Вместе возродим Россию!

Владимир Маторин — выпускник Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных, профессор. Более 15 лет он выступал в Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. По итогам 1989 года «Борис Годунов» в исполнении Владимира Маторина был признан лучшей оперной партией года. В настоящее время Владимир Маторин является одним из ведущих солистов оперной труппы Большого театра, где он исполняет основной басовый репертуар. Всего же в репертуаре артиста — более 100 партий. Знаменитый бас Большого театра — Владимир Маторин — пел на лучших сценах мира.

В 2006 году Владимир Маторин создал благотворительный фонд «Возрождение культуры и традиций малых городов Руси». А 11 ноября 2013 года всемирно известный бас, народный артист России, солист Большого академического театра драмы Владимир Маторин пел для ржевитян на сцене Дворца культуры в сопровождении Национального государственного академического оркестра народных инструментов им. Н.П. Осипова (художественный руководитель и дирижер народный артист РФ В. Андропов). Концерт, организованный благотворительным фондом «Возрождение культуры и традиций малых городов Руси», а также администрацией города Ржева, прошел с огромным успехом. Народ аплодировал стоя. Не оставили ржевитян равнодушными и выступления молодых артистов оперы Татьяны Макарчук и Дарьи Рубцовой.

30_3Этот концерт — благотворительный. Все средства будут перечислены на счет администрации города Ржева и пойдут на благоустройство сквера, где стоит памятник герою войны 1812 года Александру Сеславину. Поэтому каждый, кто пришел на концерт, внес свою лепту.

Специально для «Ржевских новостей» интервью с Владимиром Маториным.

Сразу же по окончании концерта мне удалось поговорить с Владимиром Маториным.

— Как, вам понравилось? — неожиданно начал он первым, утирая со лба огромные капли пота.

— Очень. Спасибо за Ваш безграничный талант, за тот позитивный заряд, который Вы несете со сцены зрителям.

— Большую погоду, конечно, оркестр сделал, потому что это выдающийся коллектив мирового класса. Музыканты приехали в такую даль совершенно бесплатно, хорошо играли. Никакой другой оркестр не раскроет так русскую душу! Только в русском национальном оркестре столь широкая музыкальная палитра, раскрывающая всевозможные грани русского характера: это и нежность, и удаль, и ухарство, и безбрежная радость, и грусть — все гармонично и естественно.

30_5— Владимир Анатольевич, в Вашем репертуаре много русских народных песен. В каких из них, на Ваш взгляд, наиболее ярко раскрывается душа и русская удаль?

— Я пою с удалью «Живет моя отрада» и «Вдоль по Питерской», «Ямщик, не гони лошадей»… В них есть все, от грустного размышления до дикой радости.

— Что значит для Вас Большой театр? Я понимаю, что в двух словах ответить невозможно, но все-таки?

— Это, во-первых, удивительное мерило лучших достижений, которые у нас есть в балете, в опере, в оркестре, в архитектуре… Я благодарен судьбе, что могу выходить на сцену Большого театра.

Это большое счастье. Первые 17 лет я работал в театре Станиславского и Немировича-Данченко, где сыграл 50 ролей. За 20 лет в Большом — 20 ролей. Всего же в моем репертуаре 100 партий.

— Театралы знают Вас как непревзойденного исполнителя «Бориса Годунова». А сейчас что Вы играете?

— Послезавтра — короля в «Трех апельсинах», позавчера — короля Рене в «Иоланте».

— Где Вы выступали?

— Мне легче сказать, где я не был (улыбается). Последнее время работал в Америке, в Англии, во Франции, Испании, в Италии…

30_4Поэтому преподавательскую деятельность пришлось оставить. По большому счету, вести основной репертуар в театре, преподавать и руководить кафедрой невозможно.

— Ваша любимая роль?

— У меня много хороших ролей. Люблю Ивана Сусанина, люблю Кончака и Галицкого в «Князе Игоре», люблю Бориса Годунова, за границей еще пел Варлаама и Пимена (опера «Борис Годунов»). Как у многодетной матери — какой ребенок самый дорогой? Так и роли — все дороги и любимы.

— В Великом Новгороде Вы пели для служителей Иверского монастыря. Исполняли духовную музыку в Успенском соборе Новодевичьего монастыря, в Свято-Даниловском монастыре… Обращение к духовной музыке не случайно?

30_2— В 1988 году на праздновании 1000-летия Крещения Руси в Колонном зале Дома Союзов проходил Рождественский фестиваль духовной музыки. Я был потрясен! Красота музыки, ее разливы, наполнение чем-то совершенно мне тогда неведомым ошеломили меня. Я начал потихоньку петь духовную музыку. И в 42 года член КПСС Маторин — покрестился! Затем произошел качественный рывок. Недавно был концерт в Успенском соборе Новодевичьего монастыря. Я пел с хором церковных служителей Московской областной Епархии. Испытывал огромную радость. Четвертый год подряд по благословлению митрополита Ювеналия я пою концерты духовной музыки. Так никто не поет, как мужские басы-церковники. Они молятся по-настоящему, поэтому поют эталонно.

Петь в святом для русского сердца месте, где великолепная акустика, намоленные стены, где Борис Годунов прятал свою сестру — вдову русского царя Федора Иоановича, и главное — публика, которая вместе с тобой молится… Разве это не счастье?

— Что сложнее исполнять: оперную арию или духовную музыку?

— И то, и другое одинаково сложно. Трудно молиться, обнажить душу на глазах людей, для которых эти молитвы ежедневный духовный труд.

Трудно преодолевать то, что, например, было сегодня на концерте. Полюбились народу первые вещи — можно было не петь, а стихи читать. И все бы прошло на «ура», потому что появилось нечто в воздухе неуловимое — общность людей на базе русского самосознания, которое начинает, слава Богу, возрождаться. За что, собственно, и ратует наш Фонд. Главное, напомнить нам на генном уровне о красоте русского слова. О том, что эти песни пели наши отцы, деды и прадеды. И это они дают нам такую силу.

В русских романсах, которые я пою, сконцентрировано то главное, в чем смысл жизни. А смысл жизни — в любви.

— Что связывает Вас с Тверским краем?

— Тверская земля мне дорога. Здесь в Твери похоронены мои родители и брат.

— Вы родом из Твери?

— Нет, я родился в Москве, в семье военного. Папа служил в Московском округе, и самая счастливая служба его была в Твери, он был главным инженером Академии ПВО. В это время я уже учился в Москве. Хотя сначала тоже собирался стать военным. Сейчас, конечно, не похоже, но маршалом, думаю, стал бы. В семье Маториных (до меня) четыре поколения военных.

— А артист Вы один?

— Да.

— Внуки унаследовали Ваши гены? Хотелось бы видеть их в актерской среде?

— Нет. У меня четыре внука. Они любят музыку, занимаются. Старшей 22 года, двое восьмиклассники, один — в шестом, и самой младшей, Маше, три года. Учиться музыке сложно. Я так говорю: «Чтобы заниматься музыкой, нужно испортить ребенку детство». Потом, важно думать о перспективе. В Москве ее нет. Музыкантов и певцов — перепроизводство. Если только Президентом меня избирут (улыбается), внуки будут в Большом театре или в Кремлевском дворце съездов.

— Вы — народный артист, и это Ваша миссия?

— По большому счету, моя задача: осветить и обогреть всю Россию. Для этого и создан Благотворительный фонд «Возрождение культуры и традиций малых городов Руси». Я понимаю, что всю Россию я не обогрею. Но принести пользу малым городам, таким, как Ржев, могу.

— Спасибо Вам большое.

Елена Сооляттэ

Фото

Владимира Кутузова

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *