КРИЗИС — ЭТО НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, НО И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Заканчивается учебный год. Для школ он завершается в необычном формате — дистанционном. Как районная система образования вписалась в новые реалии? На этот и ряд других вопросов отвечает заведующий отделом образования Ржевского района Алексей Макурин.

— Этот год всем родителям, школьникам (а выпускникам в особенности) запомнится надолго…

— Однозначно. Дистанционный формат — необычный для нас. В таком же необычном формате мы праздновали и самый святой праздник — День Победы. Но надо отметить, что ситуация заставила придумать новые, необычные формы празднования. И в будущем, даже при благоприятных условиях, некоторые формы останутся с нами. Например, акция «Окна Победы».

— Алексей Владиленович, дистанционное обучение предполагает наличие интернета. В городе и ближайшем пригороде проблем с доступом в сеть не возникает. А как вышли из ситуации в отдаленных уголках района?

— Еще до начала эпидемии, зимой, когда подводили итоги прошлых лет, мы задались вопросом: как дети обеспечены возможностью выхода в интернет? И на тот момент оказалось, что больше 80 процентов учащихся пользуются интернетом регулярно. Когда после каникул объявили, что формат учебы будет дистанционный, 91 процент учащихся заявили, что выбирают для себя эту форму учебы через различные интернет-платформы.

— Как в такой ситуации учатся остальные 9 процентов школьников?

— Мы не изобретали велосипед. В районе осуществлялся подвоз учащихся до школ. И сейчас используем эту возможность, чтобы развозить детям задания и собирать их. В некоторых школах страны была организована доставка заданий через почтовые ящики или местные магазины. Непреодолимых трудностей в организации учебного процесса не возникло. Дистанционное обучение — это инструмент. И от нас зависит, насколько правильно и разумно мы им воспользуемся. Сегодня дистанционное обучение позволило сохранить образовательный процесс на нормальном уровне. Да, в чем-то мы потеряли, но в чем-то даже выиграли.

— В чем потеряли?

— В живом общении. Одна из основных задач сельской школы — социализация детей. Поэтому мы проводим слеты, чтобы дети как можно больше общались друг с другом. В этом плане дистанционка дала минус. Но есть и плюсы. Руководителей иногда учат: если вы не можете запретить вечеринку, то должны ее возглавить. Так и в ситуации с интернетом. Мы же не можем изъять у всех детей смартфоны, чтобы они дни напролет не сидели в сети. Но мы можем организовать процесс правильного использования интернета и современных гаджетов для самообразования. Это сегодня происходит в рамках всей страны.

— Дистанционное обучение доставляет немало сложностей родителям. Им приходится много времени посвящать учебному процессу детей, ведь ребенку иногда необходимо объяснить тему.

— Сегодня у нашего образования женское лицо. В далекие времена, когда рождался мальчик, до трех лет он жил на женской половине, затем — на мужской, и основным воспитанием занимался отец. Сегодня так получилось, что наши мальчики на женской половине — до окончания школы. Дистанционное обучение выявило, что у нас некоторые учащиеся 10-го класса ждут, пока «мамка» с работы придет, чтобы помочь сделать домашнее задание. О чем думает, например, мама выпускника 9-го класса, когда ее сын присылает учителю домашнее задание, написанное красивым маминым почерком? Кого она хочет вырастить: мужчину, защитника, отца семейства или будущего рабовладельца, на которого вся родня будет пахать?

Психологи утверждают, что уровню восьмиклассника советского времени сегодня соответствует нынешний второкурсник вуза. Понимаете, насколько мы избаловали своих детей и насколько они несамостоятельны?

— Самостоятельным детям намного легче в этой ситуации?

— Да, и мы это увидели. Вообще, сейчас вся страна проходит курсы повышения квалификации, учителя — по своей основной профессии, причем без отрыва от производства, ученики — по своему направлению, родители — по своему прямому профилю. У кого все было по порядку, тому и дистанционка не помеха.

Три года назад, когда никто и не подозревал, что все так круто завернется, мы настоятельно рекомендовали всем педагогическим коллективам, чтобы старшеклассники выбрали для себя дистанционные курсы по школьным предметам или дополнительному образованию и проходили их в течение учебного года. За ними закреплялся наставник-куратор из учителей школы. В конце онлайн-обучения дети получали настоящие сертификаты о прохождении этих курсов. Эта работа велась планомерно, поэтому переход на дистанционное обучение в районе произошел достаточно мягко.

Я считаю, что ребенок должен уходить из школы с умением самообразовываться. В нынешних реалиях человеку необходимо постоянно учиться. Жизнь стремительна, нельзя рассчитывать, что окончив вуз, ты до пенсии будешь крутым специалистом.

С другой стороны, эта ситуация показала как светлые грани, так и темные. Если мы занимаемся образовательным процессом на какой-то платформе, то «уплыть» из внимания учителя невозможно, там все четко фиксируется: когда ученик зашел, сколько сделал заданий, вплоть до того, куда кликнул мышкой. И поэтому когда некоторые учащиеся хотят смухлевать (передать пароль и логин, чтобы кто-то за них сделал задание), теперь это легко вычисляется. Это отрицательный момент. А положительный — мы некоторых детей увидели с совершенно иной стороны. Например, у ребенка в классе не получалось публично демонстрировать свои возможности, дистанционное обучение помогло снять преграды. Для некоторых учителей эта форма учебы тоже оказалась ближе. И, конечно, ситуация с эпидемией высветила все недостатки нашей системы образования по стране, и больше всего — недостатки воспитания. Что меня больше всего задевает — это попытка учеников обмануть, списать. Чтобы выполнить упражнение самостоятельно, ученику требуется 15-20 минут. Но нет, он лучше 40 минут потратит, чтобы найти в интернете и списать, но не делать самому. Ориентиры сбились.

— В связи с этой непростой ситуацией произойдет переоценка ценностей, как считаете?

— Она уже происходит. Мы поняли, без чего не можем обойтись, без каких магазинов, кто из предпринимателей ведет себя честно, кто сразу цены в космос задирает, какие профессии имеют истинную ценность… Эпидемия стала индикатором нашего общества. Любая нестандартная ситуация позволяет показать нас всех с новой стороны. И, возможно, нам не всегда это понравится. В то же время эта ситуация помогла многим семьям сблизиться: некоторым детям эпидемия заново «подарила» вечно занятых родителей.

— Думаю, сейчас и родителей, и выпускников волнует вопрос: как будут проходить выпускные экзамены?

— До конца ситуация на сегодняшний момент еще неясна. Девятые классы заканчивают учебу без экзаменов, то есть, они получат аттестаты по итоговым оценкам. ЕГЭ пройдет по новому графику, сформированному министерством.

В Ржевском районе учебный год закончится 29 мая. И в этот день мы проведем последний звонок. Как организовать это мероприятие — пока открытый вопрос. Наши выпускники не виноваты, что сложилась такая ситуация. А праздник должен быть, ведь это особенный для них день и он должен запомниться не только коронавирусом. Последний звонок обязательно состоится в каждой школе. Как именно он будет проходить, пусть пока останется сюрпризом.

— Этот учебный год закончится, школы начнут готовиться к новому. Какие образовательные учреждения района в этом году ожидают грандиозные ремонтные свершения?

— Мы подавали четыре заявки в область на софинансирование крупных проектов. К сожалению, конкурсный отбор прошли только два, оба в Есинской школе — ремонт кровли и замена окон. Кровли в Трубинской школе и в Звягинской дошкольной группе пока не вошли в программу. В остальном план подготовки образовательных учреждений к новому учебному году составлен, все запланированное выполним, в том числе и по подготовке учреждений к отопительному сезону.

Надо отметить, что мы теперь должны планировать не на год, а на три. И, соответственно, подавать заявки в область на два-три года вперед. Это вызывает некоторые сложности. Например, разработанная проектная документация через три года становится неактуальной. С другой стороны, министерство образования нацеливает на увеличение горизонтов планирования.

А основные задачи на лето — исполнение предписаний надзорных органов. Не все работы завершены по молниезащите, видеонаблюдению, мерам противопожарной защищенности. Причем мы с некоторыми требованиями согласны, а с некоторыми — нет.

— Например?

— Срочно заставляют монтировать молниезащиту, но по логике, сначала надо капитально отремонтировать кровлю. Однако финансовые возможности позволяют ремонтировать только три кровли в год. К тому же, правила надзорных органов — не константа, они часто меняются. Система образования, как и бюджеты всех уровней, не всегда успевает за этими изменениями в требованиях МЧС. У Роспотребнадзора — тоже свои требования. Поэтому у нас ежегодный «квест» — приведение зданий в нормативное состояние. Удовлетворить указания всех надзорных органов одномоментно — невозможно ни физически, ни финансово. Я понимаю, что некоторые требования вызваны жизнью, но нужно реально оценивать сроки. Должны быть согласованы графики соблюдения всех указаний с бюджетными возможностями муниципалитетов, субъектов РФ и Федерации. В этом отношении хотелось бы пожелать взаимопонимания и содействия между всеми органами власти.

— Наверняка много вопросов возникает в связи с эпидемией по летнему отдыху и занятости детей. Пришкольные лагеря будут работать?

— Рекомендации Роспотребнадзора — летнюю оздоровительную кампанию в привычном виде начать с 1 июля. Но сегодня все муниципалитеты области разрабатывают свои альтернативные программы занятости детей на июнь.

В завершение хочу поздравить все педагогические коллективы, учащихся, родителей с завершением этого непростого года. Пожелать всем здоровья и достойно завершить учебный год. А выпускникам — определиться с будущей профессией, которая была бы одновременно и их хобби, главным увлечением. Тогда им никогда не придется ходить на работу.

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *