ФЕРМЕРСТВО КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ

Елену Леонидовну застать дома трудно. Утром она едет на свою ферму в Гришино, чтобы подоить и покормить стадо, затем — переработать молоко и развезти по клиентам. А после обеда можно немного свободно вздохнуть. Правда, ненадолго, и снова в бой. Потому что сельское хозяйство, а тем более молочное животноводство — это процесс непрерывный, ведь животные выходных и праздников не признают.

Официальный статус фермера Елена Белова получила в прошлом году, зарегистрировав свою деятельность в качестве ИП. Хотя фермерствует уже очень давно.

Первая корова у Беловых появилась более 20 лет назад. Как раз заканчивались сложные 90-е годы. В семье было уже трое детей, младшему 4 года. И решили тогда: чтобы выжить, поднять детей, надо перебираться на землю и начинать заниматься сельским хозяйством.

— Муж, Михаил Владимирович, в то время помогал убирать зерновые в подсобном хозяйстве Камышова в Семашко, помните, такое было? — рассказывает Елена Леонидовна. — И мы решили перебраться туда, за 7 километров от города. Муж говорит: я привезу корову, и пока она не отелилась, будешь ходить на ферму учиться доить. Но корова телилась в первую же ночь. А доить-то я не умею! Так пришлось сразу всему научиться.

В 2000 году мы купили дом в Пирютино и переехали. Детям поближе ходить в школу, да и жилье все-таки свое. Кстати, дом — это было самое страшное, потому что его надо было полностью перестраивать и благоустраивать. Тем временем наше стадо потихоньку увеличивалось. В 2004 году взяли в аренду землю в Гришино, чтобы у нас была полноценная ферма, где свободно разместились бы все шесть наших коров. И практически сразу пришли к выводу, что сами будем сеять овес, самостоятельно заготавливать сено. Покупное — это кот в мешке. Поэтому не только у нас, но и у наших детей, ни выходных, ни каникул, ни отпусков с тех пор никогда не было…

Сейчас в хозяйстве Беловых уже 9 коров, два быка и три телочки. Направление — молочное животноводство. Елена говорит, что реализовать мясо сейчас очень сложно. В магазины не берут, да и закупка смешная. Поэтому только молоко.

Официально в хозяйстве работают четыре человека. Нынешней весной яровой сев в КФХ Елены Беловой составил 100 гектаров. Увеличение посевных площадей — не только собственная продовольственная безопасность, но и доход. Излишки кормов — сено и овес — фермеры даже продают. Это дополнительная доходная статья, позволяющая приобретать ГСМ и запчасти для техники. Хотя лишних, вернее, свободных денег в хозяйстве никогда не бывает. Таковы реалии нынешнего сельхозпроизводства.

Елена Леонидовна похвасталась новым доильным аппаратом, который приобрели в прошлом году за 40 тысяч рублей:

— Радует, что он может работать и от генератора. А до этого у меня был самодельный, муж сделал, причем дойка могла работать и от трактора. Это спасало, особенно когда нет электричества или нормальной погоды. А электричества у нас часто не бывает. Мы уже привыкли. Здесь вообще такое место ветреное, два года подряд ураганом сносило крыши на дворе и с гаражей. Даже крышу у дома немного повредило.

Кстати, здесь, в Гришино, Беловы начали строить дом на своем фермерском участке. Такой, как хотели: большой и просторный. Давно начали. У сельских жителей, обремененных хозяйством, особенно таким большим, строительство собственного жилья всегда процесс небыстрый. Сказывается даже не столько нехватка свободных денег, сколько свободного времени. Оно просто на вес золота, начиная с весны и до осени. Что ж поделать, если строительный сезон совпадает с сельскохозяйственным!

Для Елены Беловой, которая является главой КФХ, официально зарегистрировать фермерство — шаг ответственный. К слову, не каждый владелец личного подсобного хозяйства на него отважится. Ибо фермеры в нашей стране попадают в разряд индивидуальных предпринимателей, а это налоги — ни много ни мало 40 тысяч в год. А также налог на сельхозтехнику, отчисления во все фонды. Поэтому, когда фермерство рисуют в розовых красках, те, кто давно трудится на земле, немного скептически относятся ко всем подобным заявлениям. Хотя сейчас государство начало, наконец, оказывать реальную помощь сельхозотрасли, в частности, фермерству.

Елена Леонидовна рассказала: когда зарегистрировала свое хозяйство, даже не подозревала, что существует такая программа как «Агростартап» — гранты для начинающих фермеров. Беловым предложили, и они решили попробовать принять участие в программе. По ее условиям необходимо иметь 10 процентов собственных средств, остальные дает государство на те или иные цели. На грант в сумме более 3 млн. рублей получилось приобрести трактор «Беларус» с усиленной балкой, грабли, дискатор, пресс-подборщик и грузовую «Газель». Машину брали с перспективой использовать для доставки молока на молокозавод, если все будет развиваться согласно составленному бизнес-плану. Сейчас молоко Елена реализует самостоятельно, за годы уже сложился собственный круг клиентов. Да, это ответственность перед конкретными покупателями, да, хлопотно, но и более выгодно: 60 рублей за литр в частном порядке ни в какое сравнение не идет с 20 рублями за литр на молокозаводе. Впрочем, Елена Леонидовна не исключила и такой возможности: если субсидия на молоко будет приемлемой и объемы производства увеличатся, то гораздо проще будет его сдавать оптом, чем самостоятельно заниматься переработкой и доставкой.

— Новая техника — это хорошее подспорье для хозяйства. Без нее никуда, — продолжает Елена Белова. — Чтобы получить грант, мы должны были соблюсти ряд условий: как минимум, два официально трудоустроенных работника на 5 лет с зарплатой не менее МРОТ, не сворачивать фермерскую деятельность в течение этого срока. И через пять лет вся приобретенная на грант техника полностью перейдет в мою собственность. Весь этот период мы будем отчитываться о своих достижениях согласно составленному бизнес-плану. И это единственное, что смущает. В сельском хозяйстве нельзя спрогнозировать все до мелочей, как ни старайся, природа, от которой зависит многое: животные, земля и ее урожайность… Поэтому бизнес-планы в сельском хозяйстве всегда приблизительные. У нас запланирован ежегодный рост поголовья, по бизнес-плану планируем сдачу мяса, хоть и невыгодно. Но будем искать ресурсы. Первая помощь от государства уже стоит в виде новой техники в гараже, теперь мы попробуем подавать документы на субсидирование растениеводства.

В планах у нас развитие. Конечно, самая большая мечта — это новая ферма, современная, с необходимым оборудованием для доения, с грамотной системой навозоудаления, с отдельным оборудованным помещением для приема и переработки молока. Пусть будет небольшая, голов на 50 вместе с телятами. Построить такую, по скромным подсчетам, обойдется в 10 млн. рублей. Будем надеяться, что такая возможность появится. Правда, к банковским кредитам мы с мужем относимся с осторожностью, привыкли рассчитывать на свои силы. Хотя, если бы появились выгодные предложения, может быть, и рискнули.

Несмотря на сложности, в том числе и экономические, для Беловых фермерство уже не просто занятие, а образ жизни; сложной и не для всех понятной, когда постоянно живешь в режиме круговерти, не имея возможности на отпуск.

— Коровки — это часть моей жизни, — улыбается Елена. — И жить в таком ритме для нашей семьи — это норма. А отпуск… Но ведь когда мы рожаем второго или третьего ребенка, даже не можем думать об отдыхе. Так и здесь. Мы даже отелы у коров распределяем так, чтобы круглый год быть с молоком, потому что сначала необходимо было вырастить детей, теперь внуки, которым нужно молоко.

Для меня отдых — это смена деятельности. А для души… Я много чем люблю заниматься, шить, например, читать. Но все любимые занятия откладываю на потом, ведь все еще впереди…

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *