проблемами, характерами. Под Сталинградом Кристиан Модерзон был ранен и выжил лишь благодаря вмешательству наших. Трое русских нашли раненого немца и оказали ему медицинскую помощь. Врачи потом скажут Кристиану, что если бы не повязки, наложенные русскими, он бы умер. После этого Модерзон не мог больше воевать, он прикидывается тяжелораненым и дезертирует в Германию.

Кристиан Модерзон после войны стал профессором живописи, пусть и не таким знаменитым, как отец, именем которого названа площадь в Гамбурге, а под Дрезденом есть огромный музей работ Отто Модерзона.

Три разных художника, три разных судьбы, которые объединяет любовь к живописи и трудные годы войны. Как к этим историям жизни и творчества относиться, пусть каждый решает для себя сам. Но хорошо, что к грядущему 70-летию Победы есть возможность взглянуть на историю с двух сторон.

Владимир КУТУЗОВ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *