Ольга Владимировна Виноградова, заведующая архивным отделом администрации Ржева: ЭЛЕКТРОННЫМИ ДОКУМЕНТАМИ БУМАЖНЫЕ НЕ ЗАМЕНИТЬ

— Ольга Владимировна, почему именно архив? Что повлияло на выбор профессии?

— Можно сказать, что не я выбрала профессию, а она — меня. По первому образованию я экономист, по второму — программист, работала по специальности и никогда не думала, что буду заведовать архивом. Но так получилось. Я пришла сюда в 2005 году, когда здание находилось в плачевном состоянии — текла крыша, были выбиты окна, двери открывались сами по себе, не работало отопление. Был май месяц, но сотрудники встретили меня в куртках и теплых сапогах. Меня как раз и отправили сюда заниматься ремонтом. Здание мы отремонтировали, менялись сотрудники, но я, похоже, осталась здесь навсегда. Архивное дело изучала с нуля. Брала положения, читала правила, нормативные документы, с блокнотом лазила по стеллажам. Сейчас я уже опытный архивариус. По фондам, наверное, знаю архив полностью, а с документами, которые в них содержатся, еще работать и работать. Ведь никакой систематизации при их приеме чаще всего не проводилось. Думаю, наш архив содержит в себе еще массу интересного, а, возможно, и уникального. Обнаруживается это нами чаще всего в процессе каждодневной рутинной работы.

— Архивное дело считается делом скучноватым…

— Не стану в этом никого разубеждать. Большая часть нашей работы на самом деле сидячая, кропотливая, требующая дотошности и терпения. Нужно иметь хорошую память, уметь вчитываться в скучные документы. Каждый день одно и то же. В архиве существует текучка кадров. Это обусловлено большими нагрузками и небольшой зарплатой.

— Но я имела возможность наблюдать, что Вы увлечены своей работой, можно сказать, любите её.

— Я люблю историю, саму возможность каждый день прикасаться к ней. Мне нравится работать с людьми, помогать им в поиске нужных сведений. А к нам приходят очень интересные люди, которые дают направления и идеи уже для самостоятельных поисков. Вот эта поисковая часть работы для меня занимательна. Но времени на нее остается крайне мало. В целом архив — это учёт, комплектование, официальная переписка, выдача справок. Нас в отделе трое: я, ведущий специалист и документовед. Мы справляемся. Значительно прибавляется работы в то время, когда что-то реформируется или перестраивается. Большая часть наших посетителей приходят за справками для пенсионного фонда.

— Это работа с делами по личному составу предприятий и организаций?

— Да, и это наша главная головная боль. Ведь результат этой работы зависит не от архивистов, а от того, как в свое время велась документация, как были составлены личные дела. То есть, если документы велись идеально, по правилам, грамотными и добросовестными людьми, карточки и лицевые счета оформлены как положено, приказы написаны правильно и грамотно, то никаких проблем с выдачей справки не возникает. Но это в идеале. Чаще всего поступают документы, открываешь карточки и… повезло, если там хотя бы правильно написаны имя, фамилия или отчество. Хорошо, если все же удается вникнуть в это путаное делопроизводство. Но бывает, что и оформлено неправильно, и части документов нет, и лицевые счета не в порядке. Из-за плохого хранения листы утеряны, испорчены, при сшивании утрачена часть текста. Порой выдать справку вообще не представляется возможным. Но это не зависит от нас. Мы свою работу делаем добросовестно.

— Это проблема нашего времени? Или советские архивы тоже велись не всегда корректно?

— Так было всегда. Многое зависит от человека, который этим занимается. Есть четкие правила, все законодательно прописано. Но вот соблюдались и соблюдаются они далеко не всегда. Но раньше необходимости обращаться в архив у работника, выходящего на пенсию, и не возникало. Теперь же это все очень важно.

— Возможно, решением проблемы являются электронные архивы?

— Пока никакой работы в этом направлении не велось, дальше разговоров дело не шло. Правда, вот буквально вчера я получила новые Правила, утвержденные 20 марта. Начала изучать. И в них как раз появилось понятие электронного архива. Самое главное, что пока не определено, кто будет хранить электронный архив; будет ли это муниципальный или государственный уровень. Здесь должна быть обеспечена должная защита. Ведь речь идет о персональных данных граждан. Так что пока по электронным документам справки не выдаются. Даже в тех архивах, где какие-то электронные версии существуют, ссылка или шифр идет на бумажный носитель. Посмотрим, что будет дальше.

— Не может случиться так, что архив в нашем понимании этого слова перестанет существовать?

— Не перестанет. Как показывает практика, электронный документ электронным документом, а верить можно только официальной бумаге с печатью. Поэтому бумажный документооборот никуда не исчезнет. И общая проблема всех архивов — помещения для хранения — уверена, тоже никуда не исчезнет.

— Ржевский архив давно страдает от тесноты и неприспособленности здания. И хотя вы располагаетесь в одном из немногих сохранившихся зданий XIX века, нужно переезжать. Как с этим обстоят дела?

— С радостью говорю, что, наконец-то, эта проблема окончательно решена. Нам передали помещения бывшего машиностроительного техникума. Позади долгая эпопея переговоров и согласований по передаче здания. Мы с главой города уже осматривали здание, наметили этапы его ремонта. Начнем с крыши, потом займемся коммуникациями, отоплением, освещением. Первый этаж решили отдать под прием посетителей: здесь будет располагаться удобный читальный зал, где любой желающий сможет работать с документами. Здесь же будет открыт музей, где мы сможем экспонировать те документы, которые могут быть интересны ржевитянам и гостям города.

— В нашем архиве есть такие документы?

— У нас хранится очень много интересных документов! Например, совершенно уникальные фотографии, которые представляют буквально музейную ценность. Есть документы, связанные с архивным делом. Очень много того, что сможет обогатить наши знания об истории родного города. Новое здание архива имеет удобное расположение, стоит на туристической тропе. И мы сможем заинтересовать даже самого взыскательного посетителя. И постоянно находятся новые документы. Например, совсем недавно в архиве обнаружили рукопись Бориса Полевого. Ее нашел в блиндаже военных корреспондентов солдат-артиллерист, взял себе на память, а в 80-е годы прислал в Ржев.

— Вернуть то, что в свое время забрали в областной архив, не представляется возможным?

— Думаю, нет. Уже разделены и закреплены полномочия по хранению этих документов. Конечно, нам очень хотелось бы вернуть. Забрали тогда много интересного: метрические книги, документы исполкома горсовета с 1918 по 1943 годы, архивы милиции. Но сейчас, думаю, можно получить лишь копии. И это платная услуга.

— Впереди много работы. И не только по ремонту; сам переезд — дело масштабное, учитывая, сколько документов у вас хранится.

— Конечно, поэтому переезд тоже будет постепенным. Часть документов пока останется в старом здании. Нужно будет заново все каталогизировать, заводить новую базу данных. При этом работа архива не может быть остановлена.

— Сейчас, наверное, самое время помечтать. Какой он — идеальный архив? Каким бы его Вам хотелось видеть?

— Мне доводилось видеть архивы, о которых можно только мечтать. В качестве примера могу привести тверской городской архив. Они смогли попасть в Программу развития культуры и получили тогда очень серьезные деньги. Сейчас они располагаются в специально отремонтированном здании, приспособленном именно под архив: продуманная система вентиляции и отопления, новейшее оборудование, стеллажи, специальные коробки для хранения. В каждом архивохранилище — отдельный сотрудник, который занимается только
им — копирует документы, создает фонды пользования. Когда мы попали туда на экскурсию, то были впечатлены и обескуражены. Это всё, конечно, очень дорого, но мы надеемся, что и нам удастся сделать ремонт, закупить новые легкие стеллажи, на которые будет удобно ставить специальные коробки с документами, передвигать их, возвращать на место без опаски, что тебе все это упадет на голову.

Сейчас нам довольно тяжело работать. Я даже не говорю о комфорте сотрудников. Документы жалко! Большая часть архива хранится в связках, при работе с ними приходится нужные из связок тащить, обложки портятся. Сам архив переполнен. Фонд негде было хранить еще вчера. А ведь каждый год он пополняется.

— За счет чего идет такое пополнение архива?

— По закону, мы должны принимать документы предприятий, которые ликвидированы. Хотя не все они сдают свои архивы. Иногда сами, узнав о наличии бесхозного архива, бежим забирать его, чтобы не пропал. Основная часть документов поступает к нам из отделов администрации. Хотелось бы забирать их на хранение сразу. У нас они будут в целости и сохранности. Хотя мы готовы обучать и обучаем. Каждого, кто к нам обращается. Правила по ведению архивов проработаны и четко прописаны. Проблема в том, что на ведение архива не выделяется средств. А ведь в идеале документы, переданные на вечное хранение в архив, должны быть и оформлены в надлежащем виде.

— Сейчас эти документы кажутся скучными. Но ведь когда-то наши потомки смогут изучать по ним, как жил наш город в начале XXI века…

— Конечно. Например, по тем же архивам предприятий, по личным делам можно узнать очень многое. Нам в свое время тверской архив оставил их на уничтожение. Но мы, ознакомившись, решили, что этого делать нельзя. Ведь документы велись в то время очень своеобразно, о человеке давались самые разные сведения. Много занимательного и показательного можно прочитать в жалобах, выговорах, приказах. Я уверена, что все эти документы еще ждут своих исследователей. Вот совсем недавно у нас работали поисковики поискового отряда «Пионер» из Москвы. Они остались довольны нашим сотрудничеством.

Мы всегда очень рады каждому посетителю, который интересуется архивом с точки зрения истории своей семьи, истории предприятий, города в целом.

Беседовала Ольга ДАБУЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *