ДОРОЖНАЯ ВЕСНА

Нынешние зима и весна дали фору строителям, особенно в дорожной сфере. Благодаря сухой погоде дорожное полотно раньше обычного высохло после зимы, и это дало возможность начать капитальный ремонт районных автодорог уже в апреле.

В ДЕРЕВНЮ МОНЧАЛОВО МОЖНО ПРОЕХАТЬ!

Мы уже сообщали читателям, что дорожная организация приступила к строительству многострадальной дороги до братского захоронения в деревне Мончалово. Почему к строительству, а не ремонту? Потому что дорожного полотна как такового к этому населенному пункту нет уже очень давно. Протяженность дороги всего 2,5 километра, но зато каких! Легковому автомобилю, как и машинам экстренных служб и скорой помощи, здесь не проехать. Да и пройти не всегда возможно. Несколько лет назад администрация района сделала проект ремонта автодороги от поселка Мончалово до братского захоронения деревни Мончалово, но в областную программу объект не попал. И вот в 2020 году, как раз к 75-летию Победы, к одному из самых труднодоступных воинских захоронений района появится хорошая грунтовая дорога.

Стоимость строительства — более 5 млн. рублей. Конкурс на выполнение работ выиграла ржевская организация ООО «Экоторф» — дочернее предприятие «Ржевмелиорации». К работам приступили в середине апреля.

— Мы строим дорожное полотно шириной 4 метра, стараемся сделать хотя бы метровую обочину, где это возможно, — рассказал директор «Ржевмелиорации» Максим Петров. — Первый слой — песок, второй — ПГС, затем уплотнение. Здесь ежедневно трудится 10 единиц техники. Объект очень сложный из-за того, что в радиусе километра нет естественного уклона, местность — словно блюдце. Кроме того, нет съездов с дороги, технике негде развернуться, плюс глина, колеи по полметра с водой, очень топкое место. Эту дорогу использовал джип-клуб «Лебедушка» для своих трофи-рейдов. Лучше места не придумаешь. Но сейчас, пока идет стройка, мы попросили экстремалов здесь не ездить, и они согласились. Проектом предусмотрен всего один трубопереезд в самом начале дороги. Однако мы сверх сметы идем на затраты, потому что потом эту же дорогу нам и обслуживать. Трубопереход появится и на самом подъезде к братскому захоронению — там низина, поэтому водоотвод необходим. Сделаем дополнительно еще несколько разворотов для автотранспорта. Кроме того, сверх контракта мы опиливаем деревья там, где совсем узкое полотно дороги.

Окончание строительства по контракту — 5 мая. То есть, к празднованию 75-летия Победы до деревни Мончалово и до братского захоронения можно будет добраться на легковой машине. Пока идет строительство, по асфальтовой дороге, что ведет от поселка Мончалово, ездит грузовая техника. И по окончании ремонта мы ее обязательно восстановим.

Жители деревни Мончалово попросили устроить съезд с новой дороги к ним в деревню, поскольку сейчас он представляет собой топкое болотце, застеленное досками, по которым можно перебраться. И Петров пообещал сделать, так что к деревне тоже можно будет проехать на машине. А жители поселка, кто в эту пасхальную неделю посещал кладбище в деревне Мончалово, уже говорят спасибо, ведь даже по недостроенной пока дороге они смогли добраться до кладбища без проблем.

Опыт строительства подобных автодорог у предприятия немалый. Аналогичную трассу дорожники прокладывали несколько лет назад до братского захоронения в деревне Гнилево сельского поселения Успенское, а также до Фролово в сельском поселении Итомля. Теперь эти дороги — одни из лучших грунтовок в районе. К счастью, хорошая дорога дала перспективу для развития местности. В прошлом году в Житенках (что по дороге на Гнилево) открылся новый свинокомплекс «Дмитровой горы», и к нему проложили хороший асфальт. Сейчас по этим двум дорогам нет никаких замечаний, по фроловской даже ходят лесовозы. Как утверждают в «Ржевмелиорации», года три эти дороги не потребуют никакого ремонта, даже несмотря на активную эксплуатацию большегрузами.

Побывать на строительстве мончаловской дороги мне удалось в минувшую пятницу вместе с главой района Валерием Румянцевым и его первым замом Михаилом Петрушихиным. На тот момент лишь половина пути была отсыпана первым слоем песка, вторую часть только разгреб бульдозер, сделав своеобразное «корыто» для будущего дорожного полотна. И этот отрезок пути мы преодолевали на внедорожнике. Надо сказать, поездка была экстремальной. Но до братского захоронения добрались без приключений. Оно, кстати, очень ухоженное, несмотря на бездорожье и удаленность.

Побывали мы в этот день и в гостях у известной теперь на всю Россию, благодаря блогерам, единственной жительницы деревни Мончалово — 94-летней Нины Ивановны Дроздовой. Сейчас с ней живет дочь Валентина Алексеевна, потому что зрение у матери стало совсем плохое, да и возраст дает о себе знать.

Нина Ивановна новостям о строительстве очень обрадовалась. Но заметила, что на новую дорогу обязательно надо поставить шлагбаум, иначе охотники опять все разобьют.

Мы побеседовали с пожилой женщиной о житье-бытье. Я поинтересовалась, не собираются ли в город перебираться, ведь у них с дочкой квартира в Ржеве. Но Нина Ивановна категорически не хочет переезжать. Привыкла в деревне, сюда вместе с родителями она перебралась перед самой Великой Отечественной, здесь встретила войну, сюда же вернулась после фашистской неволи. Потом трудилась на колхозных полях. Когда-то, еще в конце прошлого века, в Мончалово стояло больше 30 домов. Теперь всей памяти о них — километр проселка, вьющегося по полю, кое-где отмеченного высокими, почерневшими от времени, одичавшими яблонями. Деревья — единственное, что еще указывает на давно исчезнувшие дворы.

В конце лихих 90-х в деревне вместе с проводами пропало электричество. И уже много лет хорошие бетонные столбы сиротливо стоят без них.

Прошлой осенью приехали из Москвы волонтеры-помощники, привезли Нине Ивановне солнечную батарею. Но она долго не работала. Потом племянник из Зубцова приезжал, подключил ее, как надо, и теперь батарея снабжает Нину Ивановну и Валентину Алексеевну электричеством. Подаренный генератор, который женщинам привезли чуть раньше, тоже работает. Нина Ивановна говорит: пользоваться им хорошо, но накладно — солярки много жжет, а где ее достать в деревне-то? Солнечная батарея получше — вечером часа на три хватает. И несмотря ни на что, женщины на жизнь не жалуются и в город перебираться из своего ухоженного деревенского дома не хотят.

— Мне не нравятся эти серые городские дома. Особенно летом тяжко. То ли дело в деревне — вон у нас красота какая. Потом, тут же и огород, все свое выращиваем. А в город переедешь, все купить надо. Конечно, как умер мой муж, не думали здесь оставаться. А сейчас нет, не хочу…

— 10 мая приеду к вам уже по хорошей дороге, — пообещал Валерий Михайлович Нине Ивановне. — Да, тут дорожники напилили много дров и хотят вам привезти чурбачками пять-шесть машин в качестве подарка.

— На что нам столько! — восклицает бабушка. — А внуки сюда не поедут, что им тут делать, когда нас здесь не будет…

Кто знает, возможно, новая дорога — это первый шаг к возрождению уже было совсем умершей деревни. Ведь места здесь и вправду благодатные.

ДОРОЖНАЯ ВЕСНА

Среди районных дорог, попавших в этом году в областную программу ремонта — участок автомобильной дороги по деревне Поволжье сельского поселения Победа. Стоимость реконструкции дорожного полотна протяженностью чуть более километра составляет 8,6 млн. рублей. Цена столь велика из-за того, что дорога (она, собственно, является и единственной деревенской улицей) асфальтовая. Торги по данному объекту уже состоялись, конкурс на подряд выиграло московское ООО «Прогресс».

У «Ржевмелиорации» в этом году еще один объект дорожного строительства в районе в рамках областной программы. Это ремонт дорожного полотна от трассы «Балтия» до деревни Захарово сельского поселения Есинка. Протяженность дороги — почти километр, стоимость ремонта гравийного дорожного полотна составляет 1,3 млн. рублей.

В этом году продолжится благоустройство деревни Хорошево. После прошлогодних масштабных работ по ремонту придомовых территорий нескольких многоквартирных домов, дорожного полотна до Пирютино и территории возле музея «Ставка Сталина», оста-лось сделать стоянку для туристических автобусов напротив музея. Ее площадь — 1700 кв. м, стоимость работ — более 11 млн. рублей. Подрядчик уже определен — это ржевское ООО «ЛЗ-Полимер». Этот проект был задуман только в прошлом году. И от идеи до воплощения прошел всего год. После ремонта вся территория, прилегающая к музею, приобретет законченный прекрасный внешний облик. А парковка сможет принять большой поток туристических автобусов, который, надеемся, обязательно будет, когда закончится эпидемия.

Следующий проект в рамках областной программы — обеспечение безопасности дорожного движения возле образовательных учреждений (оборудование пешеходных переходов и светофоров с мигающим желтым светом возле десяти образовательных учреждений). В нынешнем году светофоры и «зебры» появятся возле Артемовской, Медведевской, Ефимовской, Хорошевской и Итомлинской школ, а также возле Верхневолжского, Образцовского и Хорошевского детских садов. Контракт выставят на торги к маю.

И последний объект Ржевского района, вошедший в областную программу — ремонт дворовых территорий и проездов к многоквартирным домам по ул. Ленина п. Победа. Напомню, что ранее этот проект уже пыталась воплотить в жизнь одна из ржевских строительных компаний, но работы не были завершены, и контракт заказчик со строителями расторг. И вот в этом году — завершение проекта.

— На данном этапе это пока все объекты строительства, — сказал Михаил Петрушихин. — Но если в рамках областной программы будет перераспределение средств, у Ржевского района есть несколько готовых проектов по ремонту дорог, и мы обязательно будем участвовать в конкурсном отборе.

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *